4.1. Научно-техническая и инновационная сферы

4.1. Научно-техническая и инновационная сферы

Факторы инновационного развития

Целевые ориентиры и основные направления научно-технической и инновационной сферы на среднесрочный период определены следующими стратегическими документами:

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года;

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р;

Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации от 11 января 2012 г. N Пр-83;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным Правительством Российской Федерации от 20 января 2014 г. N ДМ-П8-5.

Также на достижение целевых ориентиров и основных направлений научно-технической и инновационной сферы на среднесрочный период будет оказывать влияние реализация следующих документов:

"Дорожные карты" Национальной технологической инициативы, разработка и реализация которой определена перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N Пр-2821;

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, подготовка которой определена перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 24 июня 2015 г. N Пр-1369.

Основными инструментами реализации государственной политики в указанной сфере станут государственные программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы, "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие судостроительной промышленности", "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", "Космическая деятельность России", "Развитие транспортной системы", "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, "Развитие здравоохранения" и "Экономическое развитие и инновационная экономика", а также планы и детальные планы-графики по их реализации.

Государственная политика в сфере развития науки и технологий направлена на создание условий для активизации инновационной деятельности частного капитала и реформирование государственного сектора науки. Можно говорить о "принуждении бизнеса к инновациям", при этом сложившиеся тенденции частного финансирования и жесткие бюджетные ограничения на уровне государства не предполагают в среднесрочной перспективе увеличения финансирования исследований и разработок по отношению к ВВП.

Особое внимание в государственной политике уделяется совершенствованию правоотношений в сфере интеллектуальной собственности. В частности, планируется реализация мероприятий, направленных на повышение привлекательности для хозяйствующих субъектов государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и управления интеллектуальными правами, в том числе путем предоставления льгот и преференций, совершенствования системы правовой охраны РИД, развитие системы защиты прав на РИД, формирования и поддержания необходимых компетенций, развития правовой и хозяйственной культуры в области интеллектуальной собственности. Будут реализовываться мероприятия, направленные на повышение эффективности управления правами на РИД, созданные с привлечением бюджетных средств.

Основной акцент со стороны государства будет сделан на содействие повышению эффективности исследований и разработок, на стимулировании спроса на инновации со стороны реального сектора экономики, стимулировании регионального развития и развития новых отраслей, а также на совершенствовании механизма государственных и муниципальных закупок в инновационной сфере.

Стимулирование спроса на инновации со стороны реального сектора экономики будет осуществляться в том числе через реализацию крупными государственными компаниями программ инновационного развития с привлечением к исследованиям и разработкам малых инновационных фирм и вузовской науки.

Точками роста станут пилотные инновационные территориальные кластеры, для реализации программ которых планируется использовать широкий спектр инструментов государственной поддержки.

Реализация положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" создает условия для расширения спроса на инновационную продукцию через государственные и муниципальные закупки, в том числе при помощи использования контракта жизненного цикла.

Текущее состояние и тенденции развития научно-технической
и инновационной сфер

Внутренние затраты на исследования и разработки в 2001 - 2011 гг. составляли в среднем 1,15% ВВП, максимальное значение наблюдалось в 2003 году (1,29%), минимальное - в 2008 году (1,04 процента). В 2012 и 2013 годах уровень расходов оценивается на уровне 1,1 - 1,12% ВВП, в 2014 году - 1,19% ВВП. При этом в 2014 году номинальный рост внутренних затрат на исследования и разработки составил 21,1 процента.

В 2016 - 2018 гг. расходы государственного и частного секторов не будут увеличиваться, несмотря на активное вовлечение крупнейших компаний с государственным участием в инновационную деятельность. При этом расходы государственного сектора могут даже снизиться вследствие сокращения затрат на прикладные исследования.

Одновременно расходы на оплату труда будут расти как в бюджетных учреждениях, так и в частных. Опережающими темпами будет расти заработная плата исследователей, то есть тех категорий работников науки, которые упоминаются в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597. Вместе с тем продолжится сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в том числе за счет оптимизационных мероприятий. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки сохранится опережающий рост затрат на приобретение оборудования.

