ЧАСТЬ ОБЩАЯ.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Нормы времени на капитальный ремонт и техническое обслуживание воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 750 кВ обязательны для применения на предприятиях Минэнерго СССР и предназначены для нормирования труда рабочих: выдачи нормированных заданий рабочим-повременщикам и нарядов рабочим-сдельщикам.

Пример расчета укрупненных норм времени на ремонт 1 км воздушных линий электропередачи приведен в приложении 1 (см. вып. 2).

Пример расчета фактической годовой экономической эффективности от внедрения норм времени приведен в приложении 2 (см. вып. 2).

2. Для разработки Норм времени использованы:

"Нормы времени на капитальный ремонт и техническое обслуживание линий электропередачи напряжением 35 - 500 кВ". (М.: СПО Союзтехэнерго, 1979) и "Нормы времени на ремонт и техническое обслуживание линий электропередачи напряжением 750 кВ". (М.: СПО Союзтехэнерго, 1979);

фотохронометражные наблюдения;

технические характеристики механизмов, приспособлений, оснастки и инструмента;

анализы организации труда;

технические расчета.

3. Нормы времени установлены на бригаду (звено), отдельного исполнителя и выражены в человеко-часах (чел.-ч).

4. Нормами, кроме операций, перечисленных в нормативной части, учтено время на подготовительно-заключительные работы, отдых и личные надобности.

Подготовительно-заключительные работы включают:

получение задания и ознакомление с ним;

ознакомление с технологией производства работ и подбор необходимого инструмента, такелажной оснастки, приспособлений, материалов и механизмов;

погрузку на автомашину или телевышку (на базе) инструмента, такелажной оснастки, приспособлений;

разгрузку с автомашины или телевышки (на месте производства работ) инструмента, такелажной оснасти, приспособлений;

подготовку рабочего места (проверка указателя напряжения, подготовка переносного заземления), выполнение организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности работ;

переходы, связанные с подготовкой, организацией рабочего места, перемещением инструмента, такелажной оснастки, приспособлений и механизмов в пределах рабочей зоны: для ВЛ 35 - 220 кВ - 60 м; для ВЛ 330 - 750 кВ - 80 м;

погрузку на автомашину или телевышку (на месте производства работ) инструмента, такелажной оснастки, приспособлений;

разгрузку с автомашины или телевышки (на базе) инструмента, такелажной оснастки, приспособлений.

Нормы времени рассчитаны по формуле

,

где Топ - оперативное время;

- время на подготовительно-заключительные работы, % оперативного времени;

- время на отдых и личные надобности, % оперативного времени.

В Нормах времени принято:

Напряжение ВЛ, кВ
, %
, %
при работе на земле
при работе на высоте
35 - 220
8
6
8
330 - 750
10
10
15

5. Наименование профессий "тракторист", "электросварщик ручной сварки" (далее для краткости - электросварщик), "машинист автовышки и автогидроподъемника" (далее для краткости - машинист а/в), "машинист крана автомобильного" (далее для краткости - машинист а/к), "электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи" (далее для краткости - электромонтер) и разряды рабочих в настоящих Нормах времени указаны в соответствии с действующими "Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих". Вып. 1 и 2 (М.: Машиностроение, 1986), "Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих". Вып. 3 (М.: НИИ труда, 1986), "Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих". Вып. 9 (М.: НИИ труда, 1985).

Разряды машинистов автовышки и автогидроподъемника не указаны, они устанавливаются в зависимости от высоты подъема: 4-й разряд - до 15 м; 5-й разряд - св. 15 до 25 м вкл.; 6-й разряд - св. 25 м.

6. Выполнение работ рабочими, разряды которых не соответствуют разрядам рабочих, приведенным в единых тарифно-квалификационных справочниках, не может служить основанием для каких-либо изменений норм времени на эти работы.

7. Нормами времени предусмотрены наиболее распространенные условия производства работ:

ремонт выполняется на отключенных одноцепных и двуцепных воздушных линиях электропередачи, проходящих по невспаханной, неболотистой, без зарослей и кустарника равнинной или холмистой ненаселенной местности с крутизной склонов до 1:5, по снегу глубиной до 0,5 м;

ремонт и техническое обслуживание выполняется на опорах воздушных линий электропередачи, выполненных из антисептированной древесины;

ремонт и техническое обслуживание выполняются без применения экранирующих костюмов;

сборка опор производится на месте их установки.

