МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 июня 2023 г. N 27-03-08/51004

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка рассмотрел обращение по вопросу применения статьи 168 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 219 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно - ТК ЕАЭС, Союз) таможенная процедура временного ввоза (допуска) - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Частью 2 статьи 166 Федерального закона установлено дополнительное условие помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), которым является предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - обеспечение) в соответствии с главой 10 Федерального закона, за исключением случаев, если такое обеспечение не предоставляется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ТК ЕАЭС размер обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 3 статьи 222 ТК ЕАЭС допускается передача декларантом во владение и пользование иным лицам без разрешения таможенного органа:

1) временно ввезенной многооборотной (возвратной) тары, предназначенной для упаковки и защиты товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза;

2) временно ввезенных товаров в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации), хранения, перевозки (транспортировки);

3) временно ввезенных товаров в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, опытов или экспериментов;

4) временно ввезенных товаров в иных целях в случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией и (или) предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной.

В иных случаях, чем установленные пунктом 3 статьи 222 ТК ЕАЭС, передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам допускается с разрешения таможенного органа либо в случаях, в порядке и сроки, которые определяются Евразийской экономической комиссией, после уведомления таможенного органа (пункт 4 статьи 222 ТК ЕАЭС).

Согласно части 7 статьи 168 Федерального закона передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам допускается при условии, что эти лица берут на себя обязательства по дальнейшему соблюдению условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), требований и условий временного ввоза товаров, установленных пунктом 2 статьи 220 ТК ЕАЭС, в том числе частичную уплату ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 223 ТК ЕАЭС, за исключением случая, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 219 ТК ЕАЭС временное нахождение и использование товаров на таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта этих товаров от соблюдения иных условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), установленных главой 29 ТК ЕАЭС, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза (пункт 6 статьи 222 ТК ЕАЭС).

В соответствии с частью 9 статьи 168 Федерального закона при принятии решения о возможности передачи временно ввезенных товаров иным лицам таможенный орган вправе потребовать от лиц, которым передаются временно ввезенные товары, обеспечения и оформления соответствующих документов на свое имя.

Вместе с тем, положениями ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 220 ТК ЕАЭС), а также Федеральным законом предоставление обеспечения не отнесено к обязательным условиям использования, включая передачу декларантом иному лицу, товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

Исходя из вышеизложенного и учитывая положения пункта 1 статьи 65 ТК ЕАЭС, полагаем, что таможенный орган вправе потребовать обеспечение от лиц, которым декларантом передаются временно ввезенные товары, только в случае, когда декларантом таможенной процедуры временного ввоза такое обеспечение не предоставлялось.

В ФТС России направляется в порядке информирования.

Директор Департамента
таможенной политики и регулирования
алкогольного рынка
Н.А.ЗОЛКИН