14. Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес

14. Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес

Традиционно в Основных направлениях налоговой политики рассматриваются вопросы политики государства в отношении платежей, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Однако в последние годы вопросы социальных платежей и развития законодательства в области страховых взносов в силу важности данной темы для оценки фискальной нагрузки также отражаются в указанном документе.

Столь же остро предпринимательское сообщество ставит вопрос о прочих обязательных платежах, которые формально не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах или страховых взносах, но в силу своей обязательности формируют значительную часть совокупной нагрузки на бизнес. А в условиях четырехлетнего моратория на увеличение налоговой нагрузки вопросы, связанные с регулированием ставок этих платежей, выходят на первый план.

Проведенный анализ показывает, что неналоговые платежи имеют различную правовую природу, порядок формирования оснований для начисления неналоговых платежей определяется соответствующим отраслевым законодательством Российской Федерации. Существует ряд неналоговых платежей, не зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, которые носят целевой характер.

В то же время значительная группа неналоговых платежей перечисляется в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, при этом их перечень является открытым. По оценкам Минэкономразвития России, экономия бизнеса от введения до 2019 года моратория на увеличение ставок отдельных неналоговых платежей может составить 1,8 трлн. руб. или около 3% ВВП.

В этой связи в отношении неналоговых платежей предпринимателей, решения о введении которых до настоящего времени не приняты либо не приняты нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения взимания таких платежей, представляется целесообразным введение моратория до 2019 года с одновременным сохранением неизменности ставок и уровня административной нагрузки на предпринимателей в отношении неналоговых платежей, которые предусмотрены действующими нормативными правовыми актами и которые взимаются в настоящее время.

Кроме того, в плановом периоде предполагается рассчитывать дополнительный показатель внутрироссийской "фискальной" нагрузки, отражающий уплату как налоговых, так и отдельных видов неналоговых платежей, а сами неналоговые платежи, как и политику в области их регулирования, рассматривать в Основных направлениях налоговой политики на очередную трехлетку.