4.5. Транспорт

4.5. Транспорт

В 2014 году деятельность транспортного комплекса характеризовалась падением коммерческих перевозок грузов, ростом грузооборота и пассажирооборота (темп роста объема коммерческих перевозок грузов - 97,7%, коммерческого грузооборота - 103,4%, пассажирооборота транспорта общего пользования - 100,7% по отношению к предыдущему году).

Снижение объема перевозок грузов в 2014 году отмечается на всех видах транспорта, кроме промышленного железнодорожного и воздушного транспорта. В структуре перевозок грузов в 2014 году доминировал автомобильный транспорт (44% от общего объема коммерческих перевозок грузов, без трубопроводного), грузооборота - магистральный железнодорожный (90,5% от общего объема коммерческого грузооборота, без трубопроводного).

Рост коммерческого грузооборота наблюдался на магистральном железнодорожном (104,7% к 2013 г.), промышленном железнодорожном (107%), воздушном транспорте (102,8 процента). Среднее расстояние перевозки одной тонны груза увеличилось в 2014 году на 5,8% к уровню 2013 года, что обусловлено изменением структуры перевозимых грузов между видами транспорта.

Снижение грузооборота в 2014 году наблюдалось у автомобильного транспорта и на водных видах транспорта. Основными причинами снижения объемов перевозок грузов по транспортному комплексу является ухудшение макроэкономической ситуации в России, сокращение объемов производства в основных грузообразующих отраслях и снижение объемов внешней торговли.

Вместе с тем, по оперативным данным Росстата, январе - августе 2015 г. наблюдается значительное снижение темпов основных производственных показателей - объема коммерческих перевозок грузов и грузооборота организациями всех видов экономической деятельности (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования), пассажирооборота транспорта общего пользования. Оценка 2015 года с учетом тенденций развития отдельных видов транспорта и макроэкономических параметров (сокращение потребительского спроса, объемов производства в грузообразующих отраслях, оборота торговли, объемов строительства и инвестиционной активности) позволяет спрогнозировать в текущем году падение объема коммерческих перевозок грузов на 3,6% и грузооборота на 0,6%, а также падение пассажирооборота на 4,5% соответственно к уровню 2014 года.

С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост показателей деятельности транспортного комплекса. Так, объем коммерческих перевозок грузов в 2018 году оценивается на уровне 3680 млн. т (рост 100,5% к уровню 2014 года), объем грузооборота - 2605,3 млрд. т-км (рост 102,6% к уровню 2014 года).

В 2016 - 2018 гг. среднегодовой темп роста коммерческих перевозок грузов ожидается на уровне 1,4%, грузооборота - 1,1%, пассажирооборота - 0,5 процента.

Пассажирооборот транспорта общего пользования исторически был распределен почти равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом - примерно 30% каждый, однако в последние годы тенденция изменилась. Так, в 2014 году в структуре пассажирооборота транспорта общего пользования доля воздушного транспорта выросла на 2,6 п. п. к уровню 2013 года и составила 44%, доля железнодорожного снизилась на 1,9% и составила 24%, автомобильного снизилась на 0,5 п. п. и составила 21,5 процента. На городской электрический транспорт приходится порядка 10,2 процента. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение доли воздушного транспорта (более 46% к 2018 году).

В среднесрочной перспективе развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, ВВП, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, динамикой спроса платежеспособного населения, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг. Вместе с тем следует отметить, что на динамику рынка пассажирских перевозок существенное влияние оказывает финансовое состояние ее крупных игроков и монополий.

В 2014 году число прибыльных крупных и средних организаций транспортного комплекса сократилось и составило 2,2 тыс. ед. (96% к уровню 2013 года). По итогам 2014 года финансовое состояние организаций транспортного комплекса характеризовалось существенным снижением прибыли.

В 2014 году убыточной была деятельность магистрального железнодорожного транспорта (убыток составил 32,7 млрд. рублей), убытки автобусного транспорта - 21,8 млрд. рублей, внутреннего водного - 3,3 млрд. рублей, морского - 1 млрд. рублей, воздушного - 11 млрд. рублей, наземного городского электрического транспорта - 4,8 млрд. рублей.

Индекс тарифов на грузовые перевозки в отраслях транспортного комплекса в декабре 2014 г. к декабрю 2013 г. в целом составил 105,5% при росте цен производителей промышленной продукции - на 105,9% (по методологии Росстата).

Индекс тарифов на услуги пассажирского транспорта составил в среднем за 2014 год 106,9%, в том числе на железнодорожном транспорте - 108,2%, воздушном - 106,2%, автомобильном - 106,1%, городском электрическом транспорте - 107,6% при росте потребительских цен в размере 107,8 процента.

Следует отметить, что рентабельность организаций в целом по экономике также выросла в 2014 году и составила 8,6% против 7,7% в 2013 году.

Суммарная величина амортизационных отчислений в организациях транспортного комплекса составила в 2014 году 373,7 млрд. рублей. С учетом роста стоимости основных фондов суммарная величина амортизационных отчислений в 2015 году ожидается в размере 378,7 рублей.

Предполагается, что пассажирооборот транспорта общего пользования в 2015 году составит 519,6 млрд. пасс.-км (95,5% к уровню 2014 года), а в 2018 году ожидается на уровне 527,3 млрд. пасс.-км (97% к уровню 2014 года).

С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2014 году были сохранены меры государственной поддержки, принятые еще в 2009 году. Общий объем расходов неинвестиционного характера за счет средств федерального бюджета на поддержку транспортного комплекса в 2014 году составил более 90 млрд. рублей.

С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в отчетный период осуществлялось субсидирование: авиаперевозок населения с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении; программы субсидирования воздушных перевозок в Приволжском федеральном округе, из Калининграда в европейскую часть России и в обратном направлении, в г. Симферополь и обратном направлении, российским авиакомпаниям на уплату лизинговых платежей на покупку самолетов для осуществления внутрирегиональных перевозок; на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом, перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и поездах дальнего следования в плацкартных вагонах и общих вагонах.

Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период.

Значительными "узкими местами" на сети железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.

Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам: Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.

Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Порядка половины находится в эксплуатации 50 - 75 и более лет.

