4.3. Повреждение выключателей и разъединителей

4.3. Повреждение выключателей и разъединителей

4.3.1. При отказе в отключении одной или двух фаз выключателя на присоединении с двумя выключателями во время нормальных оперативных переключений принимаются меры для ликвидации возникшей несимметрии включением второго выключателя присоединения, который был отключен ранее, или опробуются на включение ранее отключенные фазы выключателя.

В случае отказа на отключение и отсутствия второго выключателя отключают присоединение с другой стороны, если при этом не произойдет обесточивания потребителей или отключения генераторов (например, нельзя отключить транзитный трехобмоточный трансформатор, питающий тупиковую нагрузку, и т.п.).

Производится осмотр отказавшего выключателя; при отсутствии признаков зависания контактов дается повторный импульс от ключа управления на отключение выключателя.

Если попытка отключения дефектного выключателя окажется неудачной либо операции с ним вообще невозможны, то в зависимости от схемы электрических соединений подстанции операции выполняются следующим образом:

а) в схеме с двумя СШ и двумя выключателями на цепь отключаются все выключатели той СШ, которой принадлежит дефектный выключатель, отключаются шинные и линейные разъединители дефектного выключателя (при этом следует вывести из работы блокировки безопасности дефектного выключателя с его разъединителями). Затем схема электрических соединений подстанции восстанавливается, а дефектный выключатель выводится в ремонт;

б) дистанционно отключается разъединителями неисправный выключатель 220 кВ и выше, зашунтированный одним выключателем или цепочкой из нескольких выключателей других присоединений СШ (схема четырехугольника, полуторная и т.п.), если отключение выключателя может привести к его разрушению и обесточиванию подстанции.

Порядок и условия выполнения операций с разъединителями для различных электроустановок определяются инструкциями;

в) в случае раздельной работы шин подстанций по схемам, указанным в п. п. 4.3.1 "а" и 4.3.1 "б" настоящей Инструкции, переходят к работе шин по замкнутой схеме (если позволят токи КЗ, селективность защит, режим и т.д.) и действуют согласно указаниям этих пунктов;

г) в схеме с двумя СШ и одним выключателем на присоединение и включенным ШСВ все неповрежденные присоединения переключаются шинными разъединителями на другую СШ, а присоединения с поврежденным выключателем отключаются ШСВ;

д) в схемах с обходным выключателем присоединение с дефектным выключателем включается разъединителями на опробованную напряжением обходную СШ, затем включается обходной выключатель, и с нарушением блокировки безопасности отключаются линейные и шинные разъединители дефектного выключателя.

Операции, в том числе с релейной защитой, производятся по программам (бланкам) переключений.

При производстве операций разъединителями не отключается оперативный ток и не выводятся из действия защиты с обходного выключателя;

е) в тех случаях, когда шиносоединительный (обходной) выключатель отсутствует, а питание потребителей может переводиться на другие источники, потребители переводятся на другой источник питания; при этом обесточивается СШ (секция) для отключения разъединителя дефектного выключателя с нарушением блокировки безопасности, если такие действия не приводят к недопустимому ограничению мощности электростанций и понижению напряжения;

ж) в полуторной схеме электрических соединений при отказе в отключении крайних выключателей операции производятся по указаниям п. 4.3.1 "а" настоящей Инструкции;

з) при отказе в отключении среднего выключателя в полуторной схеме пользуются указаниями п. 4.3.1 "б" настоящей Инструкции только при наличии дистанционного привода разъединителей. В этом случае достаточно иметь одну замкнутую развилку (поле);

и) для отключения дефектного выключателя в схемах многоугольников включаются все выключатели. Операции с разъединителями производятся при наличии дистанционного привода, а в аварийных случаях от кнопок местного управления разъединителем.

4.3.2. При зависании контактов воздушного выключателя, обнаруживаемого по дыму, выходящему из выхлопных патрубков, потрескиванию и другим признакам, подача сжатого воздуха в камеру, фарфор которой обожжен длительно горящей на контактах дугой, приводит к разрушению камеры и возникновению КЗ. То же может произойти и при отключении выключателя с поврежденным фарфором.

