МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 июня 1998 г. N 24-11/05

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ,
ОТНОСЯЩИХСЯ К СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ

Министерство финансов Российской Федерации предлагает страховым организациям, заключающим договоры страхования по видам страхования жизни с использованием согласованных с федеральным органом надзора страховых тарифов, рассчитанных с использованием нормы доходности, превышающей 2-кратный размер действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, представить в Департамент страхового надзора в месячный срок экономическое обоснование возможности выполнения страховщиком обязательств и обеспечения планируемого инвестиционного дохода.

К страховым организациям, не согласовавшим страховые тарифы и продолжающим заключать договоры страхования жизни после 01.08.98, будут применяться санкции в соответствии с Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденным Приказом Росстрахнадзора от 19.06.95 N 02-02/17.

Страховщикам рекомендуется ежеквартально пересматривать максимальную величину нормы доходности, используемой при расчете страховых тарифов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни.

При этом норму доходности для расчета величины страховых тарифов по договорам страхования, сходным по сроку действия и по характеру обязательств, принимаемых на себя по договору страховщиком и страхователем, следует выбирать на основе консервативного (осторожного) подхода, предполагающего надлежащий запас платежеспособности для обеспечения запланированной доходности в течение действия договора страхования.

При определении допустимой нормы доходности страховщикам рекомендуется ориентироваться на меньшую из двух величин:

сложившуюся норму доходности (с учетом налогообложения) государственных ценных бумаг (аукционную учетную ставку, индекс государственных ценных бумаг, рассчитываемый ЦБ РФ) со сроком обращения, наиболее близким к предполагаемому сроку действия договоров страхования, среднюю за предшествующий период продолжительностью не менее 12 месяцев;

доходность активов страховой организации (или изменения стоимости активов) за предшествующий период продолжительностью не менее 12 месяцев.

Изменения страховых тарифов в связи с увеличением нормы доходности от инвестиций активов, принятой при актуарных расчетах, требуют предварительного согласования с Минфином России. При этом страховые организации представляют экономическое обоснование возможности выполнения страховщиком обязательств, принимаемых по договорам страхования жизни и обеспечения планируемого инвестиционного дохода.

В частности, если страховая организация планирует получить в будущем доход, больший, чем определенный на основании консервативного подхода, для согласования страховых тарифов следует представить в Департамент страхового надзора:

а) аналитическую справку о полученной за последний финансовый год доходности (с учетом налогообложения) инвестиций в целом по страховой организации и в случае необходимости по каждому виду активов;

б) список планируемых направлений инвестиций с разбивкой по видам активов с указанием их объема, полученного дохода от актива (или изменения стоимости актива) за последний год и предполагаемого дохода от актива (или изменения стоимости актива) в течение максимального планируемого срока действия договоров;

в) необходимые документы (справки, копии договоров и т.п.), подтверждающие обоснованность предположений о получении запланированного инвестиционного дохода, если таковые документы в силу характера инвестиций могут быть представлены. В частности, если указанный доход планируется получить по вкладам в банки (депозитам), рекомендуется представить копию договора.

Заместитель министра финансов
Российской Федерации
В.КОВАЛЕВ