МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 70н
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ВГ-6-06/707
3 октября 1997 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,
СВЯЗАННЫХ С УРЕГУЛИРОВАНИЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЫВШЕГО СССР
ИНОСТРАННЫМ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКАМ И ФИНАНСОВЫМ ИНСТИТУТАМ,
ОБЪЕДИНЕННЫМ В ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ
1. В связи с реструктуризацией Внешэкономбанком СССР задолженности бывшего СССР коммерческим банкам и финансовым институтам, объединенным в Лондонский клуб кредиторов, и принятием Постановления Правительства Российской Федерации N 1167 от 15 сентября 1997 г. "Об урегулировании задолженности бывшего СССР иностранным коммерческим банкам и финансовым институтам, объединенным в Лондонский клуб кредиторов" Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщают следующее.
Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации, исходя из достигнутых соглашений о реструктуризации задолженности бывшего СССР иностранным коммерческим банкам и финансовым институтам, объединенным в Лондонский клуб кредиторов, предусматривающих, что Внешэкономбанк СССР (а) заключает договор о реструктуризации, в соответствии с которым задолженность бывшего СССР иностранным коммерческим банкам и финансовым институтам, объединенным в Лондонский клуб кредиторов, соответствующая необходимым требованиям для участия в реструктуризации (далее по тексту "задолженность"), будет реструктуризирована путем предоставления Внешэкономбанку СССР для погашения соответствующих требований кредиторов по основной сумме задолженности новых кредитов с длительным сроком погашения (далее по тексту "кредиты"); (б) заключает Договор об обмене долговых обязательств, в соответствии с которым Внешэкономбанк СССР реструктуризирует существующие требования кредиторов по процентам на задолженность путем осуществления платежей денежными средствами в частичное погашение этих требований (далее по тексту - "платежи денежными средствами") и выпуска процентных облигаций в погашение баланса этих требований и (в) в соответствии с договором о реструктуризации выпускает впоследствии дополнительные процентные облигации в погашение части процентов, начисляемых до 2002 года на кредиты (далее по тексту в совокупности с первоначально выпускаемыми процентными облигациями - "облигации"), применяют настоящее Положение в отношении иностранных юридических лиц (за исключением постоянных представительств иностранных юридических лиц в Российской Федерации) и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (не имеющих постоянного местопребывания в Российской Федерации).
2. В целях настоящего Положения постоянное представительство иностранного юридического лица определяется в соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
Ни платежи денежными средствами, ни предоставление кредитов, ни выпуск облигаций в соответствии с условиями реструктуризации Внешэкономбанком СССР задолженности Лондонскому клубу не будет являться основанием для того, чтобы считать иностранное юридическое лицо имеющим постоянное представительство на территории Российской Федерации.
Оказание иностранным юридическим лицом услуг за пределами Российской Федерации в связи с платежами денежными средствами, кредитами или облигациями само по себе не будет являться основанием для того, чтобы считать указанное лицо имеющим постоянное представительство на территории Российской Федерации.
3. Платежи денежными средствами, проценты, получаемые иностранными юридическими лицами в соответствии с условиями договора о реструктуризации, и проценты, получаемые иностранными юридическими лицами по облигациям, налогом на прибыль по статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не облагаются.
В отношении налогообложения указанных доходов применяется статья 10 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
4. Если действующим международным договором Российской Федерации или бывшего СССР предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора.
Если выпуск облигаций оформлен в виде глобального сертификата (глобальных сертификатов), держателем которого (которых) является клиринговая или депозитарная организация (организации), а платежи денежными средствами и выплаты процентов по кредитам производятся отдельным доверительным управляющим, действующим от имени кредиторов, и указанные клиринговые или депозитарные организации и доверительные управляющие в каждом случае являются резидентами государства, с которым у Российской Федерации имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, и, если такой международный договор предусматривает в Российской Федерации (государстве - источнике выплаты дохода) освобождение от уплаты налога на доходы в виде процентов, получаемых резидентами этого другого государства, то каждая такая клиринговая или депозитарная организация и каждый из указанных доверительных управляющих платежами денежными средствами и перечислением процентов, считается в каждом случае резидентом, пользующимся режимом, установленным указанным международным договором, и фактически имеет право собственности на проценты по облигациям и по кредитам, а также на платежи денежными средствами, для целей указанного международного договора.