Российская экономика из-за низкого качества и недостаточных пропускных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери:

не завершено формирование опорной транспортной сети на всей территории страны, это сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения, перевозку грузов;

доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет примерно 15 - 20% (в экономически высокоразвитых странах - не более 7 - 8 процентов);

развивается дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, регулярно увеличивается при росте количества автомобилей.

Инвестиции в основной капитал в 2015 году в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета ожидаются на уровне 2014 года (около 447 млрд. рублей).

Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2015 - 2018 гг. определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:

подготовка объектов транспортной инфраструктуры, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году;

устранение "узких мест" транспортной инфраструктуры, в том числе реализация крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в крупных транспортных узлах;

реализация проектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе строительство скоростных автомобильных дорог;

развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.

Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.

Темпы роста инвестиций будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.

В целом по всем источникам финансирования в 2015 году ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 1445,9 млрд. рублей, а к 2018 году при сохранении темпов роста экономики на уровне 1592,5 млрд. рублей, в том числе порядка 703,2 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников финансирования.

Для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться в полном объеме и опережающими темпами (относительно других секторов экономики).

Основные прогнозные показатели развития
транспортного комплекса

(в процентах)

Наименование
2014 год отчет
2015 год оценка
2016 год
2017 год
2018 год
2018 год к 2014 году,%
прогноз
Объем коммерческих перевозок, млн. т
3661,8
3531,7
3558,0
3609,9
3680,0
темп роста к предыдущему году, %
97,7
96,4
100,7
101,5
101,9
100,5
Коммерческий грузооборот, млрд. т-км
2538,8
2523,6
2534,8
2566,0
2605,3
темп роста к предыдущему году, %
103,4
99,4
100,4
101,2
101,5
102,6
Пассажирооборот общего пользования, млрд. пасс.-км
543,9
519,6
510,4
512,0
527,3
темп роста к предыдущему году, %
100,7
95,5
99,1
100,3
103,0
97,0

Железнодорожный транспорт общего пользования

Грузовые перевозки. В 2014 году показатели перевозки грузов железнодорожным транспортом составили 1226,9 млн. т, снижение на 0,8% относительно 2013 года. При этом в 2014 году коммерческий грузооборот составил 2298,6 млрд. т-км, соответственно вырос относительно 2013 года на 4,7 процента.

В 2014 году наблюдалось существенное снижение объема погрузки на железнодорожном транспорте строительных грузов (83% к уровню 2013 года). Погрузка импортных грузов составила 91% к уровню 2013 года. При этом рост объема погрузки грузов железнодорожным транспортом наблюдался по: каменному углю (101% к уровню 2013 года), коксу (103%), нефти и нефтепродуктов (102%), черным металлам (103%), цементу (103%), лесным грузам (109%), зерну и продуктам перемола (128 процентов).

Погрузка грузов железнодорожным транспортом за январь - август 2015 г. составила 798,8 млн. т, что на 1,2% меньше, чем аналогичный показатель за период 2014 года. По данным ОАО "РЖД", за январь - август 2015 г. снижение погрузки наблюдается по коксу (98,5%), нефти и нефтепродуктам (99,5%), лому черных металлов (95%), строительным грузам (86,6%), цементу (87%), комбикорму (92,3%), импортным грузам (93,7%), рыбе (87,5 процента). Вместе с тем рост объема перевозок наблюдается по каменному углю (101,4%), руде железной и марганцевой (100,8%), рудам цветных металлов и серному сырью (104,4%), черным металлам (101,5%), химическим и минеральным удобрениям (102,3%), лесным грузам (102,1%), зерну и продуктам перемола (108%), прочим грузам (101,4 процента). Кроме того, на динамику перевозок нефти основное влияние оказали экспортные поставки, а сокращение объемов по нефтепродуктам (без учета сжиженных газов) затронуло в основном перевозки для нужд внутреннего рынка. Кроме того, на динамику погрузки оказало повышение тарифов в августе 2014 г. на перевозку нефти и нефтепродуктов.

В 2015 году ожидается падение к 2014 году коммерческих перевозок на 2,3% и грузооборота на 0,3%, которые составят 1198,6 млн. т и 2291,7 млрд. т-км соответственно. Ожидаемый объем перевозок по итогам года обусловлен складывающимися тенденциями на магистральном железнодорожном транспорте за январь - август 2015 г. и прогнозируемый динамикой объемов промышленного производства.

Сложившаяся в текущем году ситуация прежде всего связана с падением роста промышленного производства, что напрямую оказывает влияние на грузооборот и перевозки грузов железнодорожным транспортом. Соответственно в случае стагнации отечественной промышленности в краткосрочный период можно ожидать замедления темпов роста или снижения грузоперевозок и грузооборота.

При прогнозируемых темпах роста промышленного производства в среднесрочный период ожидается рост коммерческих перевозок грузов и грузооборота, которые к 2018 году достигнут 1231,7 млн. т и 2363,6 млрд. т-км, что составит 100,4% и 102,8% к уровню 2014 года.

Следует отметить, что более высокие темпы роста грузооборота связаны с ростом средней дальности автомобильных перевозок грузов - железнодорожный транспорт продолжит постепенно терять сегмент перевозок грузов на ближние и средние расстояния.

Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом является инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60 - 80 процентов. В связи с этим в среднесрочный период потребуются значительные объемы инвестиций с целью реализации потенциала рынка железнодорожных перевозок в полном объеме.

В среднесрочной перспективе на железнодорожный транспорт усилится конкурентное давление со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта (ввод новых участков трубопроводов), прежде всего за нефть и нефтепродукты, продукцию горнодобывающих производств и строительные материалы, пищевую продукцию, сборные грузы.

Пассажирские перевозки. Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2014 году характеризовался существенным падением относительно 2013 года (93%) и составил 128,8 млрд. пасс.-км. Из 1070,3 (99,1% к уровню 2013 г.) млн. перевезенных в 2014 году пассажиров на пригородные перевозки пришлось 967,2 млн. пассажиров (99,8% к 2013 г.), на перевозки дальнего следования - 103,1 млн. пассажиров (93,1% к 2013 году). На динамику перевозки пассажиров в дальнем следовании существенное влияние оказало повышение стоимости железнодорожного билета.

