МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 января 2004 г. N 16-00-14/7
Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности по вопросу применения негосударственными пенсионными фондами Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 сообщается следующее.
Действие ПБУ 18/02 распространяется на организации (как коммерческие, так и некоммерческие), признаваемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (исключения перечислены в тексте Положения).
В бухгалтерском учете финансовый результат, полученный от размещения пенсионных резервов, формируется на счете по учету прочих доходов и расходов с последующим отнесением на счет прибылей и убытков и дальнейшим распределением в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.98 N 75-ФЗ.
Таким образом, доходы и расходы от размещения пенсионных резервов, аналогично доходам и расходам от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, формирует финансовый результат деятельности НПФ в целом.
В соответствии с Главой 25 НК РФ организация обязана исчислять текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) в том числе исходя из доходов (расходов), связанных с размещением пенсионных резервов. То, что НПФ, как и другие некоммерческие организации, не имеет права на свободное использование полученной прибыли, а распределяет полученные доходы (финансовый результат) в соответствии с федеральным законом, не освобождает его от необходимости начисления и отражения в бухгалтерском учете налога на прибыль на разницу между доходами и расходами, в том числе полученными в результате размещения пенсионных резервов. Это не противоречит Федеральному закону "О негосударственных пенсионных фондах" от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ (ст. 27).
Разница между доходами от размещения пенсионных резервов, признаваемыми в бухгалтерском учете, и величиной дохода, исчисляемой для целей налогообложения (в сумме дохода, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам), в соответствии с ПБУ 18/02 рассматривается как постоянная разница между налогооблагаемой и бухгалтерской прибылью. На основании указанной разницы организация должна признать в бухгалтерском учете и раскрыть в бухгалтерской отчетности постоянный налоговый актив.
Нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено обязательного отражения и расчета временных и постоянных разниц по каждой ценной бумаге.
Большая трудоемкость при реализации ПБУ 18/02, по нашему мнению, вызвана несовершенством исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, полученную при использовании имущества, в которое размещены пенсионные резервы.
Принимая во внимание вышеизложенное, не видим основания для неприменения негосударственными пенсионными фондами ПБУ 18/02 в части деятельности по размещению средств пенсионных резервов.
Обращаем внимание на то, что ссылка на письмо Минфина России от 14 июля 2003 г. N 16-00-14/220 не является аргументом для обоснования отказа от применения норм ПБУ 18/02. Письма Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности за N 16-00-Х относятся к переписке с организациями по различным вопросам бухгалтерского учета и не являются нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет (разъяснения по этому вопросу помещены в Финансовой газете N 40 за октябрь 2003 г.).
Руководитель Департамента
А.С.БАКАЕВ