4.2. Обесточивание главных шин

4.2. Обесточивание главных шин

4.2.1. В случае обесточивания СШ (секций) высокого напряжения действием ДЗШ с нарушением электроснабжения потребителей при отсутствии устройства АПВ (АВР) шин или отказе его в действии немедленно подается напряжение на обесточенные шины без осмотра и далее потребителям. Напряжение подается по любой транзитной линии.

Указание не распространяется на случай, когда в РУ производятся ремонтные работы или переключения.

При обесточивании обеих СШ (секций) отключается шиносоединительный (секционный) выключатель и производится поочередное опробование каждой СШ (секции).

4.2.2. При отключении выключателей питающих присоединений защитой шин 6 - 10 кВ с нарушением электроснабжения потребителей в случае отсутствия устройства АВР или отказа его в действии немедленно подается напряжение на обесточенные шины "толчком" без осмотра, не отключая выключатели линий.

Напряжение подается от трансформатора или от соседней секции (СШ).

Данное указание не распространяется на случай, когда в РУ производятся ремонтные работы или переключения, а также когда включаемый выключатель не имеет дистанционного управления и его нельзя включать на месте (привод не отделен от выключателя прочной защитной стенкой и его отключающая способность недостаточна) после автоматического отключения.

4.2.3. Подача напряжения на обесточенные СШ (секции) производится согласно п. п. 4.2.1 и 4.2.2 настоящей Инструкции.

4.2.4. В случае обесточивания СШ (секций) действием ДЗШ без нарушения электроснабжения потребителей и неуспешной работы устройства АПВ (АВР) или неуспешной ручной подачи напряжения осматривается оборудование, входящее в зону ДЗШ. Если при осмотре обнаружится повреждение, то отделяется поврежденный участок, затем на неповрежденные шины подается напряжение от любой транзитной линии, трансформатора, ШСВ (СВ), имеющих напряжение, и далее потребителям, питаемым по тупиковым схемам (линиям, трансформаторам). При невозможности отделить поврежденный участок используется резервная СШ.

4.2.5. В некоторых случаях для ускорения подачи напряжения потребителям, питающимся по тупиковым схемам, целесообразно переключить на неповрежденную СШ только тупиковые линии или трансформаторы с источником питания, подать по ним напряжение потребителям и затем приступить к переключениям транзитных линий и трансформаторов, связывающих электросети различных напряжений.

4.2.6. Если напряжение на шинах исчезло от действия УРОВ, ДЗШ, когда отключились выключатели всех присоединений данной СШ (секции) или обеих СШ (секций), кроме одного, а электроснабжение потребителей, питающихся по тупиковым схемам от шин, нарушилось, отключается неотключившийся выключатель; далее действуют согласно п. 4.2.1 настоящей Инструкции.

4.2.7. При обесточивании шин действием УРОВ в случае отказа в отключении выключателя одного из присоединений пытаются его отключить. Если выключатель не отключается, то отключаются линейные и шинные разъединители отказавшего в отключении выключателя, подается напряжение на шины и потребителям, питающимся по тупиковым схемам, включаются в транзит отключившиеся линии и трансформаторы.

4.2.8. Если действием УРОВ, ДЗШ отключаются не все присоединения, то перед разборкой схемы неотключившегося выключателя отключаются выключатели всех транзитных присоединений; далее операции производятся согласно п. 4.2.7 настоящей Инструкции.

4.2.9. Обесточивание шин может произойти в результате действия УРОВ при затяжке в отключении выключателя присоединения, на котором произошло КЗ; в этом случае действием УРОВ отключаются все присоединения данной СШ (секции). Если отказавший выключатель не имеет признаков повреждения и задержка включения присоединения приводит к нарушению электроснабжения потребителей, то следует действовать согласно п. 4.2.1 настоящей Инструкции. После подачи напряжения потребителям восстанавливается нормальная схема подстанции, а затем разбирается схема дефектного выключателя разъединителями.

4.2.10. Исчезновение напряжения на шинах при отсутствии или отказе ДЗШ или УРОВ может быть вызвано КЗ как на самих шинах, так и на одном из присоединений. Если по анализу работы защит и другим признакам установлено неотключившееся КЗ на одном из присоединений, отключается выключатель поврежденного присоединения; если выключатель не отключается, отключаются выключатели всех присоединений, отделяя данное присоединение разъединителями. На обесточенные шины подается напряжение от соседней СШ или от любой транзитной линии и далее потребителям, питаемым по тупиковым схемам.

Если повреждение имеется на самих шинах, то отделяется поврежденный участок; далее операции производят, руководствуясь указаниями данного пункта.

4.2.11. При возможности подачи напряжения от соседней СШ (секции) предварительно отключаются все выключатели обесточенной СШ (секции) и подается напряжение потребителям, питающимся по тупиковым схемам.

4.2.12. Поврежденное во время ликвидации аварии или при повторной подаче напряжения (как вручную, так и автоматически) оборудование отключается сначала выключателями, а затем разъединителями для подачи напряжения на неповрежденную часть.

4.2.13. При исчезновении напряжения на шинах (при отсутствии повреждений на подстанции) операции производятся согласно инструкции предприятия. В этом случае не отключаются транзитные линии для возможного быстрого восстановления напряжения на обесточившейся части системы.

4.2.14. При обесточивании СШ газовой защитой трансформатора (схема с двумя СШ, двумя выключателями на линиях и двумя трансформаторами, каждый из которых включен на соответствующую СШ через разъединитель) предварительно отключается разъединитель трансформатора, а затем выключателем линии подается напряжение на шины и включаются остальные выключатели обесточившейся СШ.

4.2.15. Если обесточивание системы (систем) шин произошло при отсутствии (отказе) ДЗШ или УРОВ, осматриваются панели защит.

Если по работе защит или по другим признакам определено наличие неотключившегося КЗ на одном из присоединений, отключается отказавший выключатель и подается напряжение на шины.

Если по анализу работы защит неясен характер повреждения, то производится осмотр шин и при необходимости разделение СШ отключением ШСВ (СВ), а также параллельно работающих линий (трансформаторов), включенных на разные СШ. При повреждении СШ отключаются от нее все выключатели.

4.2.16. При полной потере защиты шин (например, один комплект находится в проверке, а дублирующий - неисправен):

принимаются меры для восстановления защиты;

вводится оперативное ускорение резервных защит автотрансформатора и на линиях электропередачи, подключенных к данным шинам, если это предусмотрено инструкциями по обслуживанию защит.