МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2021 г. N 27-01-21/79181
В связи с обращением Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с нормами пунктов 9 - 11 статьи 38, пункта 1 статьи 39, пункта 3 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс), систематизированными применительно к определению таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее - метод 1) в Разделе II Правил применения метода 1 (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. N 283) (далее - Правила), одним из условий определения таможенной стоимости товаров по методу 1 является наличие достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в том числе информации, необходимой для подтверждения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате (далее - ЦФУ), и осуществления дополнительных начислений к ЦФУ (пункт 7 Правил).
С учетом определения термина ЦФУ как общей суммы всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (пункт 3 статьи 39 Кодекса, пункт 5.1 Правил), исходим из следующего.
Пункт 2 статьи 40 Кодекса содержит перечень законодательно установленных "разрешенных вычетов" из ЦФУ (подпункты 1 - 3 пункта 2 статьи 40 Кодекса, далее - вычеты из ЦФУ), а также условия, соблюдение которых необходимо для реализации декларантом права на вычеты из ЦФУ (абзац первый пункта 2 статьи 40 Кодекса, далее - условия вычетов из ЦФУ).
При этом невыполнение условий вычетов из ЦФУ не может рассматриваться в качестве отсутствия указанной в пункте 7 Правил достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в том числе информации, необходимой для подтверждения ЦФУ, как общей суммы всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца, и осуществления дополнительных начислении к ЦФУ, а лишь свидетельствует об отсутствии основании для вычетов из ЦФУ.
Следовательно, в рамках типовой ситуации, изложенной в обращении, таможенная стоимость товаров должна определяться декларантом по методу 1 (при отсутствии иных ограничений по применению метода 1) с учетом того, что при невыполнении условий вычетов из ЦФУ основания для вычетов из ЦФУ отсутствуют.
Кроме того, согласно нормам пункта 14 статьи 38 Кодекса таможенная стоимость товаров определяется декларантом, и лишь в отдельных законодательно установленных случаях - таможенным органом. С учетом изложенного декларант не может определять таможенную стоимость товаров, исходя из сведений, в том числе сведений о тарифах на перевозку, имеющихся в распоряжении таможенного органа, а не декларанта.
Одновременно информируем, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
При этом рассмотрение вопросов, по сути направленных на оспаривание действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, и вынесение решений по таким вопросам к компетенции Минфина России не относится.
Директор Департамента
таможенной политики и регулирования
алкогольного рынка
Н.А.ЗОЛКИН