МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 марта 2021 г. N 27-05-11/20294

В связи с указанным обращением, Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка по вопросу продления действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в случаях, если такая деятельность осуществляется на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной до принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), в пределах компетенции сообщает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 109 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440" (далее - Постановление N 109) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах", в соответствии с которыми действие лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, продлевается на 12 месяцев.

Изменения, внесенные Постановлением N 109, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, и не предусматривают продление действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).

Выданные до вступления в силу положений Закона N 261-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции предусматривают право организации как на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, так и на осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 433-ФЗ) введен запрет на осуществление лицензируемой розничной продажи алкогольной продукции по одному месту с лицензируемой розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Таким образом, согласно приведенным выше положениям Закона N 433-ФЗ и требованиям пункта 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в лицензиях должны быть указаны места осуществления лицензируемой деятельности, а именно торговые объекты, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции и (или) объекты общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Постановление N 109, продлевая на 12 месяцев действие лицензий, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, пролонгирует право хозяйствующих субъектов на осуществление определенной деятельности (на основании лицензии), в частности, право на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Учитывая изложенное, полагаем, что срок действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции продлевается согласно положениям Постановления N 109 только в части прав организаций на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, указанных в данной лицензии.

По вопросу возврата государственной пошлины, уплаченной за продление срока действия лицензии, Департаментом налоговой политики сообщено, что согласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ установлен размер государственной пошлины, уплачиваемой за действия уполномоченных органов, связанных с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для полного или частичного возврата уплаченной государственной пошлины.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента налоговой политики, если после оплаты лицом государственной пошлины в период с 1 января 2021 г. до вступления в силу Постановления N 109 юридически значимое действие по продлению лицензии совершено, то основания для возврата государственной пошлины отсутствуют. При этом, если на момент вступления в силу Постановления N 109 юридически значимое действие еще не совершено, то государственная пошлина подлежит признанию излишне уплаченной и подлежит возврату (зачету) в соответствии с положениями НК РФ.

Настоящее письмо носит информационно-разъяснительный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц и не может применяться в качестве обязывающих предписаний.

Заместитель директора Департамента
А.В.КОРОБУТОВ