3. Результаты проведенного исследования Минэкономразвития России
В результате проведенной экспертизы были выявлены положения, которые затрудняют эффективное регулирование в рамках Приказа N 707 и приводят к необоснованному затруднению ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывают необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности.
3.1. Одним из основных замечаний к положениям Приказа N 707, влекущим значительные расходы у субъектов предпринимательской деятельности, является необходимость перемаркировки семян при истечении срока их реализации.
Так, пунктом 7.1 Порядка установлен срок реализации для семян, упакованных в бумажные одинарные пакетики, от даты упаковки текущего года до конца последующего года. Если семена не были реализованы по истечении указанного срока, продавец обязан вывести пакетики с семенами из торгового оборота, за свой счет провести дополнительный контроль, который включает повторное определение посевных качеств семян, и по результатам исследований перемаркировать или уничтожить всю партию семян.
Установленное указанным пунктом Порядка требование, по заключению экспертов, налагает на хозяйствующие субъекты необоснованные ограничения и влечет за собой существенные финансовые затраты на перемаркировку или уничтожение пакетов с истекшим сроком реализации. Так, по данным экспертов, затраты на перемаркировку только на примере одной фирмы составляют:
- вскрытие и вынимание семян из старых пакетов:
1. Ручная - 1000 руб. в день;
2. Машинная - 4000 руб. в час.
- себестоимость пакетов:
1. Белый - 20 коп.;
2. Цветной от 75 коп. до 2 руб.
- повторная фасовка:
Стоимость машинной фасовки от 4000 руб. до 22000 руб. в час.
- себестоимость семян:
Зависит от сорта культуры и качества и может варьироваться от 500 руб. за килограмм; верхней границы не существует, некоторые семена продаются поштучно.
- зарплата сотрудникам цеха - 20000 руб. в месяц.
В целом на примере одной фирмы общие затраты на перемаркировку составляют в среднем 5 млн. руб. в год.
При этом на практике в 99% случаев организации просто уничтожают пакеты с качественными семенами из-за истечения срока реализации, установленного Приказом N 707.
Как отмечают эксперты, семена являются специфическим товаром, и их фактические характеристики могут меняться в течение продолжительного периода времени. Исходя из биологических особенностей культур, хранение не всегда ухудшает их посевные качества. У одних культур всхожесть, например, может снижаться с каждым годом хранения, у других, наоборот, - повышаться.
В этой связи срок реализации семян, полагаем, должен быть дифференцирован в зависимости от культуры.
3.2. Нормативные правовые акты, во исполнение которых издан Приказ N 707, в настоящее время изменены или утратили силу. В этой связи ряд положений Приказа N 707 не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, что приводит к необоснованному затруднению ведения предпринимательской деятельности и влечет избыточные расходы хозяйствующих субъектов.
3.2.1. Пункт 2.1 Порядка предусматривает, что реализация семян сортов, включенных в Реестр, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата.
Как уже было отмечено ранее, Федеральным законом N 248-ФЗ из абзаца первого статьи 30 Федерального закона N 149-ФЗ исключено в качестве обязательного условия допуска к реализации партий семян сельскохозяйственных растений наличие сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, и фитосанитарных сертификатов. В действующей редакции указанной статьи Федерального закона N 149-ФЗ включение соответствующего сорта в Реестр является достаточным условием правомерности реализации партий семян сельскохозяйственных растений. Документами, удостоверяющими сортовые и посевные качества партии семян сортов, включенных в Реестр, являются результаты сортовой и семенной экспертиз, а именно акты апробации посевов и протоколы испытаний аккредитованных лабораторий.
Кроме того, в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 149-ФЗ подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ, то есть в добровольном порядке.
В отношении требования Порядка о наличии фитосанитарного сертификата при реализации семян сортов, включенных в Реестр, отмечаем следующее.
Выдача фитосанитарного сертификата осуществляется на основании статьи 8 Федерального закона от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и в соответствии с Порядком организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденным приказом Минсельхоза России от 14 марта 2007 г. N 163 (далее - Порядок N 163).
Так, согласно Порядку N 163 фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации. При этом подкарантинная продукция, на которую выдан фитосанитарный сертификат, должна пересечь государственную границу Российской Федерации при вывозе в государства - члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата, при вывозе в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения карантина растений фитосанитарный сертификат необходим только для экспортируемых семян и действует всего 14 либо 30 дней со дня его выдачи.
Кроме того, карантинная фитосанитарная сертификация подкарантинной продукции предусмотрена Федеральным законом N 99-ФЗ и, полагаем, не является предметом регулирования Приказа N 707.
Пункт 2.1 Порядка также предусматривает, что семена, реализуемые оптовыми партиями для розничной торговли, сопровождаются "свидетельством на семена". Однако законодательством Российской Федерации форма такого свидетельства не утверждена. Кроме того, законодательство Российской Федерации не содержит норм, раскрывающих понятие "свидетельство на семена". На практике производители семян используют либо протокол испытаний, который является результатом семенного контроля, либо произвольную форму свидетельства, заверенную печатью продавца, что в дальнейшем приводит к применению штрафных санкций контролирующими органами.
