1. "Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов"
1. Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 - 2014 годах
Одним из важных решений в области налоговой политики, принятых в последние годы, являлось появление в законодательстве о налогах и сборах возможности создавать консолидированные группы налогоплательщиков (далее - КГН). Для крупных холдингов КГН - это не только способ определить налоговые обязательства по налогу на прибыль в целом по группе компаний и справедливо распределить соответствующие доходы между региональными бюджетами, но и избежать обременительных процедур оформления документов и возможных проверок, связанных с контролем за трансфертным ценообразованием внутри страны.
Тема КГН и их влияния на доходы бюджетов активно обсуждается в органах государственной власти практически сразу с момента возникновения этого института. Этому есть простое объяснение - если до формирования КГН отдельные составные части холдинга могли в большой степени произвольно уплачивать налог на прибыль в бюджеты субъектов Федерации (используя механизмы трансфертного ценообразования), то после формирования группы распределение налоговых платежей по налогу на прибыль определяется законодательством о налогах и сборах. Так же, как и в случае с обособленными подразделениями юридических лиц, налог на прибыль, исчисленный по КГН в целом, распределяется между субъектами Российской Федерации пропорционально доле находящихся в регионе численности (фонда оплаты труда) и стоимости основных фондов в общегрупповых показателях.
Естественно, что в первую очередь, создание консолидированных групп затрагивает интересы тех субъектов Федерации, бюджеты которых получали доходы от налога на прибыль, не соответствующие объективным показателям экономической активности на территории таких субъектов - численности работающих и стоимости основных фондов. Например, по инициативе органов власти города Москвы уже в 2012 году были приняты изменения в законодательство о налогах и сборах, установившие 5-летний переходный период и не позволяющие одномоментно перераспределить доходы от налога на прибыль организаций, уплачиваемого ОАО "Газпром", из бюджета города Москвы в бюджеты других регионов, где сосредоточены активы и работники соответствующей консолидированной группы. По мере появления других консолидированных групп (прежде всего, в нефтегазовом и металлургическом секторах экономики) указанная проблема резкого перераспределения доходов обострилась, при этом на нее наложились общее снижение прибыли в экономике, что руководители регионов увязывали с созданием консолидированных групп, а также сложности с прогнозированием налоговых доходов бюджетов отдельных регионов (поскольку в КГН объем прибыли зависит от деятельности всех предприятий группы, а не ее составных частей).
В результате, в 2014 году были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на приостановление процесса создания новых и расширения действующих КГН в 2015 году. При принятии этого решения предполагалось, что на протяжении 2015 года будет проведен анализ их деятельности и влияния на доходы бюджетов, а также сформулирована дальнейшая стратегия по отношению к таким группам.
Проведенный Минфином России анализ основных итогов функционирования консолидированных групп, основанный на данных ФНС России по результатам 2014 года, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН, показал, что функционирование КГН в 2014 году привело к следующим изменениям:
росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 61,9 млрд. руб. в 62% субъектов Российской Федерации (53 региона);
снижению поступлений налога на прибыль организаций в размере 127,0 млрд. руб. в 38% субъектов Российской Федерации (32 региона).
При анализе этих результатов необходимо еще раз оговориться, что речь не идет об абсолютном росте или снижении доходов от налога на прибыль по группе в целом - расчеты демонстрируют, насколько изменились бы доходы региональных бюджетов, если бы каждый конкретный участник не входил в КГН.
Таблица 12
Изменение поступлений налога на прибыль организаций
по итогам 2014 года в связи с созданием КГН в общей сумме
поступлений налога на прибыль организаций по субъектам
Российской Федерации
Диапазон уд. веса изменений, в %
|
Увеличение
|
Снижение
|
||
Количество субъектов РФ
|
Сумма поступлений, млрд. руб.
|
Количество субъектов РФ
|
Сумма поступлений, млрд. руб.
|
|
Всего
|
53
|
61,9
|
32
|
-127,0
|
в том числе:
|
||||
от 0 до 1
|
11
|
0,3
|
9
|
-0,4
|
от 1 до 3
|
12
|
2,7
|
6
|
-2,4
|
от 3 до 10
|
17
|
7,9
|
8
|
-55,9
|
от 10 до 30
|
6
|
10,2
|
8
|
-63,5
|
от 30 и выше
|
7
|
40,8
|
1
|
-4,8
|
Анализ степени влияния создания КГН на поступление налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, приведен в Таблицах 12 и 13. В указанных таблицах субъекты Российской Федерации сгруппированы исходя из удельного веса изменений поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации. Так, в 2014 году в 17-ти субъектах РФ (32% от количества субъектов РФ, в которых увеличились поступления налога на прибыль в связи с созданием КГН) поступления налога на прибыль организаций увеличились от 3% до 10%, в 9-ти субъектах РФ (9% от количества субъектов РФ, в которых снизились поступления налога на прибыль в связи с созданием КГН) поступления налога на прибыль организаций снизились от 0% до 1%.
Таблица 13
Динамика изменений поступлений налога на прибыль
организаций в связи с созданием КГН в общей сумме
поступлений налога на прибыль организаций по субъектам
Российской Федерации в 2012 - 2014 годах
Диапазон удельного веса изменений, в %
|
Увеличение
|
|||||||
Количество субъектов РФ, ед.
|
Сумма поступлений, млрд. руб.
|
|||||||
2012
|
2013
|
2014
|
Темп роста, %
|
2012
|
2013
|
2014
|
Темп роста, %
|
|
Всего
|
65
|
63
|
53
|
81,54
|
52,6
|
47,4
|
61,9
|
117,68
|
в том числе:
|
||||||||
от 0 до 1
|
16
|
14
|
11
|
68,75
|
0,77
|
0,7
|
0,3
|
38,96
|
от 1 до 3
|
22
|
10
|
12
|
54,55
|
8,5
|
3,2
|
2,7
|
31,76
|
от 3 до 10
|
17
|
19
|
17
|
100,0
|
13,8
|
12,2
|
7,9
|
57,25
|
от 10 до 30
|
7
|
15
|
6
|
85,71
|
23,6
|
22,2
|
10,2
|
43,22
|
от 30 и выше
|
3
|
5
|
7
|
233,33
|
6,0
|
9,1
|
40,8
|
680,0
|
Снижение
|
||||||||
Всего
|
18
|
20
|
32
|
177,78
|
-60,8
|
-63,8
|
-127,0
|
208,88
|
в том числе:
|
||||||||
от 0 до 1
|
1
|
1
|
9
|
900,0
|
-0,13
|
-0,06
|
-0,4
|
307,69
|
от 1 до 3
|
5
|
6
|
6
|
120,0
|
-0,67
|
-4,8
|
-2,4
|
358,21
|
от 3 до 10
|
3
|
8
|
8
|
266,67
|
-45,0
|
-44,2
|
-55,9
|
124,22
|
от 10 до 30
|
7
|
4
|
8
|
114,29
|
-14,2
|
-12,8
|
-63,5
|
447,18
|
от 30 и выше
|
2
|
1
|
1
|
50,0
|
-0,80
|
-1,9
|
-4,8
|
600,0
|
Необходимо отметить, что поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 65,1 млрд. руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 3,31%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,64%. Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, что убыточные в отсутствие КГН организации получают возможность "предоставить" свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Подобные эффекты возникают и из-за того, что налоговая база зачастую перераспределяется в субъекты Федерации, где установлены пониженные ставки налога на прибыль.
Одновременно поступления по налогу на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по данным Казначейства России за 2014 год по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличились на 244,3 млрд. рублей.