МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 10 октября 2022 г. N 1110

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА
ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с подпунктом 9.2 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте цифровой трансформации Министерства энергетики Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Минэнерго России от 14 июля 2021 г. N 595 "Об утверждении Положения о Департаменте проектной деятельности и цифровых технологий Министерства энергетики Российской Федерации".

Министр
Н.Г.ШУЛЬГИНОВ

Утверждено
приказом Минэнерго России
от 10 октября 2022 г. N 1110

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА
ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Департамент цифровой трансформации (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Министерство), осуществляющим цифровую трансформацию отраслей топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), Министерства и подведомственных ему учреждений.

2. Общее руководство деятельностью Департамента осуществляет Министр энергетики Российской Федерации (далее - Министр).

3. Непосредственно курирует деятельность Департамента заместитель Министра энергетики Российской Федерации (далее - заместитель Министра), наделенный соответствующими полномочиями.

4. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Положением.

5. Основными задачами Департамента являются:

1) обеспечение осуществления полномочий Министерства, в том числе по вопросам:

создания, эксплуатации и совершенствования государственных информационных систем, в том числе государственной информационной системы ТЭК (далее - ГИС ТЭК), и информационных систем Министерства;

цифровой трансформации ТЭК;

цифровой трансформации Министерства и подведомственных ему учреждений;

цифровой трансформации государственных услуг и функций Министерства;

импортозамещения программного обеспечения (далее - ПО), используемого организациями отраслей ТЭК;

2) обеспечение осуществления полномочий Министерства по исполнению функций, указанных в подпункте 2 пункта 7 настоящего Положения;

3) обеспечение осуществления полномочий Министерства по предоставлению государственных услуг в электронной форме;

4) обеспечение осуществления иных полномочий Министерства в рамках компетенции Департамента.

6. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства, подведомственными Министерству организациями и организациями отраслей ТЭК.

II. Полномочия Департамента

7. Департамент реализует следующие полномочия:

1) обеспечивает формирование государственной политики в области цифровизации и цифровой трансформации отраслей ТЭК, в том числе в части обеспечения управления процессами цифровой трансформации в ТЭК с учетом позиции иных структурных подразделений Министерства, включая вопросы развитая цифровых технологий в отраслях ТЭК в рамках национальной программы "Цифровая экономика";

2) осуществляет:

разработку показателей эффективности и результативности цифровой трансформации отраслей ТЭК, сбор, расчет и мониторинг их достижения;

рассмотрение и согласование концепций, стратегий и программ развития, разрабатываемых организациями отраслей ТЭК, в части их цифровой трансформации;

формирование предложений для включения в отраслевые документы стратегического планирования;

организацию работ в части выполнения требований по защите информации при создании и функционировании информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Министерства;

материально-техническое обеспечение деятельности Министерства в сфере информационно-коммуникационных технологий, включая обеспечение программными и аппаратными средствами, сетевой инфраструктурой, видео-конференц-связью, мобильной и телефонной (международной, междугородней, местной и внутренней) связью, обеспечение доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также обеспечение электронными цифровыми подписями;

мониторинг оказания сервисов Министерства, связанных с предоставлением государственных услуг в электронной форме;

мониторинг и контроль исполнения отраслевых планов импортозамещения ПО, в сфере ТЭК;

учет создаваемых, развиваемых и эксплуатируемых Министерством информационных систем (включая информационные технологии, технические средства и информационно-телекоммуникационные сети, необходимые для их функционирования) и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

разработку и реализацию комплекса мер по повышению надежности и обеспечению непрерывности оказания государственных услуг, предоставляемых Министерством, подведомственными Министерству организациями, в электронной форме;

разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению доступности государственных данных, в том числе для предоставления государственных услуг в электронной форме и принятия решений на основе указанных данных;

разработку и реализацию комплекса мер для поэтапного перехода Министерства, подведомственных ему организаций и организаций ТЭК на отечественное ПО, информационно-телекоммуникационную инфраструктуру и ее компоненты, в том числе создание условий для импортозамещения отраслевого ПО и организацию работы центра компетенции по импортозамещению ПО Министерства;

планирование и обоснование бюджетных ассигнований по соответствующему коду видов расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации в сфере компетенции Департамента;

формирование классификатора государственных услуг, предоставляемых Министерством, за счет их включения в раздел федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ФРГУ);

формирование общей позиции (свод) Министерства по вопросам предоставления государственных услуг;

