МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 декабря 2021 г. N 24-03-08/104212
О НАПРАВЛЕНИИ
ИНФОРМАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК
В связи с поступающими вопросами участников контрактной системы о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в том числе с учетом вступающих в силу положений Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ), Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает позицию по следующим отдельным вопросам.
1. О контроле в сфере закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых с использованием механизмов "электронного магазина" в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Закупки, осуществляемые в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, проводятся в установленном порядке с использованием механизмов "электронного магазина" на электронных площадках.
Главой 6 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность участников закупок обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля при осуществлении закупок в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе заказчика, оператора такой электронной площадки, как в действующей редакции Закона N 44-ФЗ, так и в редакции Закона N 360-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2022 г.
В случае такого обжалования контрольный орган в сфере закупок на основании поступившей жалобы осуществляет рассмотрение ее доводов и проводит внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
В отношении иных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в том числе с использованием информационных систем, обеспечивающих их автоматизацию) без применения порядка, установленного частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, специальные положения об их обжаловании в соответствии с главой 6 Закона N 44-ФЗ не предусмотрены (как в действующей редакции Закона N 44-ФЗ, так и в редакции Закона N 360-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2022 г.).
Вместе с тем вне зависимости от наличия механизма обжалования контрольные органы в сфере закупок уполномочены проводить внеплановые проверки таких закупок (осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без применения порядка, установленного частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ) на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, то есть в том числе при получении заявления, сообщения физического или юридического лица.
Применение заказчиком информационной системы, обеспечивающей автоматизацию таких закупок, не препятствует контрольному органу в сфере закупок в проведении внеплановой проверки в отношении такого заказчика, являющегося субъектом контроля, с принятием решения по существу заявления, сообщения и выдачей при необходимости предписания для устранения выявленных нарушений.
2. Об участии членов комиссии по осуществлению закупок в заседании такой комиссии с использованием систем видео-конференц-связи.
Частью 8 статьи 39 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ с 1 января 2022 г. вводится возможность участия членов комиссии по осуществлению закупок (далее - комиссия) в ее заседаниях с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Положения Закона N 44-ФЗ не устанавливают специальных требований к программным и технологическим средствам систем видео-конференц-связи, а также конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении которых допускается использование таких систем, - в связи с чем для участия в заседаниях комиссии по общему правилу могут использоваться любые имеющиеся системы видео-конференц-связи вне зависимости от применяемого заказчиком конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом использование таких систем допускается с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, то есть:
если при проведении заседания комиссии предполагается ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, то система видео-конференц-связи должна обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, обеспечивающих в установленном порядке защиту таких сведений;
если при проведении заседания комиссии ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, не осуществляется, то, как указано выше, может использоваться любая система видео-конференц-связи.
3. О привлечении к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Согласно положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При осуществлении централизованных закупок:
порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ (часть 10 статьи 26 Закона N 44-ФЗ);
к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок (часть 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, должностные лица заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения подлежат административной ответственности в отношении действий, осуществляемых в соответствии с имеющимися полномочиями (определенными в соответствии с решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ), образующими их служебные обязанности.
В этой связи, например, если уполномоченный орган, уполномоченное учреждение не осуществляют определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, поскольку указанное в силу распределения полномочий осуществляется заказчиком, - административной ответственности за совершение нарушений при таком определении и обосновании подлежат непосредственно те должностные лица, в служебные обязанности которых входят такие определение и обоснование, то есть в рассматриваемом примере - должностные лица заказчика, а не уполномоченного органа, уполномоченного учреждения.
Дополнительно следует отметить следующее:
положения частей 1 и 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2022 г., не оказывают влияния на вышеуказанную конструкцию, поскольку факт размещения (включая подписания усиленной электронной подписью) уполномоченным органом, уполномоченным учреждением в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, в том числе содержащего электронные документы в качестве приложений (например, касающиеся обоснования начальной (максимальной) цены контракта, составленного заказчиком), не означает, что должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения стало подлежать в этой связи административной ответственности за совершение нарушений при составлении заказчиком такого обоснования;
конструкция части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ допускает формирование указанных в ней электронных документов не только лицом, которое в соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ осуществляет формирование, подписание и размещение (с приложением указанных электронных документов) в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки. Так, вышеуказанная часть 2 не содержит положения о том, что электронные документы формируются тем лицом, которое в соответствии с частью 1 указанной статьи формирует, подписывает и размещает извещение об осуществлении закупки.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Директор Департамента
Т.П.ДЕМИДОВА