Снижение пассажирооборота железнодорожного транспорта обусловлено значительным ростом тарифов в дальнем следовании на фоне усиления конкуренции со стороны воздушного и автобусного транспорта, а также замедлением темпов экономического роста и снижением реальных располагаемых доходов населения.

В 2015 году с учетом складывающейся тенденции за январь - август прогнозируется падение пассажирооборота на (-8,4%) к 2014 году, который составит 118 млрд. пасс.-км. Данная ситуация связана прежде всего с падением перевозок пассажирооборота в пригородном сообщении (падение на 4,7% за январь - июль 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 г.) и дальнем следовании (падение 6% за январь - июль 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 года). Стоимость железнодорожного билета в России в первом полугодии 2015 г. выросла на 4,4% (по отношению к аналогичному периоду 2014 года). В частности, за первое полугодие текущего года стоимость билета в страны ближнего зарубежья выросла на 18% относительно аналогичного периода 2014 года, а в страны дальнего зарубежья - на 39% (к 2014 году). Ожидается, что тенденция по снижению пассажирооборота в дальнем следовании и пригородном сообщении будет продолжаться в краткосрочной и среднесрочной перспективе до тех пор, пока не будут реализованы проекты по строительству высокоскоростных магистралей.

Грузооборот железнодорожного транспорта в январе - августе 2015 г. с учетом порожнего пробега составила 1943,3 млрд. т-км (99,6 к аналогичному периоду 2014 г.) и без учета порожнего пробега 1513,4 млрд. т-км.

В настоящее время железнодорожный транспорт не выдерживает конкуренции с воздушным транспортом в сегменте перевозок на дальние расстояния, когда основным фактором выбора вида транспорта является время в пути.

На динамику пассажирооборота пригородного сообщения оказали проводимые в последние годы Правительством Российской Федерации совместно с ОАО "РЖД" мероприятия по повышению качества услуг, доступности, безопасности данного вида сообщения, в том числе субсидии из федерального бюджета. В случае сохранения государственной поддержки ожидается, что в ближайшей перспективе пассажирооборот пригородным сообщением сохранится на прежнем уровне, а на дальнем следовании - за счет тарифной политики удорожания будет снижаться.

В рамках реализации Плана действий по недопущению прогнозируемых в 2014 - 2015 гг. убытков ОАО "РЖД" между Росжелдором и ОАО "РЖД" заключено соглашение о компенсации потерь в доходах ОАО "РЖД", возникших в результате государственного регулирования тарифов на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Общая сумма соответствующих потерь составляет 27,15 млрд. рублей и подлежит компенсации в течение 10 лет за счет субсидий.

Субъектами Федерации был сформирован транспортный заказ на пригородные железнодорожные перевозки в 2015 году. В результате проведенной работы объем компенсации, гарантируемый субъектами Российской Федерации, вырос в 2015 году с 7,5 млрд. рублей до 10,2 млрд. рублей.

В целях обеспечения бесперебойного пригородного комплекса и создания устойчивого механизма субсидирования пригородных перевозок реализованы следующие меры:

принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте;

принят Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении", предусматривающий положение об установлении с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 года льготной ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом в пригородом сообщении;

издано постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 166 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 844", в котором утвержден льготный коэффициент к тарифам на услуги инфраструктуры в пригородном сообщении на 2015 год в размере 0,01 вместо установленного ранее коэффициента 0,25.

В прогнозный период конкуренция в отрасли обострится (у пригородного с автомобильным транспортом, дальнего - с авиацией), а развитие сектора будет определено ростом конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкой тарифной политики.

Продолжается развитие скоростного железнодорожного сообщения, которое уже вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в том числе по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг. В ближайшей перспективе планируется появление высокоскоростного сообщения. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения позволит обеспечить сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование роста научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее, дальнейшее развитие высокоскоростного сообщения зависит от инвестиционных возможностей частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены. В настоящее время определяются источники финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета, по проведению проектно-изыскательных работ по строительству ВСМ-2 (Москва - Казань).

Увеличению инвестиционной активности предприятий в целом по транспортному сектору способствует в первую очередь рост инвестиций в отрасли железнодорожного транспорта.

В 2014 году объем инвестиций в основной капитал снизился и составил 414 млрд. рублей (85,8% к уровню 2013 года). Объем внебюджетных инвестиций уменьшился на 9,6% по отношению к 2013 году и составил 365,3 млрд. рублей (88,2% от общего объема инвестиций в основной капитал магистрального железнодорожного транспорта).

Инвестиции в основной капитал магистрального железнодорожного транспорта в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы" были направлены на реализацию важнейших проектов: модернизацию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей; комплексную реконструкцию участка Междуреченск - Тайшет; реконструкция участка М. Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла и др.

В период 2015 - 2018 гг. планируется обеспечить реализацию крупных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте в части обеспечения транспортной безопасности и реализация проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений:

реконструкция участка железнодорожной линии Междуреченск-Тайшет;

завершение строительства новой железнодорожной линии Лосево-Каменогорск протяженностью 64 км;

завершение строительства объекта "Малое кольцо Московской железной дороги";

комплексная реконструкция участка им. М. Горького-Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла;

строительство железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск (обход Украины);

модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона;

комплексная реконструкция линий Таманского полуострова;

развитие участка Тобольск-Сургут-Коротчаево.

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла направлены на повышение пропускной и перерабатывающей способности объектов железнодорожной инфраструктуры в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения на участках Московского железнодорожного узла.

В 2014 году в рамках развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла было введено 15,2 км дополнительных главных путей. В 2014 году в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" был обеспечен ввод в эксплуатацию 82 км дополнительных главных путей и 18,7 км - мероприятиями Государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".

В 2014 году за счет внебюджетных средств обновлены 1081 локомотив, из них 660 новых, 31,4 тыс. грузовых вагонов, 316 пассажирских вагонов, 283 единицы моторвагонного подвижного состава.

Воздушный транспорт

Пассажирские перевозки. Несмотря на финансовые трудности, возникшие у российских авиакомпаний в связи с валютными колебаниями и ростом операционных расходов, по итогам 2014 года пассажирские перевозки продолжили рост (107,2% к предыдущему периоду), составив 241,4 млрд. пасс.-км. В 2014 году гражданской авиацией было перевезено 93,2 млн. пассажиров (110,2% к уровню 2013 года). Наиболее значительный рост пассажирооборота наблюдался на внутренних воздушных линиях. В 2014 году доля пассажиропотока, приходящего на внутреннее сообщение, составила 50 процентов.