При выполнении работ в условиях, отличающихся от наиболее распространенных, нормы времени определяются с поправочными коэффициентами, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Значения поправочных коэффициентов на условия
производства работ

Условия производства работ
Значение поправочного коэффициента
Пункты норм, на которые распространяется коэффициент
Болотистая местность
1,40
1.1.1, 1.1.3, 1.2.1 - 1.2.33, 1.3.1 - 1.3.12, 2.1.1 - 2.1.18, 2.1.22, 2.1.24, 2.2.1 - 2.2.12, 2.3.1 - 2.3.6, 2.4.1 - 2.4.22, 2.5.1 - 2.5.6, 2.6.1 - 2.6.41, 2.7.1 - 2.7.3, 2.7.5, 2.8.1, 2.8.2, 2.8.6
Кустарник
1,30
1.1.1 - 1.1.3, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.9, 2.4.1 - 2.4.16
Вспаханное поле или распутица (независимо от времени года)
1,25
1.1.1 - 1.1.3, 1.2.1 - 1.2.33, 1.3.1 - 1.3.12, 2.1.1 - 2.1.24, 2.2.1 - 2.2.12, 2.3.1 - 2.3.8, 2.4.1 - 2.4.22, 2.5.1 - 2.5.6, 2.6.1 - 2.6.41, 2.7.1 - 2.7.5, 2.8.1 - 2.8.3, 2.8.5
Территория городов, поселков
1,20
1.2.1 - 1.2.3, 1.2.5, 1.2.6, 1.2.9, 1.2.10 - 1.2.19, 1.2.27, 1.3.1 - 1.3.5, 1.3.11, 2.1.1 - 2.1.22, 2.1.24, 2.2.1 - 2.2.9, 2.2.11, 2.2.12, 2.3.4, 2.4.1 - 2.4.16, 2.4.18 - 2.4.22, 2.5.3, 2.5.4, 2.5.6, 2.6.1 - 2.6.23, 2.6.25, 2.6.27, 2.6.28 - 2.6.41
Снег глубиной более 0,5 м
1,15
1.1.3, 1.3.1 - 1.3.6, 1.3.12, 2.1.1 - 2.1.24, 2.2.1, 2.2.2, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.7, 2.4.8, 2.4.10, 2.4.11, 2.4.13 - 2.4.22, 2.5.2, 2.5.5, 2.6.1 - 2.6.5, 2.6.7, 2.6.14 - 2.6.17, 2.6.20, 2.6.23, 2.6.30, 2.6.41, 2.7.3 - 2.7.5
Горные условия, склоны, имеющие уклон более 1:5 при невозможности применения спецмеханизмов
1,40
1.1.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.9, 1.3.9, 2.1.22, 2.2.11, 2.2.12, 2.4.1 - 2.4.16, 2.5.3, 2.5.4, 2.7.2
Котлованы с притоком грунтовых вод
1,20
1.2.8, 1.2.27, 1.2.33, 2.3.4 - 2.3.6
Барханные пески
1,30
1.1.3, 1.3.1 - 1.3.6, 1.3.12, 2.1.1 - 2.1.24, 2.2.1, 2.2.2, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.7, 2.4.8, 2.4.10, 2.4.11, 2.4.13 - 2.4.22, 2.5.2, 2.5.5, 2.6.1 - 2.6.5, 2.6.7, 2.6.14 - 2.6.17, 2.6.20, 2.6.23, 2.6.30, 2.6.41, 2.7.3 - 2.7.5
Работы (без снятия напряжения) на нетоковедущих частях
1,60
1.3.11, 2.1.4 - 2.1.6, 2.1.9 - 2.1.12, 2.1.13 - 2.1.18, 2.1.22, 2.1.24, 2.2.6, 2.2.11, 2.2.12
Переходы через небольшие реки, каналы, озера и пруды
1,30
2.4.1 - 2.4.16
Прохождение ремонтируемого участка ВЛ в зоне наведенного напряжения
1,02
1.2.22 - 1.2.25, 1.3.9, 2.4.1 - 2.4.22, 2.6.35 - 2.6.38, 2.7.2

Нормы времени на выполнение работ в экранирующих костюмах определяются с применением следующих поправочных коэффициентов; 1,05 при температуре до 25 °C; 1,10 при температуре свыше 25 до 30 °C; 1,25 при температуре свыше 30 °C.

