Утверждаю
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
27 апреля 2017 года

ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МИНФИНА РОССИИ НА 2017 ГОД

Цели Министерства на 2017 год

I БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ДОЛГОСРОЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

II УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ

IV ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА: ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА

V СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

VI ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Цель I. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ДОЛГОСРОЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
И СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

ОПИСАНИЕ:

Законодательное закрепление новой конструкции "бюджетных правил".

Подготовка федерального бюджета на трехлетний период и бюджетного прогноза на долгосрочный период, ориентированных на обеспечение структурных экономических преобразований.

Подготовка предложений по настройке налоговой системы в целях стимулирования устойчивого роста экономики и создания конкурентных условий для развития предприятий.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Снижение зависимости экономики и государственных финансов от динамики цен на нефть.

Формирование условий для устойчивого ускорения темпов экономического роста и обеспечения его инклюзивности.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:

В 2017 продолжится плавная адаптация бюджетной политики к новой внешней реальности. Федеральный бюджет на 2017 - 2019 гг. сформирован исходя из цены на нефть 40 долларов США за баррель с траекторией постепенного выхода к 2019 году на дефицит 1,2% ВВП. Это позволит снизить зависимость экономики от нефтяной волатильности - плавные темпы консолидации (на 1 пп в год) обеспечат снижение к 2019 году балансирующей бюджет (на первичном уровне, т.е. до расходов по обслуживанию государственного долга) цены нефти до 40 - 45 долларов США.

С февраля текущего года запущен механизм операций на открытом рынке в рамках переходных положений "бюджетных правил", обеспечивающий снижение влияния изменчивости цен на нефть на внутренние экономические условия. В текущем году запланировано законодательное закрепление новой конструкции "бюджетных правил", что позволит обеспечить должный уровень предсказуемости макроэкономических, финансовых и налоговых условий ведения бизнеса.

В рамках подготовки федерального бюджета на 2018 - 2020 гг., а также уточнения бюджетного прогноза на долгосрочный период предполагается их формирование на основе "бюджетных правил" (включая переходные положения), что позволит повысить долгосрочную предсказуемость экономических и финансовых условий, а также задать ориентиры по приоритетам бюджетной политики в среднесрочной долгосрочной перспективе.

В течение года предстоит разработать предложения по настройке налоговой системы в целях стимулирования устойчивого роста экономики и создания конкурентных условий для развития предприятий. Такие предложения будут сформированы исходя из приоритета "неповышения" общего уровня налоговой нагрузки, а такого изменения ее структуры, которое будет способствовать устранению структурных препятствий для развития и снижению рисков несбалансированности бюджетной системы.

Цель II. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

ОПИСАНИЕ:

Построение системы администрирования доходов, базирующейся на единой методологической основе.

Определение принципов регулирования и повышение эффективности администрирования неналоговых платежей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Сокращение доли "теневого" сектора и создание условий для честной конкуренции.

Рост собираемости налогов и улучшение условий ведения бизнеса.

Повышение предсказуемости условий ведения бизнеса.

Повышение доверия пользователей к финансовой информации об экономических субъектах.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:

Налоги, сборы и страховые взносы. Опыт внедрения новых технологий администрирования (АСК-НДС 2, on-line ККТ, ЕГАИС, маркировка) наглядно демонстрирует существенный потенциал расширения налогооблагаемой базы и повышения доходных поступлений без увеличения налогового бремени.

В 2017 году планируются мероприятия, направленные на (1) обеление алкогольного и табачного рынка, (2) совершенствование администрирования и повышение собираемости таможенных платежей и внутрироссийского НДС, в том числе за счет сопряжения информационных систем ФНС и ФТС, донастройки их систем управления рисками с учетом новых сведений об участниках ВЭД, (3) улучшение администрирования и повышение собираемости страховых взносов, (4) распространение системы маркировки и прослеживаемости на отдельные категории товаров, (5) создание условий для внедрения онлайн-передачи данных о розничных продажах налоговым органам; (6) внедрение в таможенное законодательство норм, направленных на упрощение таможенных процедур.