формирование предложений по основным направлениям и порядку организации мероприятий по минимизации рисков и возможного ущерба информационно-телекоммуникационной инфраструктуре Министерства и объектов критической информационной инфраструктуры ТЭК (далее - КИИ), связанных с использованием иностранного ПО;

2) обеспечивает реализацию полномочий Министерства по:

созданию ГИС ТЭК, организации эксплуатации данной системы, ее эксплуатации самостоятельно или совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию сегментов ГИС ТЭК, и ее совершенствование;

сбору, обработке информации для включения в ГИС ТЭК, хранении такой информации, обеспечению доступа к ней, ее предоставлению и распространению;

осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупок товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

осуществлению от имени Российской Федерации правомочий обладателя информации, содержащейся в ГИС ТЭК;

3) организует:

разработку, рассмотрение и согласование, а также участвует в разработке проектов международных договоров, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, а также иных документов, относящихся к сфере ведения Департамента;

деятельность по созданию, эксплуатации и совершенствованию государственных информационных систем в установленной сфере деятельности Министерства, информационных систем, информационных ресурсов и баз данных Министерства, а также координирует деятельность структурных подразделений Министерства в указанной сфере;

вывод из эксплуатации государственных информационных систем и информационных систем Министерства;

включение разработанных Министерством в результате создания и развития информационных систем программ для электронных вычислительных машин вместе с проектной, технической, сопроводительной и методической документацией к таким программам в национальный фонд алгоритмов и программ;

создание витрин данных Министерства;

методическую поддержку процессов стресс-тестирования субъектов КИИ;

сбор, верификацию и анализ отчетности субъектов КИИ по результатам стресс-тестирования иностранного ПО;

4) отвечает за единую техническую политику при создании, обеспечении функционирования и развития информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе:

а) координирует формирование единой технической политики при реализации проектов цифровой трансформации Министерства;

б) обеспечивает управление архитектурой информационных систем с учетом современных стандартов;

в) разрабатывает рекомендации по унификации технологических и функциональных требований к информационным системам, оператором которых является Министерство и подведомственные Министерству организации, координирует развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Министерства и подведомственных Министерству организаций, включая:

согласование технической документации с учетом стандартов и нормативных документов, регулирующих жизненный цикл информационных систем;

развитие инфраструктуры центров обработки данных (включая серверную, сетевую, программную инфраструктуру и инфраструктуру хранения данных) с учетом используемых и (или) проектируемых архитектурных подходов, с преимущественным использованием облачных решений по моделям "инфраструктура как сервис", "платформа как сервис", "ПО как сервис";

5) формирует и координирует деятельность службы технического заказчика по управлению проектами цифровой трансформации в установленной сфере деятельности Министерства;

6) формирует и обеспечивает деятельность контрактной службы Министерства;

7) разрабатывает, управляет, обеспечивает и контролирует реализацию ведомственной программы цифровой трансформации Министерства;

8) обеспечивает представление в Минцифры России сведений, необходимых для проведения указанным федеральным органом исполнительной власти мониторинга реализации ведомственной программы цифровой трансформации Министерства;

9) инициирует оптимизацию процессов деятельности Министерства для обеспечения задач цифровой трансформации государственных услуг и государственных функций Министерства;

10) определяет полномочия операторов государственных информационных систем в установленной сфере деятельности Министерства;

11) координирует:

деятельность структурных подразделений Министерства, а также подведомственных Министерству организаций, в части формирования и реализации проектов цифровой трансформации, выполнения документов стратегического планирования в части проектов цифровой трансформации;

деятельность структурных подразделений Министерства в части оказания государственных услуг, организации предоставления иных услуг и реализации государственных функций Министерства в электронной форме, в том числе с использованием ФРГУ и Единого портала государственных и муниципальных услуг;

12) участвует:

в рассмотрении инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в части информационных технологий и их влияния на цифровую трансформацию таких субъектов;

в выработке предложений по мерам государственной поддержки инвестиционных проектов в электроэнергетике, в том числе предложений по финансированию за счет средств федерального бюджета в части информационно-коммуникационных технологий и цифровой трансформации;

в согласовании программ цифровой трансформации организаций ТЭК с государственным участием;

в формировании и согласовании показателей эффективности и результативности цифровой трансформации Министерства, а также подведомственных Министерству организаций;

в обеспечении эффективности процессов деятельности Министерства для реализации задач цифровой трансформации в пределах своей компетенции;

в выработке комплекса мер по обеспечению функционирования и надежности информационных систем, применении средств и методов информационной безопасности, включая меры противодействия целенаправленным внешним воздействиям от различных источников угроз информационной безопасности совместно со структурным подразделением Министерства, отвечающим за обеспечение информационной безопасности;