8. При выполнении работ в зимних условиях на открытом воздухе нормы времени определяются с учетом поправочных коэффициентов применительно к группам работ и температурным зонам местностей и районов СССР, которые приведены в приложении 2 Общей части "Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы" (ЕНиР). - М.: Стройиздат, 1980.

Земляные работы следует нормировать в соответствии с ЕНиР. Сборник 2. Земляные работы. Вып. 1. Механизированные и ручные работы. (М.: Стройиздат, 1980).

9. При необходимости по условиям производства работ одновременного применения к нормам времени нескольких поправочных коэффициентов окончательная норма времени определяется путем умножения нормы времени на произведение всех применяемых коэффициентов.

10. Если в Нормах значения длины, сечения и пр. приведены со словом "до", следует понимать "включительно".

11. Нормами времени не учтено время на:

земляные работы;

проезд ремонтного персонала от базы к месту работ и обратно;

переходы электромонтеров по трассе линии;

изготовление приспособлений постоянного и разового пользования силами бригады (звена);

доставку элементов опор на место сборки и установки;

доставку спецмеханизмов на трассу;

исправление брака в работе;

потери, вызванные недостатками в организации труда;

работу наблюдающего и инженерно-технических работников.

Трудозатраты на проезд ремонтного персонала рассчитываются по табл. 2.

12. В содержании работ перечислены основные операции, выполняемые в пределах рабочей зоны. Второстепенные операции не упоминаются, но выполнение их в объеме работ на указанную единицу измерения обязательно.

13. До введения настоящих Норм времени необходимо привести организационно-технические условия на производственных участках и рабочих местах в соответствие с этими Нормами и осуществить производственный инструктаж рабочих.

14. Работы, не вошедшие в настоящие Нормы, включены в "Нормы времени на ремонт и техническое обслуживание воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций и распределительных пунктов напряжением 0,4 - 20 кВ". Вып. 1 и 2 (М.: СПО Союхзтехэнерго, 1984).

Таблица 2

Затраты времени (в часах) на проезд рабочих от ремонтной
базы к месту работ (и обратно)

Расстояние, км
Летом
Зимой
Шоссейная дорога (скорость движения 45 км/ч)
Грунтовая дорога (скорость движения 30 км/ч)
По трассе (скорость движения 15 км/ч)
Шоссейная дорога (скорость движения 40 км/ч)
Грунтовая дорога (скорость движения 25 км/ч)
По трассе (скорость движения 10 км/ч)
5
0,11
0,16
0,33
0,12
0,20
0,50
10
0,22
0,33
0,66
0,25
0,40
1,00
15
0,33
0,50
1,00
0,37
0,60
1,50
20
0,45
0,66
1,34
0,50
0,80
2,00
25
0,55
0,83
1,66
0,62
1,00
2,50
30
0,67
1,00
2,00
0,75
1,20
3,00
35
0,78
1,16
2,33
0,88
1,40
3,50
40
0,89
1,33
2,66
1,00
1,60
4,00
45
1,00
1,50
3,00
1,12
1,80
4,50
50
1,11
1,66
3,33
1,25
2,00
5,00
60
1,34
2,00
4,00
1,50
2,40
6,00
70
1,55
2,30
4,75
1,75
2,80
7,00
80
1,78
2,64
5,35
2,00
3,20
8,00
90
2,00
3,00
6,00
2,24
3,60
9,00
100
2,21
3,31
6,55
2,50
4,00
10,00

15. При внедрении на предприятиях более прогрессивной, чем это предусмотрено настоящими Нормами, организации труда, технологии работ и т.п., обеспечивающих более высокий уровень производительности труда рабочих, следует разрабатывать и вводить в установленном порядке местные (районные) технически обоснованные нормы времени.