Увеличение объема пассажирооборота на воздушном транспорте в значительной степени обусловлено гибкой тарифной политикой авиакомпаний, повышением деловой активности населения, а также проведением государственной политики по развитию региональных перевозок и повышению доступности транспортных услуг.

Реализуемые программы государственной поддержки региональной авиации и программы по обеспечению доступности авиационных перевозок, реализуемые с 2009 года, показали свою эффективность. В 2014 году на эти цели было выделено 8,7 млрд. рублей, что позволило перевезти около 1,4 млн. пассажиров, таким образом, на одного пассажира приходится не более 6200 рублей, что соответствует лучшей мировой практике в области государственной поддержки авиационных перевозок.

При этом доходы от авиаперевозок в 2014 году снизились и составили 657,8 млрд. рублей (2013 г. - 718 млрд. рублей), что обусловлено снижением доходов от пассажирских перевозок (2014 г. - 567,9 млрд. рублей, 2013 г. - 653,8 млрд. рублей).

Затраты на 1 рубль доходов организаций воздушного транспорта возросли до 103,1 комп., что привело к убыткам от перевозки пассажиров и грузов в размере 20,4 млрд. рублей.

С начала этого года за счет мер государственной поддержки (программы субсидирования региональных авиаперевозок) авиасообщением было перевезено более 800 тыс. человек. В 2015 году на эти цели предусмотрены средства федерального бюджета в размере 10,7 млрд. рублей.

Учитывая итоги первого полугодия, а также темпы роста ВВП и снижение реальных располагаемых доходов населения, пассажирооборот 2015 года оценивается на уровне 231 млрд. пасс.-км (95,7% к уровню 2014 года).

В среднесрочной перспективе также прогнозируется восстановление пассажирооборота, который к 2018 году может достичь 241,3 млрд. пасс.-км (100% к уровню 2014 года). Принимая во внимание более глубокое, чем в 2009 году, падение реальной заработной платы, следует ожидать более длительной стагнации рынка с восстановлением спроса на авиаперевозки не ранее 2018 года.

На динамику развития пассажирских авиаперевозок окажет влияние дополнительный транспортный спрос в 2018 году в городах проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Прогнозируемые среднесуточные значения пассажиропотока через аэропорты МАУ в этот период оцениваются в 300 тыс. пассажиров в сутки в оба направления.

С 2008 года динамика роста тарифа на внутренние авиаперевозки была значительно ниже темпов инфляции. В 2014 - 2015 гг. тариф на внутренних воздушных линиях (далее - ВВЛ) начал снижаться и достиг уровня 2008 года, тогда как инфляция нарастающим итогом за семь лет превысила 50 процентов. Ограниченный платежеспособный спрос населения, необходимость обеспечения "связанности" территории, избыточные провозные емкости привели к демпингу на рынке.

Фактором, также повлиявшим на уровень среднего тарифа на ВВЛ, является сокращение на 7% среднего расстояния перевозок на ВВЛ за счет роста перевозок средних дистанций: на линиях Москва-Сочи, Москва-Симферополь, Москва-Санкт-Петербург.

Основное ограничение развития перевозок воздушным транспортом - дисбаланс между уровнем развития инфраструктуры и непосредственно перевозок (авиакомпаний). Несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и Санкт-Петербурге (порядка 80 - 85% пассажиропотока). За первое полугодие 2015 г. аэропортами Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово, Шереметьево) было перевезено 35,3 млн. пассажиров или 85% от общего объема пассажиропотока по России. При этом в этом году аэропортами МАУ было перевезено на 291,9 тыс. пассажиров больше, чем в первом полугодии 2014 года. Рост перевозок в аэропортах МАУ обеспечен увеличением объема внутренних регулярных перевозок, который в этом году увеличился на 15% (к 2013 году), в то время как на международных рейсах произошел спад на 10,3% (к 2014 году).

Ожидается развитие сегмента низкотарифных авиаперевозок. Вместе с тем экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.

Ключевые тенденции рынка в среднесрочной перспективе - интеграция в мировой рынок (присоединение российских авиакомпаний к международным авиационным альянсам), а также развитие региональных и местных авиаперевозок с открытием прямых международных маршрутов (не через московский авиационный узел).

В 2014 году объем инвестиций в основной капитал составил 147,6 млрд. рублей (159,3% к 2013 г.), из них 111,3 млрд. рублей - за счет внебюджетных источников финансирования (178% к 2013 году).

Развитие аэропортовой сети в 2014 году обеспечивалось комплексом мероприятий по модернизации взлетно-посадочных полос в российских узловых аэропортах, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети, реализации комплексных проектов развития Московского авиационного узла (Шереметьево, Внуково, Домодедово), аэропортов-хабов в Красноярске, Магадане и других проектов развития крупных международных узловых аэропортов.

В 2014 году обеспечен ввод в эксплуатацию после реконструкции 5 взлетно-посадочных полос (в аэропортах Липецк, Николаевск-на-Амуре, Махачкала, Владикавказ и Палана), завершена реконструкция аэродромных покрытий и установка светосигнального оборудования в аэропорту Абакан в Республике Хакасия. В рамках реализации мероприятий по развитию Крымского федерального округа в аэропорту "Симферополь" введена в эксплуатацию после реконструкции рулежная дорожка, позволившая в 2 раза увеличить количество взлетно-посадочных операций. В 2014 году завершено строительство и введен в эксплуатацию новый аэропорт на острове Итуруп.

В 2014 году в рамках ФЦП "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)" введен в эксплуатацию Иркутский укрупненный центр управления воздушным движением. Продолжена работа по совершенствованию существующей структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД.

В 2015 году инвестиции в основной капитал воздушного транспорта оцениваются в размере 155,1 млрд. рублей (106% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года).

Объем инвестиций в 2015 году на реализацию мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации планируются в размере 25,5 млрд. рублей и будут направлены на развитие аэродромной инфраструктуры в Московской области, в гг. Калининграде, Волгограде, Ростове-на-Дону, Саранске, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге. Кроме того, в 2015 году планируется осуществить реконструкцию аэропортового комплекса в г. Уфе в связи с проведением саммита ШОС, разработку проектной документации по реконструкции аэропортового комплекса г. Певека (Чукотский автономный округ).

