МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 30 марта 2020 г. N ИС-аудит-32
ВЛИЯНИЕ
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ОКАЗАНИЕ
АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
Сложная эпидемиологическая ситуация, распространение коронавирусной инфекции, предпринимаемые меры по предупреждению ее распространения оказали и продолжают оказывать влияние на организацию и проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Данное обстоятельство должно быть принято во внимание на всех этапах организации и проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, при приеме новых аудиторских заданий, планировании аудита, выполнении аудиторских процедур, взаимодействии с лицами, отвечающими за корпоративное управление у аудируемого лица, а также с предшествующим аудитором.
При организации и осуществлении аудиторской деятельности аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны принимать во внимание следующие факторы (не ограничиваясь ими):
1) принадлежность аудируемого лица или потенциального аудируемого лица к сферам деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции (в частности, авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, деятельность в сфере туризма, гостиничный бизнес, общественное питание, образовательная деятельность, деятельность по организации конференций и выставок, по предоставлению бытовых услуг населению);
2) ограничения на передвижение сотрудников и работу в офисах;
3) необходимость пересмотра оценки рисков, связанных с деятельностью аудируемого лица и его бухгалтерской (финансовой) отчетностью, а также пересмотра принятых ответных действий на выявленные риски;
4) существенное влияние текущей ситуации на соблюдение аудируемым лицом принципа непрерывности деятельности;
5) чрезвычайно высокий уровень неопределенности в развитии экономической ситуации, в частности, в ближайшие 12 месяцев;
6) невозможность очного общения с комитетами по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) и (или) иными лицами, ответственными за корпоративное управление у аудируемого лица;
7) сложность осуществления надлежащего внутреннего контроля качества работы, связанная, среди прочего, с дистанционным общением членов аудиторской группы между собой, с руководством и иными сотрудниками аудиторской организации, с работой членов аудиторской группы в удаленном режиме, с обеспечением виртуального доступа к аудиторским файлам посредством IT-технологий;
8) сложность доступа к рабочим документам предшествующего аудитора.
Вместе с тем, несмотря на сложности текущей ситуации, в соответствии с Международным стандартом аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита", введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н, аудитор должен соблюдать все Международные стандарты аудита (далее - МСА), являющиеся значимыми для конкретного аудиторского задания. Если аудитор не выполнил все требования МСА 200 и всех остальных МСА, являющихся значимыми для конкретного аудита, он не может заявлять о соблюдении МСА в своем аудиторском заключении.
Для полного достижения всех целей аудитора ему следует при планировании и проведении аудита использовать все цели, заявленные в конкретных значимых МСА, с учетом взаимных связей между отдельными стандартами с тем, чтобы:
(a) определять наличие необходимости проведения дополнительных аудиторских процедур, помимо предусмотренных в МСА, для достижения всех целей, заявленных в МСА;
(b) оценивать собранные надлежащие аудиторские доказательства на предмет достаточности.
В исключительных обстоятельствах аудитор может счесть необходимым отступить от выполнения того или иного значимого требования конкретного стандарта. В таких обстоятельствах для достижения цели этого требования аудитор должен выполнить альтернативные аудиторские процедуры. Необходимость отступления аудитором от выполнения того или иного значимого требования может возникать лишь в случае, когда это требование состоит в выполнении некой процедуры, а в обстоятельствах конкретного задания для достижения цели этого требования данная процедура неэффективна.
Если аудитор не может достичь той или иной цели, предусмотренной в соответствующем стандарте, он должен оценить, не является ли это препятствием для достижения им основных целей аудитора, что, в свою очередь, требует от него в соответствии с МСА модифицировать аудиторское мнение или отказаться от дальнейшего выполнения аудита.
В соответствии с Международным стандартом аудита 500 "Аудиторские доказательства", введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н, аудитор должен разрабатывать и проводить надлежащие аудиторские процедуры, соответствующие обстоятельствам, для целей сбора достаточных надлежащих аудиторских доказательств.
В соответствии с Международным стандартом аудита 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении", введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н, аудитор выражает мнение с оговоркой в тех случаях, когда он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения, но приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть существенным, но не всеобъемлющим. Аудитор отказывается выразить мнение в том случае, когда он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения и приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть одновременно существенным и всеобъемлющим.
В соответствии с МСА 200 аудитор должен планировать и проводить аудит с профессиональным скептицизмом, отдавая себе отчет в том, что могут существовать такие обстоятельства, при которых финансовая отчетность окажется существенно искажена.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России