МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 12 июля 2021 г. N ИС-аудит-46/5

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в частности, в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Новеллы законодательства направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р <1>.

--------------------------------

<1> См. Информационное сообщение ИС-аудит-38.

Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:

терминология законодательства об аудиторской деятельности <2>;

правовые основы регулирования аудиторской деятельности <2>;

--------------------------------

<2> См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/1.

деятельность аудиторских организаций <3>;

--------------------------------

<3> См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/2.

обязательный аудит и конкурсы <3>;

оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям <4>;

--------------------------------

<4> См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/3.

аудиторское заключение <5>;

квалификационный экзамен и аттестаты аудитора <5>;

--------------------------------

<5> См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/4.

деятельность саморегулируемой организации аудиторов;

контроль деятельности аудиторских организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ

Завершена консолидация аудиторской профессии
в одной саморегулируемой организации аудиторов

В новой редакции Федерального закона "Об аудиторской деятельности" предусмотрено, что в Российской Федерации действует одна саморегулируемая организация аудиторов (ранее - множественность саморегулируемых организаций аудиторов). Тем самым законодательно оформлено завершение консолидации аудиторской профессии.

Саморегулируемая организация аудиторов - некоммерческая организация, объединяющая аудиторские организации и аудиторов на основе обязательного членства, созданная для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов ее членов, обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах (ранее - некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности). Статус саморегулируемой организации аудиторов присваивается Минфином России (ранее - приобретался в результате внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов). В новой редакции Федерального закона "Об аудиторской деятельности" определен порядок присвоения статуса саморегулируемой организации аудиторов и прекращения такого статуса (часть 11 статьи 17, статья 21.1).

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ отменена обязательная минимальная численность членов саморегулируемой организации аудиторов (ранее - не менее 10000 аудиторов или не менее 2000 аудиторских организаций).

Введены новые функции саморегулируемой
организации аудиторов

Функции саморегулируемой организации аудиторов установлены Федеральными законами "О саморегулируемых организациях" и "Об аудиторской деятельности". Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ в число таких функций дополнительно включены:

осуществление экспертизы применимости международных стандартов аудита на территории Российской Федерации (ранее - эту функцию выполнял Совет по аудиторской деятельности);

обеспечение перевода международных стандартов аудита и международных стандартов финансовой отчетности на русский язык в целях признания их подлежащими применению на территории Российской Федерации (ранее - такая функция не формулировалась);

участие в деятельности Международной федерации бухгалтеров по разработке международных стандартов аудита (ранее - такая функция не формулировалась).

Введены новые обязанности саморегулируемой
организации аудиторов

Обязанности саморегулируемой организации аудиторов установлены Федеральными законами "О саморегулируемых организациях" и "Об аудиторской деятельности". Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ в число таких обязанностей дополнительно включены:

направление информации, определенной Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", не только в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, но и в Банк России;

обеспечение возможности предоставления в Минфин России, Федеральное казначейство и Банк России электронных документов, а также возможность получения электронных документов от этих органов <6>;

--------------------------------

<6> Данная норма применяется по истечении одного года после дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ.

обеспечение доступа на собрания (заседания) органов управления и специализированных органов, а также на иные мероприятия, проводимые саморегулируемой организацией аудиторов, не только представителей Минфина России, но и Федерального казначейства, Банка России (ранее - Минфина России и Совета по аудиторской деятельности);

информирование Федерального казначейства и (или) Банка России:

- о выявленных саморегулируемой организацией аудиторов нарушениях аудиторской организацией обязательных требований, которые могут являться основанием для исключения сведений о такой аудиторской организации соответственно из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестра аудиторских организаций на финансовом рынке;

- о принятии органом по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов решения в отношении аудиторской организации, сведения о которой внесены соответственно в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, о приостановлении членства такой аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, либо о рекомендации об исключении такой аудиторской организации из членов саморегулируемой организации аудиторов;

уведомление Федерального казначейства и Банка России о прекращении членства аудиторской организации, сведения о которой внесены соответственно в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее - другие саморегулируемые организации аудиторов);

предоставление перечня аудиторских организаций, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций, в ФНС России (ранее - предоставлял Минфин России). Сведения предоставляются ежегодно с 1 по 5 июля <7>.

--------------------------------

<7> См. Информационное сообщение ИС-аудит-26.

Конкретизирован порядок рассмотрения жалоб
саморегулируемой организацией аудиторов

В соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" к основным обязательным функциям саморегулируемой организации относится рассмотрение жалоб на действия членов этой организации. Новой редакцией Федерального закона "Об аудиторской деятельности" конкретизирован порядок осуществления этой функции (ранее - не устанавливался).

Саморегулируемая организация аудиторов рассматривает поступившие обращения физических и юридических лиц, в том числе обращения в отношении своих членов, в течение 30 дней, следующих за днем их поступления. В случае необходимости получения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительных документов и информации, потребность в которых возникла при рассмотрении обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением заявителя о продлении этого срока.

По результатам рассмотрения обращения саморегулируемая организация аудиторов должна принять решение. Это решение направляется заявителю в течение трех рабочих дней.