16. С введением настоящих Норм времени ранее действовавшие Нормы времени на капитальный ремонт и техническое обслуживание линий электропередачи напряжением 35 - 500 кВ" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1979) и "Нормы времени на ремонт и техническое обслуживание линий электропередачи напряжением 750 кВ" (М.: СПО Союзтехонерго, 1979) отменяются.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЯЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Наименование оборудования <*>
Тип. Краткая техническая характеристика. ГОСТ, ТУ
При каких работах применяется (номера пунктов)
Телескопическая вышка
ТВ-26Д.
Грузоподъемность при полностью выдвинутых телескопических трубах и установке на опорные домкраты - 350 кг.
Наибольшее тяговое усилие лебедки для подъема груза 1000 кгс.
Наибольшая высота подъема груза грузовой лебедкой - 30 м.
Скорость подъема корзины вышки - 10,2 - 11,0 м/мин.
Скорость опускания корзины вышки - 13,6 - 15,16 м/мин.
1.1.3, 1.2.1, 1.2.3, 1.2.5, 1.2.10, 1.2.11, 1.2.14, 1.2.15, 1.2.17 - 1.2.20, 1.2.22, 1.2.23, 1.2.25, 1.2.26, 1.2.28, 1.2.31, 1.3.1, 1.3.3 - 1.3.6, 1.3.11, 1.3.12
Бригадная машина
ВМЛ-66М.
Число мест в кабине водителя - 2.
Число мест в кузове - 13.
Наибольшая скорость передвижения - 70 км/ч.
Мощность бензоэлектрического агрегата - 4 кВт.
1.1.1, 1.1.2, 1.2.12, 1.2.17, 1.2.21, 1.3.2, 1.3.3
Трактор с навесным оборудованием
Т-100М.
Максимальная скорость движения - 10,13 км/ч
1.2.15, 1.2.16, 1.3.1, 1.3.2
Аппарат для нанесения антикоррозийной смазки на оттяжки опор
АСТО
1.3.8
Аппарат для нанесения антикоррозийной смазки "ЗЭС" на молниезащитные тросы и провода ВЛ 35 - 750 кВ
АСТ-3. Диаметры молниезащитных тросов и проводов - 9; 13 мм.
Наибольшая длина смазываемого участка - 500 м.
Вместимость резервуара под смазку "ЗЭС" - 20; 22 кг.
Масса аппарата: без смазки "ЗЭС" и противовеса - 9,5 кг;
без смазка "ЗЭС" с противовесом - 15,5 кг;
со смазкой и противовесом - 30,5 кг
1.3.9
Прибор для определения тяжения в оттяжках
ИН
1.2.4, 1.2.29
Раздвижная лестница для подъема на железобетонные опоры
Л2-00-00. Длина - 18 м (девять секций по 2 м).
Масса - 32,04 кг
1.1.3, 1.2.12, 1.2.28, 1.3.3 - 1.3.5, 1.3.8
Бинокль
-
1.1.1, 1.1.3, 1.2.33
Теодолит
Те-Е6
1.2.2, 1.2.3
Универсальная измерительная штанга для контроля соединителей и изоляторов
-
1.2.1, 1.2.5, 1.2.6, 1.3.11
Карманный высотомер
-
1.2.2
Блок монтажный
БМ-8. Грузоподъемность - 1,0 т.
Диаметр каната - 28,7 мм.
Масса - 4,5 кг.
ГОСТ 483-55
1.2.12, 1.2.15 - 1.2.17, 1.2.21, 1.2.23, 1.2.32, 1.3.1 - 1.3.4, 1.3.8, 1.3.9
Малогабаритные полиспастные блоки
Грузоподъемность - 0,5 т, диаметр каната - 3,4 мм, масса - 1,8 кг. Грузоподъемность - 3,0 т, диаметр каната - 6,2 мм, масса - 3,9 кг. Грузоподъемность - 5,0 т, диаметр каната - 11,0 мм, масса - 12,4 кг
1.2.11, 1.2.18
Монтажная лестница
Для спуска и подъема по подвеске
1.2.12, 1.2.13, 1.3.4
Трап
-
1.2.5, 1.2.19, 1.2.21, 1.2.32
Блок с бесконечным канатом
Рабочая нагрузка - 100 кг. Масса блока - 3 кг
1.2.5, 1.2.6, 1.2.12, 1.2.15, 1.2.16, 1.2.19, 1.2.21, 1.2.32, 1.3.2 - 1.3.4, 1.3.8, 1.3.9
Комплект монтерского инструмента
МИ-64.
Размеры сумки: длина - 280 мм, ширина - 70 мм, высота - 320 мм. Масса - 0,78 кг
1.2.10, 1.2.12 - 1.2.26, 1.2.28, 1.2.30, 1.2.31 - 1.2.33, 1.3.1 - 1.3.7, 1.3.12
Стяжной болт
Усилие тяжения - до 8 т. Масса - 27 кг
1.2.13, 1.2.14, 1.2.16, 1.2.20, 1.2.21
Когти монтерские
Диаметр опор - 140 - 270 мм. ГОСТ 14331-69
1.2.3, 1.2.19, 1.3.5
Тяговый трос
Диаметр - 15 - 22 мм
1.2.12, 1.2.15 - 1.2.17, 1.2.21, 1.3.1 - 1.3.3
Капроновый канат
Диаметр - 10 - 15 мм
1.2.1, 1.2.24, 1.2.32, 1.3.8, 1.3.9
Люлька подвесная
-
1.2.16
Монтерские лазы
Время на подготовку, подъем и спуск с конической опоры высотой 12 м - 9,0 мин. Масса - 8,7 кг
1.1.3
Мегаомметр
Ф4100. Uном = 2500 В.
ГОСТ 8038-60,
ТУ 25-04.2327-78
1.2.5
Измеритель сопротивления заземления
М416, М416/1. Диапазоны измерений: 0,1 - 10; 0,5 - 50; 2 - 200; 10 - 1000 Ом.
Питание от трех элементов "373". Uпит = 4,5 В.
Масса - 3,5 кг. ГОСТ 51473-72. ТУ 25-04.3653-78
1.2.7