Неналоговые платежи. В части неналоговых доходов бюджетной системы в рамках реализации мероприятий "дорожной карты" по повышению эффективности администрирования неналоговых платежей предстоит выработать подходы к регулированию принципов установления и изменения неналоговых платежей. Это позволит, с одной стороны, сделать систему платежей более прозрачной и простой для бизнеса, а с другой - повысить собираемость.

Ключевые задачи в части управления дебиторской задолженностью по доходам: совершенствование механизмов администрирования и информационного взаимодействия, стимулирование быстрой уплаты платежей и меры по предотвращению нарушений. Урегулирование отдельных вопросов списания безнадежной задолженности.

В целях повышения доверия пользователей к финансовой информации об экономическим субъектах планируется обеспечить применение принципов МСФО в лизинговой отрасли, повысить качество процедуры экспертизы применимости МСФО на территории Российской Федерации, усилить требования к независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с международно признанными принципами и стандартами, усовершенствовать систему внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

Цель III. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ

ОПИСАНИЕ:

Формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического управления

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Обеспечение взаимосвязи бюджетных ассигнований с результатами их использования на всех этапах бюджетного процесса.

Формирование конкурентной модели оказания государственных (муниципальных) услуг, обеспечивающей повышение их качества.

Повышение эффективности и оперативности исполнения бюджета по расходам.

Повышение эффективности государственного финансового контроля.

Повышение качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета.

Утверждение Правительством Российской Федерации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2023 гг.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:

Повышение эффективности управления бюджетными расходами предполагает необходимость принятия ряда мер по повышению стратегической эффективности, операционной эффективности управления расходами, а также мер по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов.

Повышение стратегической эффективности предполагает:

- упрощение процедур разработки и реализации госпрограмм, внедрение проектных методов при управлении их реализацией (на примере "пилотных" госпрограмм в 2017 году с дальнейшим распространением на все госпрограммы);

- формирование и утверждение перечня налоговых и неналоговых льгот (расходов), а также нормативной базы для внедрения прогнозирования льгот и оценки их эффективности в регулярный бюджетный процесс как части комплексной системы управления бюджетными ресурсами;

- формирование нормативной правовой базы оказания государственных (муниципальных) услуг на конкурсной основе.

Обеспечение операционной эффективности подразумевает:

- совершенствование порядка казначейского сопровождения средств, предоставляемых из федерального бюджета, а также расширение практики применения казначейских аккредитивов;

- оптимизацию процедур внесения изменений в сводную бюджетную роспись;

- внедрение и апробация системы доведения лимитов бюджетных обязательств на основе обоснований бюджетных ассигнований;

- переход от предоставления взносов в уставные капиталы юридических лиц к предоставлению субсидий.

Повышение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов предполагает:

- установление стандартов подготовки к проведению внутреннего финансового контроля и планирования внутреннего финансового аудита;

- создание и апробацию системы оценки программ и практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации;

- реализацию Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 год.

Цель IV. ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА: ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА
ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА

ОПИСАНИЕ:

Развитие механизмов заемного финансирования дефицита бюджета в условиях ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Планомерное увеличение объема заимствований для финансирования дефицита бюджета с сохранением устойчивости национального долгового рынка.

Развитие новых сегментов финансового рынка и его связей с рынками других стран.

Повышение доступности рынка государственных облигаций для населения.

Диверсификация предложения долговых инструментов по типам и по срокам до погашения.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:

В 2017 году долговая политика будет реализовываться в принципиально иных, чем в предшествующие годы условиях: государственные заимствования станут основным источником финансирования дефицита федерального бюджета.

- Программой государственных внутренних заимствований на 2017 год предусмотрено чистое привлечение 1050 млрд. рублей на внутреннем долговом рынке.