Операции таким воздушным выключателем не производятся. В этом случае уменьшается или снимается с выключателя нагрузка (отключением или разгрузкой отдельных элементов схемы, шунтированием обходным выключателем и т.д.) с тем, чтобы ослабить или погасить дугу.

После разгрузки выключателя собирают схему, дающую возможность отключить поврежденный воздушный выключатель шиносоединительным, обходным или секционным выключателем, а если возможно - разъединителем (с дистанционным приводом) в соответствии с правилами технической эксплуатации и п. 4.3.1 настоящей Инструкции.

4.3.3. Отключение воздушного выключателя кнопкой местного управления в агрегатном шкафу не производится в тех случаях, когда выключатель недоотключился или отключился не всеми фазами.

При отказе в дистанционном включении воздушного выключателя во всех случаях не производится включение его кнопкой местного управления в агрегатном шкафу.

Не производятся операции масляным выключателем, из которого ушло масло или уровень масла в котором резко понизился. С выключателя снимается оперативный ток.

Дальнейшие действия производятся согласно п. п. 4.3.1 и 4.3.4 настоящей Инструкции. Устранение нагрева шинного (линейного) разъединителя осуществляется разгрузкой данного присоединения путем проведения режимных мероприятий, а также отключением выключателя, если при этом не обесточиваются потребители и позволяет схема энергосистемы.

При наличии двух шинных разъединителей в случае, если указанный метод не применяется, отключенный разъединитель присоединения включается на другую СШ с предварительным включением ШСВ (при раздельной работе шин) и с последующим снятием с него действия защит и оперативного тока.

Если создание такой схемы не приведет к снижению нагрева разъединителя, все присоединения, кроме присоединения с нагревшимся разъединителем, переводятся на другую СШ и отключается ШСВ.

В схемах с обходным выключателем нагревшиеся разъединители (шинные или линейные) при необходимости полностью разгружаются от тока путем включения присоединения через обходной выключатель и отключения выключателя в цепи с дефектными разъединителями.

Поврежденные разъединители отключаются только после снятия с них напряжения.

4.3.4. При неисправностях в системе обеспечения сжатым воздухом воздушных выключателей, приведших к прекращению подачи воздуха в ресиверы воздушных выключателей:

отключается действие всех видов устройств АПВ на включение выключателей, к которым прекратилась подача сжатого воздуха;

проверяется включенное состояние всех резервных защит на противоположных концах линий электропередачи, подключенных к РУ с неисправной системой воздухоснабжения, а также на противоположных концах линий электропередачи другого класса напряжения, связанных с данным РУ через автотрансформатор.

При наличии отключенных резервных защит линий принимаются меры к их немедленному вводу в работу:

на электростанциях проверяется также включение резервных защит на блочном оборудовании;

без крайней необходимости не производятся операции с воздушными выключателями в РУ с неисправной системой воздухоснабжения;

при потере воздуха на одном из выключателей он выводится из работы.

4.3.5. При потере постоянного оперативного тока в цепях управления одного из выключателей РУ и невозможности быстрого его восстановления принимаются меры:

для отыскания и устранения повреждения;

к выводу выключателя из работы.

4.3.6. При потере постоянного оперативного тока на всех присоединениях РУ:

определяется и устраняется повреждение;

проверяется включенное состояние резервных защит на противоположных концах линий электропередачи, подключенных к данному РУ, и на противоположных концах линий электропередачи другого класса напряжения, связанных с данным РУ через автотрансформатор связи. При наличии отключенных резервных защит линий их немедленно вводят в работу;

без крайней необходимости не производятся операции с воздушными выключателями в РУ противоположных объектов;

для электростанций проверяется также включенное состояние резервных защит на блочном оборудовании;

учитывается, что при КЗ на оборудовании или линии электропередачи возможно полное погашение подстанции или РУ электростанции дальним резервированием защит.