МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 01-31/37
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ВЕ-6-05/166
ПИСЬМО
от 3 марта 1997 года
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ
С ОБЛИГАЦИЯМИ ВНЕШНИХ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ 1997 ГОДА
В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации N 71 от 23 января 1997 г. "О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 году" Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщают следующее.
1. В целях настоящего письма постоянное представительство иностранного юридического лица определяется в соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
Факт приобретения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации в 1997 году (далее - "облигации") сам по себе не является основанием для того, чтобы рассматривать иностранное юридическое лицо как имеющее постоянное представительство на территории Российской Федерации.
Оказание иностранным юридическим лицом услуг, связанных с размещением, обращением и обслуживанием облигаций за пределами Российской Федерации, само по себе не будет являться основанием для того, чтобы рассматривать указанное лицо как имеющее постоянное представительство на территории Российской Федерации.
2. Согласно пункту 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", доходы в виде процентов, полученные юридическими лицами - владельцами облигаций в соответствии с условиями выпуска, не облагаются налогом на прибыль.
Согласно Закону Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" операции, связанные с приобретением облигаций, в том числе получение дохода по облигациям, на территории Российской Федерации пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается Законом Российской Федерации "Об иностранных инвестициях в РСФСР", другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории Российской Федерации. Правовой режим указанных операций не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан Российской Федерации.
3. Проценты по облигациям, полученные физическими лицами, как имеющими, так и не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации, не облагаются подходным налогом с физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Если действующим международным договором Российской Федерации или бывшего СССР предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора.
Если (а) выпуск облигаций оформлен в виде глобального сертификата, держателем которого является клиринговая или депозитарная организация - резидент государства, с которым у Российской Федерации имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, и (б) такой международный договор предусматривает в Российской Федерации (государстве - источнике выплаты дохода) освобождение от налога на доходы в виде процентов, получаемых резидентами этого другого государства, то такая клиринговая или депозитарная организация считается резидентом, пользующимся режимом, установленным указанным международным договором, и фактически имеет право собственности на проценты по облигациям, представленным глобальным сертификатом, для целей указанного международного договора.
При представлении в налоговый орган Российской Федерации до срока первого перечисления указанных процентов единовременного подтверждения о том, что держатель глобального сертификата является резидентом такого государства, предварительное удержание налога в Российской Федерации не производится.
5. Для целей применения настоящего письма обязательным требованием является наличие в условиях выпуска облигаций, представленных глобальным сертификатом, держателем которого является указанная в пункте 4 настоящего письма клиринговая или депозитарная организация, положений, устанавливающих, что получателями процентов не могут быть резиденты Российской Федерации (кроме физических лиц), в какой бы форме (получение полного или частичного, прямого или опосредованного права собственности на доходы в виде процентов по облигациям) не происходило получение таких процентов.
6. В случае возникновения дополнительных налоговых обязательств, не предусмотренных на момент заключения договора (контракта), договор (контракт) может включать положения относительно увеличения суммы, подлежащей выплате.
7. В случае продажи облигаций иностранными юридическими лицами, независимо от места заключения договора купли - продажи, прибыль от этой операции не подлежит налогообложению в Российской Федерации, за исключением случаев, когда такая продажа осуществляется через постоянное представительство иностранного юридического лица в Российской Федерации, а также случаев, когда в результате такой продажи осуществляется перечисление дохода иностранным юридическим лицам из источников в Российской Федерации.
8. При продаже облигаций физическими лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации, полученный доход подлежит обложению подоходным налогом с физических лиц в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, если такой доход получен из источников в Российской Федерации. Доход считается полученным из источников в Российской Федерации при условии, что облигации проданы российскому юридическом улицу или физическому лицу, имеющему постоянное местожительство в Российской Федерации, а также иностранному юридическому лицу, если постоянное представительство данного иностранного юридического лица в Российской Федерации непосредственно заключает договор купли - продажи облигаций в качестве представителя стороны. При этом не имеет значения, заключен ли договор купли - продажи на территории Российской Федерации или за ее пределами.
9. Доход, полученный в результате продажи облигаций иностранными физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, подлежит обложению подоходным налогом с физических лиц в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, независимо от того, получен ли он от источников в Российской Федерации или за ее пределами, а также независимо от того, заключен ли договор купли - продажи на территории Российской Федерации или за ее пределами.
10. Выплаты иностранным юридическим лицам по договорам об оказании услуг, заключенным Министерством финансов Российской Федерации в связи с выпусками внешних облигационных займов 1997 года, налогом на добавленную стоимость не облагаются, если эти услуги оказаны за пределами территории Российской Федерации.
11. С выручки, полученной при продаже или размещении облигаций иностранными юридическими лицами через постоянные представительства иностранных юридических лиц, расположенные на территории Российской Федерации, налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают постоянные представительства иностранных юридических лиц (иностранные юридические лица) в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Если продажа или размещение облигаций производится иностранными юридическими лицами за пределами Российской Федерации, то они в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" не являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог.
12. Согласно подпункту "ч" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" соответствующие органы вправе устанавливать местный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. Налогооблагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы исчисляется в порядке, установленном для налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог, изложенном в пункте 11 настоящего письма. При этом необходимо учитывать, что соответствующие органы могут устанавливать дополнительные льготы по уплате данного налога в соответствии со своей компетенцией.
13. Облигации не являются объектом налогообложения налогом на имущество согласно Закону Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Требование пункта 2.2 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" о предоставлении уведомлений в налоговые органы Российской Федерации в отношении имущества, находящегося на территории Российской Федерации, не распространяется на облигации.
Первый заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
А.П.ВАВИЛОВ
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
В.Д.ЕВСТИГНЕЕВ