в подготовке предложений по созданию условий развития информационно-коммуникационных технологий, применяемых в ТЭК, в сфере искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей;

13) обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных, письменных и поступивших в форме электронного документа обращений граждан и организаций, принятие по ним решений и направление ответов на них в установленный законодательством Российской Федерации срок по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

14) участвует в мероприятиях по гражданской обороне;

15) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в части своей компетенции;

16) участвует в организации и обеспечении мобилизационной подготовки и мобилизации Министерства, организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Департамента в установленном порядке;

17) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в пределах компетенции Департамента, предусмотренные приказами и распоряжениями, а также поручениями руководства Министерства.

2. Департамент в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Министерства, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

2) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, структурные подразделения Министерства и подведомственные Министерству организации, а также представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и иных организаций, ученых и специалистов;

3) вносить в установленном порядке в пределах компетенции Департамента предложения по совершенствованию организации деятельности Министерства, Департамента и подведомственных Министерству организаций;

4) принимать участие в пределах компетенции Департамента в работе экспертных и рабочих групп, координационных и совещательных органов, создаваемых Министерством, в работе межведомственных комиссий, рабочих групп, а также принимать участие в пределах компетенции Департамента в совещаниях, научно-практических конференциях, "круглых столах" и симпозиумах;

5) вести в установленном порядке переписку по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

6) использовать в установленном порядке информационные банки данных, системы связи;

7) вносить предложения о проведении проверок деятельности подведомственных Министерству организаций, а также о формах рассмотрения результатов проверок и мерах по устранению выявленных при их проведении недостатков;

8) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в пределах компетенции Департамента.

III. Организация деятельности Департамента

3. Департамент возглавляет директор Департамента цифровой трансформации (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства.

Директор подчиняется непосредственно заместителю Министра, осуществляющему координацию и контроль деятельности Департамента.

4. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом Министерства по представлению Директора.

В случае временного отсутствия Директора в связи с болезнью, отпуском, командировкой его обязанности по организации работы Департамента исполняет один из его заместителей.

5. Структура Департамента и его штатная численность определяются Министром. В структуру Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.

6. Директор:

1) осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины;

2) взаимодействует со структурными подразделениями Министерства;

3) взаимодействует (в том числе ведет переписку) со структурными подразделениями других органов исполнительной власти, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также подведомственными Министерству организациями;

4) обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Министерства;

5) обеспечивает рассмотрение поступивших в Министерство обращений, проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них;

6) обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Министерства и подписывает ответы на них;

7) распределяет обязанности между своими заместителями, утверждает положения об отделах, входящих в состав Департамента, а также определяет должностные обязанности сотрудников Департамента;

8) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы сотрудниками Департамента, в том числе представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о временном исполнении обязанностей, о повышении квалификации, поощрении сотрудников Департамента и наложении на них взысканий;

9) привлекает при необходимости в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сферам деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

10) на основании выданных Министром (лицом, исполняющим его обязанности) доверенностей подписывает от имени Министерства договоры и другие документы гражданско-правового характера;

11) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по отнесенным к его компетенции вопросам;

12) представляет руководству Министерства кандидатуры сотрудников Департамента для включения их в состав соответствующих координационных и совещательных органов, включая межведомственные, для участия в совещаниях, а также для направления в служебные командировки;

13) контролирует использование материальных и технических средств, переданных Департаменту;

14) в пределах своей компетенции дает сотрудникам Департамента обязательные для исполнения поручения;

15) при необходимости заключает от имени Министерства на основании выданной Министром доверенности государственные контракты (договоры) на выполнение работ по созданию, развитию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных технологий, в том числе по закупке, модернизации и доработке информационно-технических и информационно-программных средств для нужд структурных подразделений Министерства;

16) визирует и подписывает в пределах своей компетенции касающиеся деятельности Департамента документы, представляемые на подпись Министру и его заместителям;

17) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства от 20 ноября 2008 г. N 213, настоящим Положением, иными приказами и распоряжениями Министерства, а также поручениями (указаниями) Министра и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей).

7. Директор Департамента вправе принимать участие в совещаниях, проводимых руководством Министерства, при обсуждении на них вопросов, касающихся сферы компетенции Департамента.

8. Департамент имеет свои бланки, печати и штампы.

9. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, организуется доступ к информационным банкам данных, системам связи и коммуникаций.

10. Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с планами деятельности Министерства, приказами и распоряжениями Министерства, а также планом работы Департамента.

11. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами Министерства.