МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТЭК

ПИСЬМО
от 9 июля 2021 г. N 05-2844

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Департамент оперативного управления в ТЭК в рамках своей компетенции рассмотрел письмо о возможности размещения солнечных батарей на землях сельскохозяйственного производства на основании разрешения на использование земель или земельного участка и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию нормативных правовых актов.

Вместе с тем, считаем возможным сообщить следующее.

Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, предусматриваются в том числе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Перечнем случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 определено, что для строительства, реконструкции солнечных батарей не требуется получение разрешения на строительство.

В Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 включены солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) солнечные батареи относятся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Следует учитывать, что в соответствии пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также то, что в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Соответственно, субъект Российской Федерации вправе устанавливать только порядок и условия размещения таких объектов, не нарушая положения федерального земельного законодательства.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В то же время пункт 2 статьи 78 ЗК РФ допускает возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случаях осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов и возможность использования таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута.

Следовательно, федеральное законодательство не препятствует размещению (строительству, реконструкции, эксплуатации, ремонту) на землях сельскохозяйственного назначения или земельных участках в составе таких земель без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий линейных объектов на основании установления публичных сервитутов, что подтверждается и пунктом 4 статьи 78 ЗК РФ.

Линейные объекты определяются путем перечисления конкретных объектов в разных законодательных актах:

в пункте 10.1 статьи 1 ГрК РФ термин "линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения";

в пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенные для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов;

в пункте 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дорог, трубопроводов и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

При таких обстоятельствах полагаем, что солнечная батарея не является линейным объектом (неотъемлемой технологической частью линейного объекта). В настоящее время в законодательстве термин "солнечная батарея" также отсутствует. Абзац тридцать восьмой статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" относит энергию солнца к возобновляемым источникам энергии.

На основании изложенного солнечная батарея на землях сельскохозяйственного назначения или земельных участках в составе таких земель не может быть размещена.

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минэнерго России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель Директора
И.И.КУНЕЦ