2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНЫХ АВАРИЙ И ПОВРЕЖДЕНИЙ НА ПП МНПП
2.1. Виды аварий и повреждений и причины, сопутствующие этим ситуациям, представлены в таблице 1.
Таблица 1
ВИДЫ АВАРИЙ И ПОВРЕЖДЕНИЙ
┌───┬────────────┬────────────────────────────┬──────────────────┐ │ N │Виды аварий │ Характерные особенности │ Причины │ │п/п│и повреж- │ │ │ │ │дений │ │ │ ├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤ │1 │Свищи (оди- │Сквозные локальные поражения│Коррозионный износ│ │ │ночные) │стенок трубопровода, заводс-│трубопровода, на- │ │ │ │ких продольных (спиральных) │копление коррози- │ │ │ │швов на малой площади │онных повреждений │ │ │ │ │в металле трубы, │ │ │ │ │повышенное содер- │ │ │ │ │жание солей в во- │ │ │ │ │доеме, выполняющих│ │ │ │ │роль электролитов,│ │ │ │ │действия физичес- │ │ │ │ │ких лиц (засвер- │ │ │ │ │ловка) с целью хи-│ │ │ │ │щения нефтепродук-│ │ │ │ │та │ ├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤ │2 │Свищи (груп-│Сквозные поражения стенок │Дефекты сварочных │ │ │повые) │трубопровода и продольных │работ, дефекты │ │ │ │(спиральных) швов площадью │изоляции, дефекты │ │ │ │до 5 кв. мм │коррозионного про-│ │ │ │ │исхождения │ ├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤ │3 │Трещины │Трещины в стенке или сварных│Концентрация нап- │ │ │ │швах трубопровода, на соеди-│ряжений, обуслав- │ │ │ │нительных деталях (переход- │ливаемых дефектами│ │ │ │нике и т.д.) │сварных швов, от- │ │ │ │ │клонения геометри-│ │ │ │ │ческого сечения │ │ │ │ │труб выше нормы и │ │ │ │ │т.п., механические│ │ │ │ │повреждения, неу- │ │ │ │ │довлетворительные │ │ │ │ │условия опирания │ │ │ │ │на естественные │ │ │ │ │выступы дна или │ │ │ │ │искусственные │ │ │ │ │конструкции │ ├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤ │4 │Разрывы │Разрывы по целому металлу, │Неблагоприятный │ │ │ │по кольцевому монтажному │режим эксплуатации│ │ │ │шву, по околошовной зоне за-│(резкое повышение │ │ │ │водского (спирального) шва и│давления), низкое │ │ │ │т.д., сопровождаются дефор- │качество сварных │ │ │ │мацией разорванных кромок │швов (поры, неме- │ │ │ │ │таллические вклю- │ │ │ │ │чения, непровары, │ │ │ │ │подрезы сварных │ │ │ │ │швов), расслоение │ │ │ │ │металла, макро- и │ │ │ │ │микротрещины, воз-│ │ │ │ │никающие от зади- │ │ │ │ │ров, вмятин, цара-│ │ │ │ │пин и т.п. │ ├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤ │5 │Пробоины │Нарушение герметичности в │Воздействие воло- │ │ │ │теле трубы вследствие внеш- │куш, якорей, дейс-│ │ │ │него ударного воздействия на│твия сторонних ор-│ │ │ │трубопровод │ганизаций, чьи │ │ │ │ │трубопроводы нахо-│ │ │ │ │дятся в одном тех-│ │ │ │ │ническом коридоре,│ │ │ │ │действия физичес- │ │ │ │ │ких лиц │ ├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤ │6 │Повреждения │Различные по происхождению │Дефекты строитель-│ │ │ │дефекты стенки трубы в виде │ства и изготовле- │ │ │ │местных углублений (каверн, │ния │ │ │ │вмятин, забоин), гофр, цара-│ │ │ │ │пин, задиров (повреждений с │ │ │ │ │зазубренными краями), а так-│ │ │ │ │же сварных соединений: неп- │ │ │ │ │ровары, поры, шлаковые вклю-│ │ │ │ │чения, прожоги, подрезы и │ │ │ │ │т.д.; │ │ │ │ │дефекты изоляционных покры- │ │ │ │ │тий: нарушение сплошности │ │ │ │ │покрытия, гофры, задиры, ца-│ │ │ │ │рапины и др.; │ │ │ │ │отклонения геометрического │ │ │ │ │сечения труб выше нормы; │ │ │ │ │размыв ложа трубопровода │воздействие гидро-│ │ │ │ │динамической силы;│ │ │ │ │вибрация трубопро-│ │ │ │ │вода на провисшем │ │ │ │ │участке │ │ │ │местная эрозия │взаимодействие │ │ │ │ │трубопровода с по-│ │ │ │ │током воды │ │ │ │деформация и изменение про- │нарушение устойчи-│ │ │ │ектного положения трубопро- │вости земляных │ │ │ │вода │масс в береговой │ │ │ │ │зоне, вызываемое │ │ │ │ │изменениями проч- │ │ │ │ │ностных свойств │ │ │ │ │грунтов │ └───┴────────────┴────────────────────────────┴──────────────────┘
2.2. В зависимости от расположения на трубопроводе аварии подразделяются:
- по основному металлу труб;
- в сварных соединениях (продольный или поперечный швы);
- на запорной арматуре;
- на устройствах трубопровода (вантузы, отборы давления и манометрические сборки, указатель прохождения средств очистки и диагностики и др.).