В 2015 году планируется ввод в эксплуатацию после строительства и реконструкции в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы" трех взлетно-посадочных полос (Волгоград, Краснодар, Самара), а в рамках государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" двух аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линий.

Одним из основных направлений бюджетного финансирования в сфере воздушного транспорта является улучшение технической оснащенности объектов наземной инфраструктуры в аэропортах.

Развитие аэропортовой сети обеспечивается комплексом мероприятий по развитию международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых аэропортов и региональных аэропортов.

Инвестиции из федерального бюджета в 2016 - 2018 гг. планируется направить на развитие аэропортовой сети. Приоритетными мероприятиями в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" в 2016 - 2018 гг. являются:

завершение реконструкции и развития аэродрома международного аэропорта Шереметьево (1-ая очередь реконструкции);

реконструкция аэропортового комплекса "Толмачево" (г. Новосибирск);

реконструкция аэропортового комплекса "Богашево" (г. Томск);

реконструкция ИВПП-2 аэропорта Якутск (III очередь строительства), Республика Саха (Якутия);

реконструкция аэропортового комплекса "Новый" (г. Хабаровск)";

реконструкция аэропортового комплекса "Сокол" (г. Магадан), 2-этап;

строительство и реконструкция аэропортового комплекса "Игнатьево" (г. Благовещенск);

реконструкция аэродрома "Добрынское" (г. Владимир).

Различные формы привлечения заемных средств (кредиты банков, лизинг для обновления воздушных судов) станут весьма значимым источником инвестиционной деятельности на воздушном транспорте. Это позволит обновить 119 воздушных судов.

В рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года" планируются работы по реконструкции и развитию аэропортов "Симферополь" и "Бельбек", а также техническое перевооружение комплекса средств УВД, РТОП и электросвязи на территории Крымского федерального округа.

Автомобильный транспорт

Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов - 44 - 45%, и только 5% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются (доля автомобильного транспорта в общем объеме коммерческих перевозок грузов сохранится на уровне 44 процентов).

Продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения при более низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог сдерживает развитие автомобильных перевозок. В настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста и повышения безопасности дорожного движения.

В 2014 году наблюдалось снижение темпов грузооборота относительно уровня 2013 года, составив 97,4 процента. Вместе с тем увеличилась средняя дальность перевозки грузов на 2,2 процента по сравнению с предыдущим годом.

Так, в 2014 году перевозки грузов автомобильным транспортом составили 1612,2 млн. т, или 95,4% к уровню 2013 года, а коммерческий грузооборот - 121,6 млрд. т-км, или 97,4% к уровню 2013 года.

Среднее расстояние перевозки 1 тонны коммерческого груза в 2014 году продолжало расти и составило 75,4 км (в 2013 г. - 73,9 км). Снижение объема перевозок грузов автомобильным транспортом в 2014 году обусловлено снижением объемов производства по виду деятельности "Строительство" (95,5% к 2013 г.), внешней торговли (экспорт 99,9%, импорт - 92,1%), а также сжатием платежеспособного спроса и замедлением темпов роста оборота розничной торговли (102,5% к 2013 году).

Тенденции свидетельствуют о сохранении роста среднего расстояния перевозки грузов и усиления конкурентных позиций автомобильного транспорта на рынке высокодоходных и скоропортящихся продуктов.

Снижение объема перевозок автомобильным транспортом за январь - август 2015 г. составило 8,9% (к аналогичному периоду 2014 года). В прогнозный период снижение объема перевозок грузов автомобильным транспортом продолжится и составит 1530 млн. т (95% к 2014 году). Коммерческий грузооборот прогнозируется на уровне 117,3 млрд. т-км (96,5% к уровню 2014 года).

Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 км. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.

Вместе с тем с учетом прогнозируемых темпов промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется незначительный рост перевозок грузов автомобильным транспортом, который в 2018 году составит 1625,2 млн. т (100,8% к уровню 2014 года), а грузооборот - 125,3 млрд. т-км (103% к уровню 2014 года).

Стабильному росту перевозок грузов и грузооборота автомобильным транспортом будут способствовать увеличение темпов потребления стройматериалов, рост розничной торговли. Предполагается, что темпы роста перевозок грузов будут несколько выше в связи со снижением дальности грузоперевозок. Данная тенденция будет вызвана повышенной конкуренцией со стороны железнодорожного транспорта в условиях сокращения заказов от грузоотправителей.

Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта будут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).

Важнейшим событием для дорожной отрасли в ближайшие годы стало создание системы дорожных фондов. Таким образом, реализуется принцип: "пользователь платит", установлена четкая связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Система дорожных фондов направлена на обеспечение дорожного хозяйства надежным источником финансирования и стимулирует рост темпов обновления и развития автомобильных дорог.

Инвестиции в дорожное хозяйство в 2014 году составили 391,4 млрд. рублей. (90,6% к уровню 2013 года). В том числе из средств федерального бюджета - 249,2 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 140,5 млрд. рублей. Третий год подряд к финансированию развития автомобильных дорог привлечены внебюджетные средства, которые составили в 2014 году 1,7 млрд. рублей.

В 2014 году на автомобильных дорогах федерального значения было построено и реконструировано 716,9 км, что превышает показатели 2013 года на 18,6 процента.

В том числе на автомобильных дорогах федерального значения, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства построено и реконструировано 581,7 км автомобильных дорог федерального значения, что в 1,2 раза больше, чем в 2013 году (478,6 км). В составе указанных объектов построено и реконструировано 25859,2 пог. м искусственных сооружений, что в 1,7 раза больше уровня 2013 года (в 2013 г. - 15286 пог. м).

При решении задачи замены ремонтонепригодных мостов в 2014 году введены в эксплуатацию 18 мостовых сооружений общей длиной 1625 пог. м с подходами общей протяженностью 22,2 км, а также другие объекты.

В рамках решения задачи формирования единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения в 2014 году построено и реконструировано 465,6 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, предусматривающих федеральное софинансирование.