При представлении в соответствующий налоговый орган Российской Федерации и Государственную налоговую службу Российской Федерации до срока первого перечисления указанных процентов по облигациям, оформленным глобальным сертификатом, а также до срока первого платежа денежными средствами доверительному управляющему, действующему от имени кредиторов, и первой выплаты процентов по кредитам доверительному управляющему, действующему от имени кредиторов, в каждом из этих случаев единовременного подтверждения о том, что указанная клиринговая или депозитарная организация - держатель глобального сертификата, и соответственно каждый из указанных доверительных управляющих считается резидентом такого государства, предварительное удержание налога в Российской Федерации не производится.
5. В случае возникновения дополнительных налоговых обязательств, не предусмотренных на момент заключения договора (контракта), договор (контракт) может включать положения относительно увеличения суммы, подлежащей выплате.
6. В случае продажи облигаций иностранными юридическими лицами, независимо от места заключения договора купли - продажи или уступки прав по договору о реструктуризации независимо от места заключения договора уступки прав по договору о реструктуризации, прибыль от этой операции не подлежит налогообложению в Российской Федерации, за исключением случаев, когда такая продажа осуществляется через постоянное представительство иностранного юридического лица в Российской Федерации, а также случаев, когда в результате такой продажи или уступки осуществляется перечисление дохода иностранным юридическим лицам из источников в Российской Федерации.
7. При продаже облигаций или уступке прав по договору о реструктуризации физическими лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации, полученный доход подлежит обложению подоходным налогом с физических лиц в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, если такой доход получен из источников в Российской Федерации. Доход считается полученным из источников в Российской Федерации при условии, что облигации проданы либо права по договору о реструктуризации уступлены российскому юридическому лицу или физическому лицу, имеющему постоянное местожительство в Российской Федерации, а также иностранному юридическому лицу, если постоянное представительство данного иностранного юридического лица в Российской Федерации непосредственно заключает договор купли - продажи облигаций либо договор об уступке прав по договору о реструктуризации в качестве представителя стороны. При этом не имеет значения, заключен ли договор купли - продажи облигации либо договор уступки прав по договору о реструктуризации на территории Российской Федерации или за ее пределами.
8. Доход, полученный в результате продажи облигаций иностранными физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, либо в результате уступки прав по договору о реструктуризации иностранными физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, подлежит обложению подоходным налогом с физических лиц в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, независимо от того, получен ли он от источников в Российской Федерации или за ее пределами, а также независимо от того, заключен ли договор купли - продажи облигаций либо договор об уступке прав на территории Российской Федерации или за ее пределами.
9. Выплаты иностранным юридическим лицам по договорам об оказании услуг, заключенным Внешэкономбанком СССР во исполнение договора о реструктуризации задолженности и договора об обмене обязательств, по распределению платежей денежными средствами, предоставлением и обслуживанием кредитов, выпуском облигаций налогом на добавленную стоимость не облагаются, если эти услуги фактически оказаны за пределами территории Содружества Независимых Государств.
10. С выручки, полученной иностранными юридическими лицами при продаже или размещении облигаций или при уступке прав по договору о реструктуризации через постоянные представительства иностранных юридических лиц, расположенные на территории Российской Федерации, либо с выручки, полученной указанными лицами через их постоянные представительства, расположенные на территории Российской Федерации, налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают постоянные представительства иностранных юридических лиц (иностранные юридические лица) в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Если продажа или размещение облигаций, уступка прав по договору о реструктуризации производятся иностранными юридическими лицами за пределами Российской Федерации, то они в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" не являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог.
11. Согласно подпункту "ч" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" местные органы власти вправе устанавливать местный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. Налогооблагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы исчисляется в порядке, установленном для исчисления налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог, изложенном в пункте 10 настоящего Положения. При этом необходимо учитывать, что местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы по уплате данного налога в соответствии со своей компетенцией.
12. Облигации, кредиты и платежи денежными средствами не являются объектом налогообложения налогом на имуществом согласно Закону Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Требование пункта 2.2 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" о предоставлении уведомлений в налоговые органы Российской Федерации в отношении имущества, находящегося на территории Российской Федерации, не распространяется на облигации, кредиты и платежи денежными средствами.
Первый заместитель Министра
финансов Российской Федерации
А.Л.КУДРИН
Первый заместитель
Руководителя Государственной
налоговой службы
Российской Федерации
В.В.ГУСЕВ