--------------------------------

<*> Допускается применение другого оборудования, но соответствующего указанному в этом разделе по техническим характеристикам и производительности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Основным содержанием труда электромонтеров по ремонту воздушных линий электропередачи является:

при капитальном ремонте - выполнение работ на трассе линий, железобетонных, металлических и деревянных опорах, проводах и молниезащитных тросах; работ по установке и замене изоляторов, арматуры, трубчатых разрядников и ряда специальных работ;

при техническом обслуживании - выполнение осмотров линий; профилактических проверок и измерений и ряда отдельных работ.

Действия и последовательность действий электромонтеров определяются "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок" (М.: Энергоатомиздат, 1986), "Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей" (М.: Энергия, 1977), "Типовой инструкцией по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ". Части 1 и 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983), "Типовыми технологическими картами по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 750 кВ". Часть 1 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1985), часть 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1987).

Работы на воздушных линиях электропередачи выполняются бригадами (звеньями) электромонтеров. В состав бригад (звеньев) включаются машинисты спецмеханизмов (телескопических вышек, автомобильных кранов), трактористы и электросварщики.

Машины, механизмы и приспособления, применяемые при выполнении капитального ремонта и технического обслуживания, размещаются на ремонтно-производственных базах (РПБ), ремонтно-эксплуатационных пунктах (РЭП) ПЭС и его структурных подразделений.

Капитальный ремонт и техническое обслуживание линий электропередачи должны выполняться преимущественно комплексным методом. Работы по капитальному ремонту и техническому обслуживанию комплексным методом или по видам работ должны выполняться бригадами (звеньями) централизованного обслуживания, организуемыми в службе линий или территориальных производственных подразделениях ПЭС.

Бригады централизованного обслуживания должны быть обеспечены:

механизмами, автотранспортом, такелажными приспособлениями, инструментом, средствами защиты, средствами связи;

производственными и бытовыми помещениями - кладовыми, складами, мастерскими, гаражами для автомашин и механизмов, раздевалками, душевыми и т.п.;

необходимой технической документацией и производственными инструкциями.

В целях повышения производительности труда рекомендуется использовать совмещение профессий, в первую очередь профессий машинистов телескопических вышек, автомобильных кранов, трактористов, электросварщиков с профессией электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи.