В 2014 году в рамках Государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" с софинансированием за счет федерального бюджета были введены в эксплуатацию участки региональных и местных автомобильных дорог общей протяженностью 375,9 км, в том числе по ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" - 358,5 км, ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" - 17,4 км.

В рамках программ дорожной деятельности Республики Крым и г. Севастополя в 2014 году осуществлялись строительство и реконструкция 14 км дорог, капитальный ремонт и ремонт более 212 км региональных автомобильных дорог и 592 пог. м искусственных сооружений.

В 2014 году объем инвестиций из дорожных фондов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составил 140,5 млрд. рублей - 35,9% от общих инвестиций в дорожное хозяйство.

По данным Росстата, протяженность автомобильных дорог общего пользования (с учетом уличной сети) составила на конец 2014 г. без Крымского федерального округа 1446 тыс. километров.

В период 2016 - 2018 гг. планируется реализация следующих проектов:

реконструкция автомобильной дороги М-9 "Балтия" - от Москвы через Волоколамск до границы с Латвийской Республикой (на Ригу) на участке 17+910 - км 83+068, Московская область II этап строительства км 50+016 - км 82+878;

реконструкция участков автомобильной дороги Московское большое кольцо через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин;

реконструкция участков автомобильной дороги Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала;

реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 957+400 - км 970+400, Республика Татарстан;

строительство и реконструкция автомобильной дороги М-23 Ростов-на-Дону - Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу);

реконструкция участков автомобильной дороги А-141 Орел - Брянск до магистрали "Украина".

В среднесрочной перспективе будут завершены следующие проекты по развитию скоростных автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги":

строительство с последующей эксплуатацией на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58 - 149 км в Московской и Тверской областях;

строительство с последующей эксплуатацией на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 208 - 258 км в Тверской области;

строительство с последующей эксплуатацией на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 543 - 684 км в Тверской области, 334 - 543 км в Новгородской области;

строительство с последующей эксплуатацией на платной основе Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области;

строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке 517 - 544 км (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка) в Воронежской области;

реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке 1091 - 1119,5 км в Ростовской области;

реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) на участке 124 - 173 км в Московской области,

реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) на участке 173 - 194 км в Московской области.

В рамках реализации Государственной программы "Развитие транспортной системы" запланировано построить и реконструировать в период 2016 - 2018 гг. 2,2 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе на условиях государственно-частного партнерства 0,9 тыс. км.

Государственной компанией "Автодор" запланировано построить и реконструировать на условиях государственно-частного партнерства 0,963 тыс. км автомобильных дорог федерального значения и довести протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, к 2019 году до 2939 км.

В 2016 - 2018 гг. планируется построить и реконструировать 12 тыс. км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения.

Для подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году на развитие автомобильных дорог регионального и местного значения в 2016 - 2017 гг. планируется направить инвестиции в размере 14 млрд. рублей.

Кроме того, одним из приоритетных направлений расходования средств Федерального дорожного фонда является строительство моста через Керченский пролив. На эти цели в 2016 - 2018 гг. планируется направить инвестиции в размере 152,5 млрд. рублей. В декабре 2018 г. планируется открыть автомобильное движение в рабочем режиме мостового перехода через Керченский пролив.

Пассажирские перевозки. Развитие автомобильного транспорта определяется прежде всего параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг, в первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).

Пассажирооборот автомобильного (автобусного) транспорта в 2014 году снизился по сравнению с 2013 годом на 1,6% и составил 117,4 млрд. пасс.-км. По итогам первого полугодия 2015 г. к концу года ожидается снижение пассажирооборота до 115,3 млрд. пасс.-км (98,2% к 2014 году).

В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее снижение пассажирооборота на автобусном транспорте до 115,2 млрд. пасс.-км в 2018 году (98,1% к 2014 году).

Пассажирооборот городского электрического транспорта в 2014 году, сократился по сравнению с 2013 годом и составил 55,7 млрд. пасс.-км, или 98,4% к уровню 2014 года, было перевезено 6,6 млрд. пассажиров.

Снижение объемов пассажирооборота наземного городского электрического транспорта в 2014 году обусловлено снижением уровня реальных располагаемых доходов населения, в том числе малообеспеченных слоев, процессом автомобилизации (в 2014 году численность зарегистрированных легковых автомобилей увеличилась на 5,2 процента).

В 2015 году объем пассажирооборота городского электрического транспорта составит 54,8 млрд. пасс.-км (98,4% к уровню 2014 года).

При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесрочной перспективе будет постепенно возрастать и в 2018 году может достичь уровня 2014 г. - 55,9 млрд. пасс.-км (100,4% к 2014 году).

Предполагается, что "локомотивом" роста послужит метрополитен, доля в общем объеме перевозок которого в настоящее время составляет более 80% и в будущем будет расти. Росту объемов пассажирооборота метрополитеном способствуют его конкурентные преимущества перед другими видами транспорта (надежность, скорость, пропускная способность), растущий уровень урбанизации в стране, а также ввод в эксплуатацию новых станций.

Морской транспорт

Производственная деятельность портов. В 2014 году объем перевалки грузов в морских торговых портах России составил 619 млн. т (105% к уровню 2013 года). С учетом перевалки портов Крыма объем перевалки грузов составил 623,6 млн. т, в том числе сухих грузов - 292,4 млн. т (114,1%), наливных грузов - 331,2 млн. т (99,3%), в том числе нефти - 187,1 млн. т (90,2 процента). Объем перевалки экспортных грузов составил в 2014 году 491,7 млн. т (106,7% к 2013 году), импортных грузов - 46 млн. т (94,3%), транзитных - 47,7 млн. т (101,4%), каботажных - 40,8 млн. т (113,3 процента).

В 2014 году перевалка грузов в контейнерах составила 46,8 млн. т и выросла по сравнению с 2013 годом на 5,3 процента.

Грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 35 млн. т и сократился на 24,2% в основном за счет снижения погрузки нефти и нефтепродуктов (45,3% к уровню 2013 г.), а также руды (76,7 процента).

В Балтийском бассейне морские порты перегрузили 223,4 млн. т грузов, что больше показателя 2013 года на 3,4 процента. Объем перевалки грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна увеличился на 11,2% и составил 194,5 млн. т, Дальневосточного - на 12,3% (162,5 млн. т), Каспийского - на 0,8% (7,9 млн. тонн).