По предоставленным экспертами данным, затраты на получение документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества (сертификат соответствия), для одной партии семян составляют 2500 рублей (по ценам ФГБУ "Россельхозцентр"), при этом сертификат соответствия действует 1 год. Затраты на получение фитосанитарного сертификата для одной партии составляют 500 рублей (по ценам ФГБУ ВНИИКР), при этом фитосанитарный сертификат действует 14 (30) дней. Для соответствия требованиям Приказа N 707 одной партии семян необходимо потратить 3000 рублей и при этом право реализации будет ограничено сроком действия фитосанитарного сертификата. При этом среднее количество партий в одной организации может составлять около 15 тыс. в год.
Таким образом, положения Приказа N 707 в части требований к документам при реализации семян, включенных в Реестр, противоречат законодательству Российской Федерации и накладывают дополнительные расходы на хозяйствующие субъекты.
3.2.2. В соответствии с пунктом 1.3 Порядка контроль за его выполнением осуществляется государственными семенными инспекциями. Вместе с тем, на основании приказа Минсельхоза России от 29 мая 2007 г. N 288 осуществлена реорганизация в форме слияния федеральных государственных учреждений федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и в ведении Минсельхоза России образовано ФГБУ "Россельхозцентр".
3.3. Значительная часть положений Порядка содержит требования технического характера к процессам перевозки и реализации семян сельскохозяйственных растений, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке и этикеткам и правила их нанесения. В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона N 184-ФЗ Приказ N 707 является актом в сфере технического регулирования.
По мнению экспертной группы, нормы Приказа N 707, устанавливающие требования технического характера, содержат необоснованные ограничения для хозяйствующих субъектов и влекут необходимость дополнительных расходов. Вместе с этим эксперты отметили важность норм, обеспечивающих защиту прав потребителей семян.
Так, экспертная группа отметила следующее.
- Не ясны обоснования необходимости регулирования порядка упаковки семян, предназначенных для реализации (Раздел III Порядка). На рынке постоянно появляются новые, более качественные и красивые материалы, виды продукции, ежегодно естественно меняются предпочтения потребителей. В этой связи эксперты исходят из того, что если семена не обработаны химическими или биологическими препаратами, то нет необходимости государственного регулирования порядка их упаковки.
Так, например, представляются необоснованными требования пункта 3.4 Порядка, устанавливающие определенные способы опечатывания в зависимости от упаковки семян.
Сохранение данных норм в Порядке влечет дополнительные затраты на определенную упаковку и ставит производителей в невыгодные условия по сравнению с конкурентами из других государств, с их более красочной и разнообразной упаковкой.
- Раздел IV Порядка, содержащий требования к маркировке семян, реализуемых в затаренном виде, по мнению экспертов, содержит необоснованные ограничения для бизнеса и несет в себе необходимость дополнительных расходов, повышающих себестоимость конечной продукции. Так, например, пунктом 4.8 Порядка предусмотрено требование об обязательном наличии на ярлыках печати поставщика семян. Эксперты отмечают, что для профессионального рынка данное требование является барьером, так как с момента упаковки семян до их конечной реализации (высева) поставщиком семян могут выступать поочередно несколько как российских, так и иностранных юридических лиц. Де-факто, данная норма на практике (профессиональный рынок полевых культур) не применяется, но является потенциальным барьером для остановки любой партии семян по усмотрению сотрудников контролирующих органов.
Вместе с тем, эксперты отметили важность маркировки в принципе, и если она отвечает требованиям Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", то нет необходимости регулировать ее ведомственным нормативным правовым актом.
- Раздел V Порядка, устанавливающий требования к ярлыку и другой маркировке, по мнению экспертов, содержит необоснованные ограничения, влечет за собой дополнительные экономические затраты и ставит отечественного производителя семян в невыгодные конкурентные условия по отношению к иностранным производителям.
В условиях рыночной экономики затруднительно обосновать, например, установление строгой формы, размера или цвета ярлыка. Так, невозможно обосновать, какую угрозу несут семена с ярлыком не 110 x 70 мм, как того требует Порядок, а например, 100 x 80 мм, или в форме листа или ягоды. Эксперты отметили, что главными требованиями к ярлыку должны быть прочность, а также полнота и доступность информации на нем. Кроме того, требование Порядка к цвету ярлыков ограничивает проведение рекламных кампаний, в которых используются другие привлекательные цвета и оттенки.
При этом эксперты приходят к выводу, что в отношении семян, обработанных химическими или биологическими препаратами, такие требования должны быть установлены в рамках технических регламентов.
- Раздел VI Порядка, по мнению экспертов, содержит ряд избыточных и необоснованных требований.
Так, согласно пункту 6.2.6 Порядка на ярлыке или другом виде маркировки должны указываться наименование и адрес организации, реализующей семена, и ее регистрационный номер.
В современных рыночных условиях с момента упаковки семян до их конечной реализации (высева) организацией, реализующей семена, могут выступать поочередно несколько как российских, так и иностранных юридических лиц. При этом сохраняется неопределенность понятия компании, реализующей семена. Это означает, что семена при перепродаже нужно каждый раз переупаковывать и перемаркировывать. Кроме того, указание регистрационного номера приемлемо только для российских компаний.
- Пункт 6.2.9 Порядка предусматривает необходимость указания на ярлыке и другой маркировке наименования и номера документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества семян, что является дополнительным требованием, кроме установленных Федеральным законом N 149-ФЗ (статья 31).
- В соответствии с пунктом 6.2.11 Порядка на ярлыке и другой маркировке необходимо указывать класс посевного стандарта. Однако ГОСТ Р 52171-2003, ГОСТ Р 52325-2005 деление семян на классы посевного стандарта не предусматривают.