Вовлечение крупнейших компаний с государственным участием в инновационную деятельность в рамках утвержденных ими программ инновационного развития способствовало тенденции к росту таких показателей как доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, а также удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Направления развития научно-технической
и инновационной деятельности

Мероприятия по инновационному развитию отраслей промышленности будут реализовываться в рамках отраслевых государственных программ, а также планов и детальных планов-графиков по их реализации.

При этом в условиях принятого после утверждения госпрограмм решения о сокращении ассигнований повышаются риски невыполнения целевых показателей госпрограмм.

Государственная политика в инновационной сфере продолжит осуществляться, в том числе через "принуждение к инновациям" крупных компаний с государственным участием. Программы инновационного развития таких компаний станут стимулом для повышения конкурентоспособности производства за счет увеличения спроса на существенно улучшенные товары и услуги, инновационные проекты.

На инновационную сферу значительное влияние будут оказывать "дорожные карты" по развитию новых производств и отраслей промышленности, таких как биотехнологии, фотоника, композитные материалы, по поддержке инжиниринга и промышленного дизайна, по градостроительству, а также "дорожные карты" Национальной технологической инициативы.

Продолжится поддержка вузовской и академической науки, в том числе в рамках мероприятий Российского научного фонда и федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденной Правительством Российской Федерации в 2013 году. При этом поддержка по линии Минобрнауки России будет направлена в сторону усиления конкурсности при отборе проектов и повышения эффективности мер господдержки.

В связи с реорганизацией сферы науки и выделением наиболее эффективных научно-исследовательских организаций с постепенным отсевом неэффективных сократится количество организаций, выполняющих исследования и разработки. Одновременно сократится численность исследователей, выполняющих научные исследования и разработки.

На 2016 - 2018 гг. предусмотрена реализация мероприятий по развитию механизмов поддержки патентования результатов интеллектуальной деятельности на базе институтов развития, созданию системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях с государственным участием, повышению эффективности оказания государственных услуг по регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданию сети центров поддержки технологий и инноваций во взаимодействии со Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Продолжится поддержка научных исследовательских центров, включая Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".

Технологические платформы обеспечат коммуникацию между государством, бизнесом, наукой и образованием, сформируют приоритеты инновационного развития соответствующих отраслей промышленности через формирование системы государственной поддержки, учитывающей их стратегические программы исследований.

С учетом реализации мер государственной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности, затраты на технологические инновации в промышленном производстве к 2016 году могут возрасти на 14 - 15% в реальном выражении. В структуре затрат к 2016 году доля затрат на исследования и разработки возрастет до 16% против 15,1% в 2012 году, доля затрат на приобретение машин и оборудования снизится до 59,5 - 60% против 61 процента.

Стимулирование инновационной деятельности в крупных
государственных и частных компаниях

В настоящее время продолжают реализацию программ инновационного развития 60 крупнейших акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (госкомпании).

В период 2010 - 2013 гг. наблюдалась положительная динамика ключевых показателей, характеризующих финансирование и результативность инновационной деятельности госкомпаний:

увеличение финансирования исследований и разработок в 2010 - 2013 гг. - с 172 до 391 млрд. рублей;

прирост годовых затрат на исследования и разработки: 39% в 2011 г., 28% в 2012 г. и 17% в 2013 году;

изменение доли затрат на исследования и разработки в выручке: с 1,59% в 2010 году до 2,02% в 2013 году;

рост доли внебюджетного финансирования исследований и разработок: с 32% в 2010 году до 37,9% в 2013 году;

прирост производительности труда (выручки на сотрудника) за 2011 - 2013 гг. - на 63% в номинальном выражении и на 23% в реальном выражении, за вычетом добывающего сектора - 36 и 20% соответственно;

повышение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной: с 15,4% в 2011 году до 27,1% в 2013 году;

рост экспорта инновационной продукции с 76 до 247 млрд. рублей;

рост объемов взаимодействия со сторонними организациями (вузами, научными организациями, малыми и средними предприятиями) в виде аутсорсинга исследований и разработок: с 34% в 2011 году до 44% в 2013 году;

степень достижения плановых значений ключевых показателей эффективности (КПЭ), предусмотренных ПИР на 2013 год, составляет 88 процентов.