Объем перевалки грузов в морских портах России за январь - июль 2015 г. составил 322,3 млн. т, что на 3,5% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Из общего объема перевалки сухогрузы составляют 138,7 млн. т (99,8% к аналогичному периоду в 2014 г.), наливные грузы - 183,6 млн. т (106,4 процента).

Перевозки грузов. В 2014 году объемы перевозки грузов морским транспортом составили 15,8 млн. т (94,6% к уровню 2013 г.), из них в заграничном плавании - 6,1 млн. т (74% к уровню 2013 г.), коммерческий грузооборот - 32,1 млрд. т-км или 81,2% к уровню 2013 года.

Объем перевозок морским транспортом, с учетом данных в первом полугодии, продолжит свой рост, в 2015 году рост оценивается на уровне 7,5% относительно 2014 года и составит 16,7 млн. тонн. Грузооборот также поднимется на 11,7% относительно 2014 года и составит 35,2 млрд. т-км.

Рост объемов перевозок грузов морским транспортом обусловлен промышленным освоением нефтегазовых месторождений, расположенных на арктическом побережье, обеспечением Крымского федерального округа, а также постепенным увеличением внешней торговли. Достигнуто это будет за счет роста перевалки наливных грузов, контейнеров и угля.

Для повышения конкурентоспособности морских портов России необходимо обеспечить строительство новых и модернизацию действующих портовых комплексов, в первую очередь контейнерных терминалов.

Структура перевозок отечественных грузов и, соответственно, структура морского транспортного флота в ближайшие годы существенно не изменится.

Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому его показатели деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.

Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации.

В ближайшей перспективе ожидается постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства в рамках принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства", строительством новых судов и регистрацией судов в Российском международном реестре судов.

С учетом прогнозируемых темпов внутреннего валового продукта в среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом к 2018 году до 17,3 млн. т (111,4% к уровню 2014 г.), а грузооборот 35,2 млрд. т-км (109,5% к уровню 2014 года).

К позитивным факторам развития морского транспорта России можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшей российской судоходной компании ОАО "Совкомфлот", в рамках которой планируется: разработка и освоение Арктических маршрутов транспортировки углеводородов в Китай, Японию, Юго-Восточную Азию, внедрение инновационных технологических решений по организации круглогодичного обслуживания нефти и газодобывающих компаний на шельфовых месторождениях Арктических морей, поэтапную замену танкерного флота компании энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, переход на качественно новый уровень подготовки экипажей судов с применением инновационных средств обеспечения и профессионального отбора специалистов.

Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.

Повышение эффективности коммерческого флота требует значительных инвестиций, поэтому темпы его обновления будут определяться, прежде всего, возможностями российского судостроения, а также доступностью заемных финансовых ресурсов на российском рынке.

На морском транспорте инвестиции в 2014 году составили 45,4 млрд. рублей (100,2% к уровню 2013 года). Инвестиции за счет внебюджетных средств в 2014 году составили 20,5 млрд. рублей (121% к уровню 2013 года). Объем средств за счет средств федерального бюджета составил 25 млрд. рублей.

При сохранении существующих тенденций в экономике планируется увеличение пропускной способности российских морских портов на 19,5 млн. т, инвестиционные расходы будут сконцентрированы на развитии портовой инфраструктуры и завершении мероприятий по строительству портов Сабетта и Бронка.

Технологическая оснащенность российских торговых портов не обеспечивает необходимый объем перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, в результате часть российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следуют через иностранные порты.

Недостаточное развитие морских портов, в том числе ориентированных на экспорт угольных и зерновых терминалов, а также ориентированных на импорт портовых мощностей для перевалки контейнеров и накатных грузов, остается одной из приоритетных проблем. В рамках сложившихся тенденций проблема будет решаться в основном за счет частных инвестиций.

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" ввод производственных мощностей в морских портах составил в 2014 году 22,5 млн. т (в 2013 году - 30,5 млн. т, в 2012 году - 72,5 млн. т, в 2011 году - 29,3 млн. тонн). Это морские порты Усть-Луга, Высоцк, Новороссийск, Мурманск, Калининград, Тамань, Темрюк.

Морской флот пополнился 19 новыми транспортными судами общим дедвейтом более 600 тысяч тонн, введено 14 единиц вспомогательного флота.

Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2015 года составило 1387 единиц общим дедвейтом 20,3 млн. тонн. При этом наметилась устойчивая тенденция перевода под российский флаг крупнотоннажных судов и уменьшения возраста нашего флота.

Увеличение пропускной способности российских морских портов обеспечивается комплексом мероприятий по повышению конкурентоспособности морских портов на основе увеличения их мощностей и оптимальной специализации, создания особых портовых зон и логистических центров для переключения российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты.

Приоритетными проектами на период 2016 - 2018 гг. в рамках подпрограммы "Морской транспорт" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" являются:

строительство 1 этапа объекта "Развитие морского торгового порта Усть-Луга";

строительство объектов федеральной собственности в морском порту Ванино, в бухте Мучке;

развитие береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик;

строительство морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе;

строительство объектов федеральной собственности морского торгового порта Оля;

строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса "Бронка", включая акваторию и подходной канал, завершение строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт.

В рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" будет реализован проект по строительству нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий.

В рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года" в 2016 - 2018 гг. предусмотрены мероприятия, направленные на развитие портового хозяйства, в том числе:

строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта Керчь;

реконструкция гидротехнических сооружений пассажирского района морского порта г. Ялты;

строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морских портов в Евпатории, Севастополе и Феодосии.

Реализации проектов позволит увеличить производственную мощность российских морских портов на 121,8 млн. тонн.

Внутренний водный транспорт

Перевозки грузов. По итогам 2014 года объем перевозок внутренним водным транспортом России достиг 119 млн. т, что на 11,8% меньше, чем в 2014 году, в том числе во внутреннем сообщении - 87,9 млн. т (85,2% к уровню 2013 г.), заграничном сообщении - 30,9 млн. т (98,7 процента). Снижение объема перевозок во внутреннем водном сообщении обусловлено снижением перевозок наливных и строительных грузов, в том числе нерудных строительных материалов, добываемых собственными силами со дня рек и озер.

