МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 24-01-06/14509

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ЕВ-15600/08

ПИСЬМО
от 2 марта 2021 года

О ПОЗИЦИИ
МИНФИНА РОССИИ И МИНПРОМТОРГА РОССИИ ПО ВОПРОСУ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ, ОДЕЖДЫ И МЯГКОГО
ИНВЕНТАРЯ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

По вопросам осуществления закупок текстильных изделий, одежды (в том числе медицинской) и мягкого инвентаря многоразового использования (далее - текстиль и мягкий инвентарь многоразового использования) Минфин России и Минпромторг России сообщают следующее.

Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов.

Определение объекта закупки осуществляется заказчиком самостоятельно с учетом его потребностей и в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

Эксплуатация текстиля и мягкого инвентаря многоразового использования предполагает необходимость своевременного и надлежащего обслуживания такой продукции для сохранения ее потребительских свойств (стирка, химчистка, обработка, обеззараживание, ремонт).

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки. Пунктом 1 статьи 513 ГК РФ установлено, что покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.

При поставке товара право собственности на поставленную продукцию переходит к заказчику, что требует наличия у заказчика соответствующих специализированных мощностей и оборудования для обслуживания закупленных изделий либо привлечения заказчиком в этих целях услуг сторонних специализированных организаций. Заказчик ведет предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации учет поставленной и принятой продукции и несет необходимые расходы, связанные с ее хранением и содержанием. При этом замена товара, в том числе ставшего в процессе эксплуатации непригодным для дальнейшего использования, может быть осуществлена только по результатам закупки нового товара на основании нового договора.

Аренда (прокат) текстиля и мягкого инвентаря позволяет заказчикам передать функцию обеспечения продукцией многоразового использования организациям, обладающим необходимым оборудованием и компетенциями по оказанию комплекса сервисных услуг по предоставлению и обслуживанию указанной продукции, включая замену изделий, непригодных для дальнейшей эксплуатации.

В случае заключения контракта на оказание услуг по предоставлению текстиля и мягкого инвентаря многоразового использования в аренду (прокат) такая продукция в соответствии с пунктом 1 статьи 606 ГК РФ предоставляется заказчику только во временное владение и пользование или во временное пользование, при этом право собственности в отношении ее у заказчика не возникает.

Таким образом, потребность в текстиле и мягком инвентаре многоразового использования с учетом потребностей заказчика и имеющихся условий исполнения контракта может быть реализована путем заключения контракта:

на поставку такой продукции (с последующим заключением контрактов по дальнейшему ее обслуживанию (стирке, ремонту и т.д.) или самостоятельному обслуживанию товаров при наличии необходимых трудовых и материальных ресурсов);

на оказание услуг по предоставлению такой продукции в аренду (прокат) (в том числе с включением условия по ее содержанию и замене в процессе эксплуатации заказчиком в течение срока, определенного условиями такого контракта).

При этом имеющаяся практика осуществления закупок текстиля и мягкого инвентаря многоразового использования путем заключения контракта на оказание услуг по предоставлению такой продукции в аренду (прокат) свидетельствует о том, что такая форма закупки способствует сокращению расходов на стирку, обработку и ремонт продукции многоразового использования.

В целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств в случае, если количество требуемых заказчику текстиля и мягкого инвентаря многоразового использования невозможно определить, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрено осуществление закупки по цене единицы товара, услуги.

Заместитель Министра Финансов
Российской Федерации
А.М.ЛАВРОВ

Статс-секретарь -
заместитель Министра промышленности
и торговли Российской Федерации
В.Л.ЕВТУХОВ