В 2014 году, согласно предварительным данным, наблюдается замедление положительной динамики показателей инновационной деятельности компаний, что связано с двумя факторами. Во-первых, за три года выполнения ПИР многие компании вышли на целевой уровень затрат на исследования и разработки в выручке, установленный с учетом соответствующих значений зарубежных компаний-аналогов. Во-вторых, наметилось замедление темпов экономического роста, что сказалось на показателях выручки компаний и, как следствие, производительности труда, а также инвестиционных возможностях компаний. Данное обстоятельство выводит на первый план проблему эффективного использования сокращающихся ресурсов на инновационное развитие и обеспечения в рамках реализации ПИР результатов, максимально применимых в деятельности компании.

Таким образом, 2011 - 2013 гг. можно охарактеризовать как период "экстенсивного" развития, для которого приоритетами были создание новых структур управления инновациями в компаниях и механизмов кооперации с субъектами инновационной среды (вузами, научными организациями, инновационными малыми и средними предприятиями), наращивание финансирования инновационной деятельности.

В 2014 году начался следующий этап реализации ПИР.

В 2015 - 2016 гг. компании осуществят актуализацию ПИР с учетом ряда новых приоритетов, отвечающих сложившейся макроэкономической обстановке, а также внутренним изменениям.

Новый этап реализации ПИР можно охарактеризовать как период "интенсивного" развития, когда на первый план выходят задачи повышения эффективности и качества использования ресурсов и механизмов, аккумулированных и созданных на первом этапе.

Наиболее актуальными задачами, стоящими перед госкомпаниями, являются повышение спроса на российскую инновационную продукцию (особенно малых и средних предприятий), обеспечение импортозамещения и внедрения российских технологий.

Компании также должны будут обеспечить взаимоувязку основных плановых документов, включая стратегии, долгосрочные программы развития, инвестиционные программы и ПИР, сформировать четкие системы целеполагания и распределения ресурсов для достижения поставленных стратегических целей, обеспечить повышение эффективности отбора проектов, распространение проектного принципа управления, ориентированного на результат.

Важными задачами, стоящими перед компаниями при актуализации ПИР, являются продление горизонта планирования и повышение качества и обоснованности долгосрочных технологических стратегий с целью реализации компаниями функции драйверов инновационного развития в соответствующих отраслях, включения их в разработку и использование важнейших межотраслевых технологий.

Работа с ПИР ведется в рамках общей логики повышения качества корпоративного управления в госкомпаниях, внедрения систем мотивации топ-менеджмента, основанных на увязке вознаграждения с достижением КПЭ. В частности, с 2016 года для менеджмента планируется ввести КПЭ инновационной деятельности с весом до 25 процентов.

В 2014 году на примере шести компаний была апробирована система независимой экспертизы реализации ПИР при участии институтов развития, которую в дальнейшем планируется распространить на все компании (как в ходе оценки актуализированных в 2015 году ПИР, так при последующей их реализации).

Развитие инновационных территориальных кластеров

В 2016 году предусматривается оказание государственной поддержки развитию 26 инновационным территориальным кластерам в объеме 5 млрд. рублей. В 2014 году предоставлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров в 2,5 млрд. рублей, в 2015 году - 1, 25 млрд. рублей.

В 2016 - 2018 гг. планируется:

обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках государственных программ Российской Федерации;

привлечение государственных институтов развития к реализации комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров;

стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров;

поддержка субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства на территориях базирования инновационных территориальных кластеров.

По данным профильных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за период 2013 - 2014 гг. инновационными кластерами продемонстрирован значительный рост по целому ряду ключевых социально-экономических показателей. В среднесрочной перспективе ожидается, что данная тенденция сохранится.

Однако для того чтобы инновационные кластеры стали по-настоящему привлекательными для размещения высокотехнологичного бизнеса, научных и образовательных организаций, а также для притока ведущих российских и зарубежных специалистов в глобальном масштабе, в том числе в сопоставлении с ведущими зарубежными кластерами и территориями высокой концентрации научно-образовательного и производственного потенциала, необходима комплексная государственная поддержка их развития на федеральном и региональном уровнях.

