6. Налогообложение природных ресурсов

6. Налогообложение природных ресурсов

6.1. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа)

В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного. При этом планируется, что в совокупности принимаемые меры по увеличению доходов федерального бюджета от налогообложения газовой и нефтедобывающей отраслей должны привести к увеличению доходов федерального бюджета, поступающих в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов в условиях утвержденного прогноза социально-экономического развития по сравнению с действующим законодательством: в 2012 году - на сумму до 150 млрд. руб., в 2013 году - на сумму до 168,3 млрд. руб. и в 2014 году - на сумму до 185,9 млрд. руб.

Для этого, в течение 2011 года планируется внести изменения в главу 26 Кодекса, предусматривающие ежегодное увеличение ставки НДПИ при добыче газа горючего природного, начиная с 2012 года, для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также для налогоплательщиков, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50%.

В случае если, начиная с 1 января 2012 года, будет прекращено действие освобождение поставок природного газа в рамках проекта "Голубой поток", предусмотренное статьей 6 Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года, а также в условиях досрочной отмены применения льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемой на Верхнечонском и Талаканском нефтегазоконденсатных месторождениях, то налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых добычи газа горючего природного указанными категориями в 2012 году планируется осуществлять по ставке 431 руб. за 1 000 кубических метров газа, в 2013 году - 502 руб. за 1 000 кубических метров газа и с 2014 года - 544 руб. за 1 000 кубических метров газа.

Иными категориями налогоплательщиков, осуществляющих добычу газа, указанные налоговые ставки будут применяться с понижающими коэффициентами: в 2012 году - 0,582, в 2013 году - 0,528, а с 2014 года - 0,511.

В случае, если указанное выше освобождение поставок природного газа в рамках проекта "Голубой поток" сохранится, что налоговые ставки НДПИ при добыче газа природного горючего, добываемого налогоплательщиками, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также налогоплательщиками, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50%, составят: в 2012 году - 509 руб. за 1 000 кубических метров газа, в 2013 году - 582 руб. за 1 000 кубических метров газа и в 2014 году - 622 руб. за 1 000 кубических метров газа. При этом иными категориями налогоплательщиков, осуществляющих добычу газа, указанные налоговые ставки будут применяться с понижающими коэффициентами: в 2012 году - 0,493, в 2013 году - 0,455, а с 2014 года - 0,447.

В дальнейшем ставка НДПИ при добыче газа горючего природного будет устанавливаться в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ.

В соответствии с одобренными ранее документами, определяющими основные направления налоговой политики в Российской Федерации на трехлетнюю перспективу, необходимо продолжить выработку механизмов перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организации (налог на добавочный доход). Эта форма изъятия ренты представляется наиболее эффективной с экономической точки зрения и применяется в налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих стран, в частности, в Норвегии, Великобритании и США.

При этом переход к налогу на добавочный доход, который на первом этапе возможно осуществить лишь для новых месторождений, может повлечь за собой изменение всей системы налогообложения природной ренты - от НДПИ и вывозных таможенных пошлин до акцизов на нефтепродукты.

6.2. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче иных полезных ископаемых

В целях недопущения снижения доходной части бюджетной системы Российской Федерации будут подготовлены предложения о внесении изменений в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса в части уточнения порядка налогообложения НДПИ лечебных грязей.

С учетом опыта применения специфических ставок НДПИ при добыче угля будут подготовлены предложения об установлении специфических ставок НДПИ по иным видам твердых полезных ископаемых (металлы, соли, строительное сырье и пр.).

Кроме того, следует проработать вопрос установления ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.

6.3. Водный налог

Для приведения положений Кодекса в соответствие с законодательством Российской Федерации в области использования подземных водных объектов надлежит подготовить предложения в части уточнения порядка налогообложения водным налогом пользования подземными водными объектами после вступления в силу в 2007 году новой редакции Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.

6.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

В целях единообразного применения положений пункта 7 статьи 333.3 главы 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Кодекса в части исчисления доли дохода от реализации добытых (выловленных) водных биологических ресурсов и (или) продукции, произведенной из них, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) градо- и поселкообразующими организациями и российскими рыбохозяйственными организациями в целях применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов будут подготовлены предложения о внесении изменений в главу 25.1 Кодекса, уточняющие понятие данного критерия для российских рыбохозяйственных организаций.

Также нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах должны быть согласованы с нормами законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования объектов животного мира, вступившего в силу с 2010 года.