Уточнен перечень обязательных внутренних документов
саморегулируемой организации аудиторов

В новой редакции Федерального закона "Об аудиторской деятельности" уточнен перечень внутренних документов, которые саморегулируемая организация аудиторов обязана разработать и утвердить. В число таких документов дополнительно включены:

1) правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее - принимались правила, одобренные Советом по аудиторской деятельности);

2) кодекс профессиональной этики аудиторов (ранее - принимался кодекс, одобренный Советом по аудиторской деятельности);

3) требования к деловой (профессиональной) репутации аудиторов, аудиторских организаций, физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать членами саморегулируемой организации аудиторов в качестве соответственно аудиторов и аудиторских организаций (ранее - были установлены Советом по аудиторской деятельности);

4) положение об оказании саморегулируемой организацией аудиторов возмездных услуг (ранее - требование отсутствовало);

9) порядок урегулирования конфликта интересов саморегулируемой организации аудиторов, членов органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов, ее работников и лиц, выполняющих функцию по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций (ранее - меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливались уставом, стандартами и правилами саморегулируемой организации аудиторов).

Введено обязательное согласование ряда внутренних
документов саморегулируемой организации аудиторов

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ предусмотрена обязанность саморегулируемой организации аудиторов согласовывать ряд внутренних документов до утверждения с органами, уполномоченными регулировать аудиторскую деятельность (ранее - такая обязанность отсутствовала):

Документ саморегулируемой организации аудиторов
Орган, с которым согласовывается документ
Минфин России
Банк России
Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций
Х
Х
(в части положений, относящихся к деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке)
Кодекс профессиональной этики аудиторов
Х
Х
(в части положений, относящихся к деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке)
Правила организации и осуществления внешнего контроля деятельности своих членов <8>
Х
Х
(в части положений, относящихся к деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке)
Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов
Х
(в части положений, относящихся к деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке)
Требования к деловой (профессиональной) репутации аудиторов, аудиторских организаций, физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать членами саморегулируемой организации аудиторов в качестве соответственно аудиторов и аудиторских организаций
Х
(в части положений, относящихся к деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке)
Положение о комитете аудиторских организаций на финансовом рынке
Х

--------------------------------

<8> Банк России вправе устанавливать требования к организации и осуществлению саморегулируемой организаций аудиторов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке.

Порядок согласования документов устанавливается соответственно Минфином России и Банком России.

Предусмотрен дополнительный специализированный орган
саморегулируемой организации аудиторов

В соответствии с Федеральными законами "О саморегулируемых организациях" и "Об аудиторской деятельности" в саморегулируемой организации аудиторов должны быть созданы такие специализированные органы, как орган, осуществляющий внешний контроль деятельности членов саморегулируемой организации аудиторов, и орган по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ предусмотрено обязательное создание также комитета аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее - требование не формулировалось).

Этот комитет объединяет представителей аудиторских организаций на финансовом рынке и независимых членов. Основными функциями комитета определены:

1) координация деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке, в том числе разработка рекомендаций по применению стандартов аудиторской деятельности;

2) предварительное рассмотрение обязательных внутренних документов саморегулируемой организации аудиторов и разработка предложений по установлению дополнительных требований к аудиторским организациям на финансовом рынке, их деятельности, обеспечению их независимости;

3) разработка предложений по организации и осуществлению саморегулируемой организацией аудиторов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке;

4) взаимодействие с Банком России по вопросам деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке;

5) обобщение практики оказания аудиторских услуг на финансовом рынке.

Деятельность комитета аудиторских организаций на финансовом рынке регулируется положением о нем, утверждаемым постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации аудиторов, предварительно согласованным с Банком России.

Установлены основы организации управления
саморегулируемой организацией аудиторов

Новой редакцией Федерального закона "Об аудиторской деятельности" определены основы организации управления саморегулируемой организацией аудиторов (ранее - применялись положения Федерального закона "О саморегулируемых организациях"). В частности:

1) установлено, что высшим органом управления саморегулируемой организации аудиторов является съезд ее членов;

2) определены полномочия, состав, порядок формирования и деятельности постоянно действующего коллегиального органа, принятия им решений;

3) определены полномочия, требования к кандидату, порядок назначения, ограничения и запреты для единоличного исполнительного органа;

4) установлено, что кандидат на должность единоличного исполнительного органа подлежит согласованию с Минфином России; порядок такого согласования определяет Минфин России. Отказ в согласовании кандидата может быть обжалован в суде;

5) предусмотрено, что если после назначения единоличного исполнительного органа возникают основания, влекущие несоответствие этого лица установленным требованиям, Минфин России вправе требовать замены единоличного исполнительного органа. Такое требование может быть обжаловано в суде.

Дополнен порядок государственного контроля деятельности
саморегулируемой организации аудиторов

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" государственный контроль (надзор) деятельности саморегулируемой организации аудиторов осуществляет Минфин России. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ уточнен ряд положений, связанных с этим контролем:

предмет контроля дополнен соблюдением саморегулируемой организацией аудиторов нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ранее - соблюдение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов);

меры воздействия, которые может применить Минфин России к саморегулируемой организации аудиторов при выявлении нарушений ею установленных требований, дополнены двумя мерами: требование о замене единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации аудиторов (ранее - отсутствовала) и прекращение ее статуса (ранее - исключение некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов).

Кроме того, в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" установлено, что особенности государственного контроля за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов устанавливаются Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ранее - такая норма отсутствовала).

Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой
отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России