- Валовый объем государственных внешних заимствований в 2017 году ограничен 7 млрд. долл. США, из которых непосредственно на привлечение заемных ресурсов приходится 3 млрд. долл. США, а оставшийся объем планируется использовать для обмена (вывода с рынка) ранее размещенных еврооблигаций в целях оптимизации графика погашения государственного внешнего долга.

Долговая политика на внутреннем рынке капитала, как и прежде, будет преследовать цели привлечения средств для финансирования дефицита бюджета и развития новых сегментов внутреннего финансового рынка.

- В 2017 году планируется выпуск специального долгового инструмента для физических лиц, а также будет продолжена проработка вопроса о возможности размещения на Московской Бирже ОФЗ, номинированных в юанях.

- В целях максимального охвата инвесторской базы и поддержания приемлемого уровня ликвидности различных инструментов долгового рынка программа внутренних заимствований 2017 года диверсифицирована как с точки зрения типов долговых инструментов (фиксированный купон, плавающий купон, с индексацией на инфляцию), так и по срокам до погашения.

Цель V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОПИСАНИЕ:

Повышение прозрачности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов.

Разработка мероприятий, способствующих сдерживанию уровня государственного долга субъектов Российской Федерации.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов.

Создание условий для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:

В 2016 году в рамках проводимой Минфином России работы по оздоровлению региональных финансов осуществлялась оценка качества межбюджетных отношений на региональном уровне и инвентаризация расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

- По результатам инвентаризации приняты меры по оказанию с 2017 года субъектам Российской Федерации дополнительной финансовой помощи в форме дотаций, а также внесены изменения в налоговое и бюджетное законодательство.

Основные задачи на 2017 год:

- Разработка порядка функционирования системы ведения реестров расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- Проведение мониторинга предоставления субсидий, достижения значений показателей результативности использования субсидий субъектами Российской Федерации за 2016 г.;

- Подготовка предложений по повышению уровня предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов и эффективности использования субсидий;

- Создание условий для стабилизации долговой нагрузки региональных бюджетов;

- Методическая поддержка повышения качества управления региональными и муниципальными финансами.

Цель VI. ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

ОПИСАНИЕ:

Инициативы по регулированию финансового и банковского рынков, направленные на обеспечение надежности финансовой системы и повышение доверия к финансовому сектору.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Создание механизмов, обеспечивающих ускорение формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов в банковской, страховой и пенсионных отраслях.

Увеличение емкости финансового сектора и рост качества оказываемых финансовых услуг.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:

В текущем году будет продолжена реализация ключевых направлений "дорожной карты" "Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов".

- В частности планируется упростить процедуры и сократить сроки эмиссии ценных бумаг, а также ввести институт бессрочных облигаций.

- Кроме того, будут реализованы дополнительные меры по защите прав инвесторов и потребителей финансовых услуг, а также участников азартных игр и лотерей.

В целях укрепления доверия к банковской системе планируется внедрить систему пропорционального регулирования банков, усовершенствовать механизм финансового оздоровления (санации) кредитных организаций, повысить требования к функционированию платежных систем и расширить практику использования национальных платежных инструментов.

В части развития негосударственного пенсионного обеспечения ближайшей задачей является создание экономических и организационных условий, способствующих увеличению пенсионных накоплений граждан за счет взносов из собственных средств.

В целях повышения надежности и эффективности размещения пенсионных накоплений, средств НПФ, страховых компаний, компаний с государственным участием, государственных фондов и инвесторов на рынке ценных бумаг, планируется распространение применения в регуляторных целях кредитных рейтингов, присвоенных национальными рейтинговыми агентствами.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является социально значимым и наиболее массовым видом страхования, качество оказываемых услуг по которому непосредственно влияет на отношение потребителей к сфере страхования в целом и требует как дополнительной защиты прав граждан, так и обеспечения устойчивости этой системы страхования.