2.7. Мониторинг

2.7. Мониторинг

Основные принципы и необходимые процедуры:

п. 70 ФПСАД N 34:

В аудиторской организации должны быть установлены принципы и процедуры, связанные с системой контроля качества, обеспечивающие разумную уверенность в том, что они являются уместными, адекватными, эффективными и соблюдаются на практике. Эти принципы и процедуры должны включать текущий анализ и оценку системы контроля качества аудиторской организации, а также периодические выборочные инспекции завершенных заданий.

п. 77 ФПСАД N 34:

Аудиторская организация должна оценивать последствия недостатков, выявленных в результате проведения мониторинга, и определять, являются ли они:

а) случаями, которые не обязательно указывают на то, что система контроля качества аудиторской организации не в состоянии обеспечить разумную уверенность в том, что аудиторская организация и ее работники осуществляют проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в том, что аудиторские заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретного задания;

б) систематическими, повторяющимися или иными значительными недостатками, требующими своевременного принятия соответствующих мер.

п. 78 ФПСАД N 34:

Аудиторская организация должна сообщать о недостатках, выявленных по результатам мониторинга, а также о рекомендациях по их устранению руководителям аудитов и иных заданий, а также имеющим к этому отношение работникам.

п. 79 ФПСАД N 34:

Результатом оценки аудиторской организацией каждого недостатка должны стать рекомендации в отношении одного или нескольких следующих аспектов:

а) принятие мер в отношении отдельного задания или конкретного работника;

б) сообщение выводов лицам, ответственным за непрерывное профессиональное обучение;

в) внесение изменений в принципы и процедуры контроля качества;

г) применение дисциплинарных мер воздействия в отношении лиц, не соблюдающих принципы и процедуры аудиторской организации, особенно в отношении тех, кто делает это систематически.

п. 80 ФПСАД N 34:

Если результаты мониторинга указывают на несоответствие выданного аудиторского заключения или иного отчета условиям конкретного задания или на невыполнение некоторых процедур в ходе выполнения задания, то аудиторская организация должна решить, какие дальнейшие меры следует предпринять в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. В этом случае следует также рассмотреть необходимость получения юридической консультации.

п. 81 ФПСАД N 34:

Не реже одного раза в год аудиторская организация должна сообщать о результатах мониторинга системы контроля качества руководителям аудитов и иных заданий и другим руководящим сотрудникам аудиторской организации. Такое сообщение позволит аудиторской организации и этим лицам предпринять своевременные и нужные меры в соответствии с их ответственностью и полномочиями. Сообщаемая информация должна включать:

а) описание выполненных процедур мониторинга;

б) выводы, сделанные по результатам осуществленного мониторинга;

в) описание систематических, повторяющихся или иных значительных недостатков (если имелись), а также мер, предпринятых по их устранению.

Практическое руководство, пояснения и документирование:

Аудиторской организации следует непрерывно оценивать систему контроля качества, в том числе проводить периодические проверки качества отдельных завершенных заданий (так называемый "холодный обзор").

Аудиторской организации следует поддерживать проведение проверок качества по принципу "равного равным", предпринимаемых сетью аудиторских организаций, а также проверок со стороны профессиональных аудиторских объединений и надзорных органов.

Отделу внутреннего контроля (или отдельному лицу) аудиторской организации следует осуществлять проверки, по крайней мере, одного задания каждого из руководителей заданий в течение проверочного цикла продолжительностью в один год (цикл не может превышать трех лет).

Отдел внутреннего контроля (или отдельное лицо) аудиторской организации может в отдельных случаях проводить проверку качества задания без уведомления руководителя задания.

Руководству аудиторской организации, отделу внутреннего контроля (или отдельному лицу) следует оценивать недостатки, выявленные в процессе мониторинга системы контроля качества, чтобы определить, носят ли они систематический и значительный характер, и требуются ли корректирующие действия.

Выявленные в процессе мониторинга недостатки следует своевременно доводить до сведения ответственных за выполнение задания лиц.

Характерные для всех заданий участки для улучшения, определенные в процессе мониторинга, следует довести до сведения всех работников аудиторской организации.

Результаты мониторинга следует учитывать при ежегодной оценке выполнения работниками аудиторской организации своих обязанностей.

Если материалы мониторинга целесообразно использовать в процессе обучения, то информацию об этих материалах следует сообщать руководящему сотруднику, ответственному за обучение.

Отделу внутреннего контроля (или отдельному лицу) аудиторской организации следует проводить оценку отклонений, отмеченных в результате мониторинга, представлять отчет, а также свои рекомендации на рассмотрение руководства аудиторской организации.

Руководству аудиторской организации следует определить, необходимы ли изменения системы внутреннего контроля качества, и в случае необходимости разработать план действий и сроки их проведения.

Руководящим работникам аудиторской организации следует обеспечить своевременную реализацию запланированных мер по совершенствованию системы внутреннего контроля качества.

Руководящим работникам аудиторской организации следует обеспечить своевременное сообщение выявленных в результате мониторинга недостатков руководителям заданий и другим соответствующим работникам.

Отделу внутреннего контроля (или отдельному лицу) следует обеспечить предоставление информации о выявленных в процессе проверки отдельных заданий отклонениях лицам, ответственным за оценку выполнения сотрудниками своих обязанностей.

Если результаты мониторинга указывают, что, возможно, выпущенное аудиторское заключение или иной отчет не соответствует существующим обстоятельствам, эту информацию следует незамедлительно довести до сведения руководителя задания и руководства аудиторской организации для оценки последствий и определения дальнейших действий.

В случае возникновения нижеследующих ситуаций руководящим сотрудникам аудиторской организации следует определить, какие дальнейшие действия предписаны профессиональными стандартами и законодательством:

- результаты мониторинга указывают, что, возможно, выпущенное аудиторское заключение или иной отчет не соответствует существующим обстоятельствам или в процессе выполнения задания не были выполнены определенные процедуры;

- существует угроза судебного преследования со стороны клиента.

В случае необходимости, аудиторской организации следует обратиться за консультацией к юристам.

Сводный отчет, обобщающий результаты мониторинга системы контроля качества, и соответствующие рекомендации следует предоставлять руководителям заданий и руководству аудиторской организации.

Следует проводить семинары, посвященные анализу отмеченных в процессе мониторинга отклонений и мерам по их устранению.

По крайней мере, ежегодно отделу внутреннего контроля (или отдельному лицу) следует представлять отчет, обобщающий результаты мониторинга системы контроля качества и соответствующие рекомендации руководителям заданий и руководству аудиторской организации.

Небольшие аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут привлечь к проведению инспекций и других процедур мониторинга стороннее компетентное лицо или другую аудиторскую организацию.

Мониторинг системы контроля качества может быть организован с помощью графика документооборота внутреннего контроля качества (приложение 1).