Приложение 10. НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

Приложение 10

НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

1. Браковка находящихся в работе стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.

Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл. 1.

Таблица 1

ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК НА ДЛИНЕ ОДНОГО ШАГА
СВИВКИ КАНАТА, ПРИ КОТОРОМ КАНАТ
ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБРАКОВАН

┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│Первоначальный │               Конструкция каната                  │
│коэффициент за-├────────────┬────────────┬────────────┬────────────┤
│паса прочности │6 x 19 = 114│6 x 37 =    │6 x 61 =    │18 x 19 =   │
│при установлен-│+ 1ос <**>  │222 + 1ос   │366 + 1ос   │342 + 1ос   │
│ном Правилами  ├────────────┴────────────┴────────────┴────────────┤
│отношении      │                      Свивка                       │
│D : d <*>      ├─────┬──────┬─────┬──────┬─────┬──────┬─────┬──────┤
│               │крес-│одно- │крес-│одно- │крес-│одно- │крес-│одно- │
│               │товая│сто-  │товая│сто-  │товая│сто-  │товая│сто-  │
│               │     │ронняя│     │ронняя│     │ронняя│     │ронняя│
├───────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│До 6           │ 12  │  6   │ 22  │  11  │ 36  │  18  │ 36  │  18  │
│Свыше 6 до 7   │ 14  │  7   │ 26  │  13  │ 38  │  19  │ 38  │  19  │
│Свыше 7        │ 16  │  8   │ 30  │  15  │ 40  │  20  │ 40  │  20  │
└───────────────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┘

--------------------------------

<*> D - диаметр барабана, мм; d - диаметр каната, мм.

<**> ос - органический сердечник.

2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхность какой-либо пряди (см. рисунок (не приводится), где I - канат крестовой свивки; II - канат односторонней свивки) наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в его сечении (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующую после отсчета прядь (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки каната. У многопрядных тросов (например, у каната конструкции 18 x 19 = 342 с одним органическим сердечником) имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 - в наружном.

Шаг свивки определяется по числу прядей в наружном слое.

3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6 x 19 = 114 с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем за норму браковки принимается условное число обрывов, т.е. при подсчете обрывов обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а толстой - за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6 x 1 + 5 x 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1) и, следовательно, канат бракуется.

4. Число проволок на одном шаге свивки как признак браковки каната, конструкция которого не приведена в табл. 1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для каната конструкции 8 x 9 = 152 с одним органическим сердечником ближайшим является канат 6 x 19 = 114 с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует число обрывов на одном шаге свивки для каната 6 x 19 = 114 умножить на коэффициент 96 : 72 = 1,33, где 96 и 72 - число проволок в наружных слоях прядей канатов указанных конструкций соответственно.

Число проволок в наружных слоях прядей берется из соответствующего государственного стандарта или определяется путем подсчета на канате.

5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок на одном шаге свивки, чем указано в табл. 1.

6. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

Таблица 2

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ

┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│  Уменьшение диаметра проволок  │Число обрывов проволок на шаге │
│  в результате поверхностного   │ свивки, % от норм, указанных  │
│     износа или коррозии, %     │           в табл. 1           │
├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│               10               │              85               │
│               15               │              75               │
│               20               │              70               │
│               25               │              60               │
│           30 и более           │              50               │
└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘

При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

Износ или коррозия проволок по диаметру определяются микрометром или иным инструментом, обеспечивающим достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Диаметр проволоки замеряется у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.

7. При числе обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1 или чем определено согласно п. п. 3, 4, 5 и 6 настоящих Норм, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии:

тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров;

смены каната по достижении степени износа, указанной в настоящих Нормах.

8. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного каната.

9. При обнаружении в канате оборванной пряди его дальнейшая эксплуатация запрещается.