Используя большой накопленный научно-образовательный и производственный потенциал, инновационные кластеры планируют продемонстрировать существенный рост по важнейшим показателям социально-экономического развития на перспективу до 2017 года.

Развитие малого и среднего
инновационного предпринимательства

В период до 2018 года будет возрастать государственная поддержка развития малого и среднего инновационного предпринимательства в инновационной сфере.

Основными механизмами поддержки будут являться Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (реализуемая Минэкономразвития России), программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также мероприятия в рамках реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", направленные на коммерциализацию исследований и разработок.

Предусматривается выделение средств из федерального бюджета на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, инжиниринговые центры, центры кластерного развития, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции, центры трансферта технологий). Указанная инфраструктура содействует внедрению новых технологий и создает инструменты включения малых компаний в производственные процессы крупных предприятий, повышая общий уровень производительности труда и расширяя возможности для сбыта собственной продукции.

В целях расширения масштабов поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства, коммерциализации инновационных разработок в 2016 году предполагается докапитализация Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", что позволит увеличить количество поддержанных инновационных проектов малого бизнеса, являющихся основным источником проектов для последующих стадий поддержки осуществляемых иными институтами развития.

Ряд важных мер содействия развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере будет реализован согласно плану мероприятий ("дорожной карте") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. N 867-р. В соответствии с планом предусматривается в том числе увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков в 4 раза к 2018 году.

Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы

В целях повышения эффективности функционирования институтов развития как одного из основных элементов инновационной инфраструктуры будет продолжена работа по реализации Плана мероприятий по совершенствованию деятельности институтов развития в сфере инноваций с учетом задач, установленных в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и государственных программах Российской Федерации.

Указанный План мероприятий предполагает реализацию мероприятий по совершенствованию существующей системы институтов развития как одного из основных инструментов реализации государственной инновационной политики и элементов инновационной инфраструктуры, направленных на развитие инструментов поддержки инновационной деятельности и формирование целостной инновационной системы с учетом приоритетов государственного инновационного развития.

В целях развития инфраструктуры коммерциализации нанотехнологий, в том числе на самых ранних стадиях, Фондом инфраструктурных и образовательных программ продолжится реализация направлений по созданию инфраструктурных центров в сфере наноиндустрии, благодаря чему к 2017 году ожидается поддержка 25 инфраструктурных центров (наноцентры, центры коммерциализации, центры трансфера технологий, технологических инжиниринговых компаний).

Кроме того, в целях расширения возможностей по коммерциализации научных исследований и разработок будет реализован ряд мер, направленных на повышение эффективности охраны объектов интеллектуальной собственности, на поддержку и стимулирование патентной активности хозяйствующих субъектов, создание (восстановление) патентных служб в компаниях с государственным участием, в том числе на поддержку зарубежного патентования при участии институтов развития.

В целях стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции, патентования результатов интеллектуальной деятельности за рубежом субъектами инновационного малого и среднего предпринимательства Фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере будет продолжена реализация мер по финансовому обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе реализации проектов, поддержанных Фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, в зарубежных странах.

Поддержка инновационной инфраструктуры также будет осуществляться через предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров.

В рамках реализации "дорожной карты" в области инжиниринга и промышленного дизайна предусмотрено создание инжиниринговых центров. В целях обеспечения поддержки данных центров прорабатывается вопрос о механизмах субсидирования инжиниринговых центров, созданных на базе частных компаний.

Развитие новых инструментов активизации научной
и инновационной деятельности

Построение региональных зон инновационного развития будет происходить с учетом опыта, полученного при поддержке пилотных территориальных инновационных кластеров, а также при реализации проекта "Сколково".

В рамках проекта "Сколково" будет осуществляться работа по созданию конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня по пяти приоритетным технологическим направлениям (информационные, биомедицинские, энергоэффективные, ядерные и космические технологии, биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности). Для их успешной реализации создан беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний резидентов. Реализация проекта будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".

Подготовка кадров, а также исследования и разработки будут осуществляться в Сколковском институте науки и технологий, открытом совместно с Массачусетским технологическим институтом, а также в Открытом Университете Сколково.