Зоной обслуживания для бригады (звена) являются участки линии электропередачи. Основным рабочим местом являются подготовленные для работы участки линии электропередачи. В зависимости от характера выполняемых работ участки могут ограничиваться отдельной линией, несколькими анкерными пролетами, частью анкерного пролета или отдельной опорой.

Планировка рабочего места производится в зависимости от вида выполняемых работ, применяемых средств механизации и принятого метода или способа производства работ в соответствии с требованиями правил техники безопасности, директивных документов, а также местных производственных инструкций.

Вспомогательные рабочие места организуются на базе в мастерских, кладовых, гаражах, складах.

В помещении склада должен быть вывешен список имеющихся механизмов, инструмента и приспособлений с указанием срока их испытаний или осмотров.

Оснащение основного рабочего места приспособлениями, инструментом, такелажной оснасткой, механизмами, транспортом для производства работ на линии электропередачи должно производиться в соответствии с имеющимися технологическими картами или проектами производства работ.

Детали опор, изоляторы, арматура и т.д. поставляются на трассу линии электропередачи силами бригады или централизованно.

Уборка рабочего места на линии и на базе производится электромонтерами.

Ответственность за техническое состояние машин, механизмов, их своевременный ремонт и испытания возлагаются на службу механизации и транспорта (или аналогичную службу) ПЭС.

Ответственность за эксплуатацию такелажных приспособлений, инструмента, их своевременный ремонт и испытания возлагается на руководителей (мастеров) производственных подразделений, за которыми закреплено это оборудование.

Профилактические осмотры и ремонты радиостанций на транспортной машине и средств связи на базе в помещении бригад (звеньев) выполняет служба связи предприятия.

Перед началом работ выполняются все необходимые организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасного производства работ.

Для связи бригады (звена) с диспетчером и службой линии в месте базирования бригады (звена) устанавливается телефонный аппарат производственной телефонной сети предприятия.

Во время производства работ на линии электропередачи и нахождения в пути бригада (звено) пользуется радиосвязью. При выполнении работ на опорах линий электропередачи 330 - 750 кВ может быть использован мегафон.

Бригада (звено) работает по нормированным заданиям. Численный, квалификационный состав бригады (звена) определяется исходя из характера работ, их объема, сложности, трудоемкости.

Настоящие Нормы времени предусматривают:

рациональное использование производственной площади, транспортных средств;

рациональное размещение такелажной оснастки, приспособлений, инструмента, спецмеханизмов;

механизированный (в основном) подъем электромонтеров и перемещение тяжеловесных грузов на рабочем месте и в зоне обслуживания;

обеспечение автотранспортными средствами (оборудованными двусторонней связью с диспетчером) для перевозки членов бригады (звена), материалов, инструмента, такелажной оснастки, приспособлений;

обеспечение спецмеханизмами, приспособлениями, такелажной оснасткой, инструментом;

пользование инструментом и приспособлениями согласно требованиям "Правил пользования инструментом и приспособлениями, применяемыми при ремонте и монтаже энергетического оборудования" (М.: Энергия, 1973).

На вспомогательных рабочих местах бригады (звена) на базе должны быть созданы благоприятные физиологические, гигиенические и эстетические условия. На базе должны быть дополнительно оборудованы: сушилка для спецодежды, душевые, шкафчики для чистой и рабочей одежды; комнаты отдыха и технической учебы и т.д.

В помещениях температура, относительная влажность воздуха, искусственное освещение, уровень шума (средний) должны поддерживаться в соответствии с требованиями санитарных норм СН 245-71.

Отдых электромонтеров в весенне-летнее время на трассе линии электропередачи организуется за пределами рабочего места (рабочей зоны). При работе в условиях пониженной температуры (особенно при работе на открытом воздухе в холодное время года) отдых электромонтеров организуется в бригадных линейных автомашинах с температурой воздуха не ниже +20 °C. Помещение для обогрева должно быть оснащено эффективными отопительными приспособлениями.

При работе на линиях электропередачи должны быть созданы условия для приема горячей пищи. При длительной работе (в командировке) бригада (звено) обеспечивается передвижным общежитием или специально приспособленным для жилья помещением.