Падение объема перевозок отмечено по предприятиям Центрального (-3,9 млн. т), Северо-Западного (-3,4 млн. т), Приволжского (-3,2 млн. т), Сибирского (-1,1 млн. т), Дальневосточного (-2,2 млн. т) федеральных округов. Небольшой рост показали предприятия Уральского (+0,46 млн. т) и Южного (+0,50 млн. т) федеральных округов.

Негативное влияние на объемы перевозок внутренним водным транспортом в 2014 году оказал аномально низкий уровень воды в северной части Единой глубоководной системы.

В районы Крайнего Севра и приравненные к ним местности за навигацию 2014 года было отправлено 17,9 млн. т грузов (101% к уровню 2013 года).

С учетом данных за январь - август в 2015 году перевозки грузов внутренним водным транспортом ожидаются в объеме 107,1 млн. т (90% к уровню 2014 г.), грузооборот 65 млрд. т-км (90% к уровню 2014 года).

Снижение перевозок и грузооборота прежде всего связано с изменением методологии сбора статистической информации (перевозка на судах класса "река-море" теперь относится к внутреннему водному транспорту, а не морскому), а также благодаря росту объемов производства в строительном секторе, строительству и модернизации дорожной инфраструктуры, ростом спроса на перевозки речным транспортом гравия, щебня и песка.

В настоящее время многие речные порты Российской Федерации имеют лицензии на русловые и береговые карьеры по добыче нерудно-строительных материалов, что создает условия для перевозки щебня, песка, гравия речным флотом, особенно на прилегающие к портам стройки.

В среднесрочной перспективе прогнозируется падение перевозок грузов внутренним водным транспортом. В 2018 году они могут составить 110,2 млн. т (92,6% к уровню 2014 г.), а грузооборот - 67,2 млрд. т-км (93,1% к уровню 2014 года). Падение спроса на навалочные грузы на фоне неблагоприятных климатических условий будет способствовать снижению производственных показателей внутреннего водного транспорта.

Перевозка пассажиров. Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2014 год составил 0,52 млн. пасс.-км, что на 12% ниже уровня предыдущего года.

По итогам 2015 года ожидается продолжение падения пассажирооборота до 0,5 млн. пасс.-км (94% к 2014 года).

Снижение объемов перевозок и пассажирооборота в значительной мере обусловлено неблагоприятными условиями навигации 2014 года, то есть вводимыми в течение почти всей навигации ограничениями по посадке на участке внутренних водных путей от Городецких шлюзов N 1 - 16 до г. Балана и падением спроса на туристические услуги.

Продолжение спада пассажирооборота объясняется плохим состоянием речного флота, соответственно, низким уровнем безопасности и аварийности и, как следствие, недоверием населения к данному виду услуги.

С учетом прогнозируемых темпов роста реально располагаемых доходов населения в среднесрочной перспективе ожидается сохранение текущего уровня пассажирооборота на внутреннем водном транспорте. В 2018 году он может составить -0,5 млрд. пасс.-км (92% к уровню 2014 года).

Вместе с тем на внутреннем водном транспорте существует ряд факторов, значительно сдерживающих его развитие, таких как строительство мостов, отмена паромных переправ, низкая конкурентоспособность круизного судоходства и высокая стоимость речных пассажирских перевозок.

Рост перевозок пассажиров речным транспортом возможен на туристических линиях при условии модернизации пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности и безопасности, а также строительстве современных речных круизных судов.

Решение задачи по повышению качественных характеристик внутренних водных путей Российской Федерации обеспечивалось в 2014 году путем реализации мероприятий по устранению участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации:

реконструкция комплекса пришлюзовых и межшлюзовых причальных сооружений Вытегорского района гидросооружений и судоходства ГБУ "Волго-Балт";

строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла. Этап 1. Первоочередные объекты строительства. Грузовой причал (включая подходы и акваторию причала). Этап 2. Первоочередные объекты строительства. Автомобильные дороги;

реконструкция Городецкого гидроузла. Рабочие и ремонтные затворы водопроводных галерей нижней головы шлюзов N 13 - 16;

реконструкция затворов наполнения-опорожнения Чайковского шлюза.

В рамках мероприятий, направленных на решение задачи по обновлению обслуживающего флота, в 2014 году было построено и принято приемочной комиссией 20 обстановочных судов. Пополнение транспортного флота на внутреннем водном транспорте в 2014 году составило 13 единиц.

В 2015 году инвестиции на развитие внутреннего водного транспорта планируются в размере 11,4 млрд. рублей (82% к уровню 2014 года). Будут продолжены работы по ликвидации лимитирующих участков на ЕГС: приступили к реализации второго этапа строительства Нижне-Свирского гидроузла, завершены работы по первому этапу комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна, заканчивается реконструкция Саралевского водного узла на нижней Волге.

В 2015 году начаты работы по проектированию гидроузла в районе Городца выше Нижнего Новгорода на Волге и Багаевского гидроузла на нижнем Дону.

Исходя из приоритетов поддержания в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры внутренних водных путей и обеспечения безопасных условий судоходства, прогнозируемо низкий уровень финансирования может негативно повлиять на пополнение транспортного речного флота.

В 2016 - 2018 гг. планируется снизить долю судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности и имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, с 14,7 до 12% и имеющих опасный уровень с 1,2 до 0,9 процента.

В рамках подпрограммы "Внутренний водный транспорт" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" будет продолжена реализация мероприятий по комплексной реконструкции объектов Камского бассейна, а также объектов канала им. Москвы с целью решения задачи по обеспечению надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях. Для решения задачи по устранению лимитирующих участков на внутренних водных путях будет продолжено строительство Нижегородского низконапорного гидроузла и второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла.

Предполагается также осуществить мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния, обновление обслуживающего флота, реконструкцию и развитие сетей технологической связи на внутренних водных путях.

Пополнение транспортного речного флота за 2016 - 2018 гг. составит 35 единиц, обслуживающий флот увеличится на 40 судов. На российских верфях будут построены суда смешанного (река-море) плавания, суда для перевозок грузов на Крайний Север и внутрибассейновых перевозок. Кроме того, в этот период будут строиться или модернизироваться суда технического флота и земснаряды.