2.4. Условия экономического развития

2.4. Условия экономического развития

Демографические тенденции

Варианты прогноза социально-экономического развития рассчитаны на основе среднего сценария демографического прогноза, как наиболее вероятного, разработанного Росстатом с учетом оценки численности населения на начало 2015 года, который предполагает усиление тенденции старения населения и соответствующего изменения возрастной структуры.

В 2016 - 2018 гг. продолжится реализация мер государственной политики, направленных на поддержание рождаемости, в том числе мер по улучшению жилищных условий семей с двумя и более детьми за счет средств материнского (семейного) капитала, региональных мер по поддержке семьи при рождении ребенка, предоставляемых дифференцировано (прежде всего ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка в размере прожиточного минимума ребенка до достижения им возраста трех лет, региональный материнский капитал, предоставление земельных участков семьям с тремя и более детьми), развитие в регионах инфраструктуры присмотра и ухода за детьми.

Компоненты изменения численности населения

Однако сокращение числа женщин репродуктивного возраста, а также тенденция откладывания рождения первого ребенка на более поздний период будут сдерживать рост суммарного коэффициента рождаемости, который составит 1,77 ребенка на женщину репродуктивного возраста на протяжении всего прогнозного периода. Следует отметить, что такого уровня рождаемости, как в последние два года и в прогнозный период, не было с 1991 года.

Мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности. Однако в условиях демографического старения и складывающихся изменений возрастной структуры населения не удастся снизить общий коэффициент смертности, который сохранится на уровне 12,5 в течение всего прогнозного периода.

Реализация мер демографической политики позволит повысить ожидаемую продолжительность жизни по Российской Федерации до 73 лет к 2018 году (71 год в 2015 году).

В результате активных мер государственной миграционной политики, направленных на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, в прогнозный период планируется ежегодно поддерживать миграционное сальдо на уровне около 300 тыс. человек, в первую очередь за счет привлечения на постоянное место жительства в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.

Средний сценарий демографического прогноза

Указанные меры позволят к 2018 году увеличить показатель численности населения до 147,5 млн. человек (146,5 млн. человек в 2015 году).

При этом продолжатся негативные изменения в возрастной структуре населения. К 2018 году численность населения трудоспособного возраста уменьшится почти на 3 млн. человек и составит 82 млн. человек. Стабильная рождаемость и снижение смертности приведут к росту численности населения моложе и старше трудоспособного возраста. В итоге численность населения моложе трудоспособного возраста увеличится к 2018 году на 1,5 млн. человек и составит 27,5 млн. человек, а численность населения старше трудоспособного возраста - на 2,3 млн. человек и в 2018 году составит 38 млн. человек. Такая возрастная структура населения приведет к росту демографической нагрузки, которая увеличится с 727 нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2015 году до 799 в 2018 году.

Реформирование налоговой политики

Преобразования в области налоговой политики осуществляются в рамках налоговых изменений, принятых и планируемых к принятию в рамках Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, разрабатываемых Минфином России совместно с Минэкономразвития России.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономику. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования. При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

При осуществлении налоговой политики основное внимание будет уделяться проведению антикризисных мер, а также реализации тех основных изменений, планы по проведению которых уже определены в нескольких стратегических документах.

Основными мерами, предпринятыми ранее и реализуемыми в настоящее время в рамках основных направлений налоговой политики, являются следующие.

Исполнение Послания Президента Российской Федерации по реализации мер, направленных на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в Российскую Федерацию.

Меры Правительства Российской Федерации в налоговой сфере предусматривают следующее.

Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств.

Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения.

Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы (расширение перечня видов деятельности, 2-х летних налоговых каникул в сфере бытовых услуг, возможность снижать ставки налога по упрощенной системе налогообложения и ЕНВД).

Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников.

Повышение порога по выручке для целей уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций.

Учет процентных платежей между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения.

Упрощение начисления и принятия к вычету НДС, уплаченного в составе аванса.

Упрощение порядка освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров.

Смягчение правил контроля за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам.

Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте.

Акцизное налогообложение (гармонизация ставок государств - членов Евразийского экономического союза, усиление контроля за исчислением и уплатой).

Налогообложение природных ресурсов (изменение подходов по НДПИ при добыче драгоценных камней, рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению порядка начисления НДПИ по общераспространенным полезным ископаемым).

Совершенствование налогового администрирования (введение института предварительного разъяснения налоговых последствий сделки; исключение открыто публикуемой информации из перечня информации, относящейся к налоговой тайне).

Совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков.

Борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями, изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования, совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании).

Меры по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов (ограничение использования фирм-однодневок, деофшоризация российской экономики).

Обязательная оценка эффективности налоговых льгот и иных стимулирующих механизмов для их введения и продления. Обязательная обоснованность при установлении новых налоговых льгот.

Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (сохранение действующих правил уплаты, постепенный выход из льготного обложения в случае необходимости заменять на иные меры государственной поддержки).

К обязательным платежам неналогового характера должны применяться подходы, в целом соответствующие применяемым к налоговым платежам, в том числе в части вопроса моратория на повышение фискальной нагрузки.

Таможенно-тарифное регулирование в 2016 - 2018 годах

Таможенно-тарифная политика Российской Федерации в период 2016 - 2018 гг. будет проводиться в условиях замедления экономического роста и сохраняющихся рисков ухудшения финансового-экономического положения российских производителей.

Нестабильная внешнеполитическая ситуация и значительное ухудшение торгово-экономических отношений с Украиной в 2014 - 2015 гг. (4 - 6 место в торговле за 2008 - 2013 гг. и 9 место по итогам 2014 года), а также ухудшение торговых отношений с Западом в связи с проведением санкционной политики в отношении Российской Федерации делают прогноз развития торговли неопределенным, что также создает риски для объединенного рынка Евразийского экономического союза.

В этих условиях таможенно-тарифная политика должна быть направлена на поддержку конкурентоспособности производителей, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, способствовать сдерживанию роста внутренних цен, обеспечивать фискальную функцию для бюджета, сокращать прямые и косвенные издержки операторов внешнеэкономической деятельности.

Значительно повышается приоритетность задачи обеспечения устойчивого функционирования российской экономики и экономик государств - членов ЕАЭС с опорой на внутренние источники роста. Для решения этой задачи таможенно-тарифная политика должна создавать условия для экономически целесообразного импортозамещения в сфере производства инвестиционных и потребительских товаров, развития производственно-технологической кооперации в рамках ЕАЭС и способствовать в конечном счете повышению технологической интенсивности экономик и создаваемой в них добавленной стоимости.

При этом применение мер таможенно-тарифного регулирования должно увязываться с национальной российской и формируемой в рамках ЕАЭС согласованной промышленной и агропродовольственной политикой, и быть согласовано с приоритетами продовольственной безопасности.

Учет международных обязательств

В среднесрочный период завершится постепенная либерализация импортного тарифа, связанная с необходимостью соблюдения тарифных обязательств в рамках ВТО.

На 2015 год перечнем обязательств России в ВТО предусмотрено снижение ставок ввозных таможенных пошлин по 4089 подсубпозициям действующего Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) (около 41%), в том числе по 1165 - в отношении продовольственной и 2924 - в отношении промышленной продукции.

В процессе либерализации торгового режима уровень ценовой конкурентоспособности отечественных производителей продовольственной продукции будет снижаться.

В настоящее время по части тарифных линий применяются ставки ввозных таможенных пошлин в формате, отличном от формата, закрепленного в обязательствах России в ВТО. Члены ВТО, главным образом ЕС, высказываются против подобной практики, которая может привести, а в некоторых случаях уже привела к нарушению Россией своих тарифных обязательств в ВТО. Кроме того, ЕС было инициировано разбирательство в ВТО "Россия - тарифное регулирование отдельных сельскохозяйственных и промышленных товаров", в ходе которого ЕС в том числе оспаривает практику применения ставок ввозных таможенных пошлин в формате, отличном от обязательств в ВТО.

В предстоящий период необходимо обеспечить формирование активной российской позиции по вопросам текущей повестки деятельности ВТО, в том числе исходя из итогов предстоящей 10-й Министерской конференции ВТО в декабре 2015 г.

Внешние обязательства, связанные с расширением ЕАЭС

В связи с присоединением Армении и Киргизии к ЕАЭС, которые так же, как и Россия являются членами ВТО, потребуется провести работу по гармонизации тарифных обязательств России и указанных государств - членов ЕАЭС в ВТО.

При этом в соответствии с договорной базой ЕАЭС имплементация гармонизированных тарифных обязательств Армении и Киргизии будет возможна только после завершения компенсационных переговоров с заинтересованными членами ВТО. Влияние данных процессов на единую таможенно-тарифную политику ЕАЭС будет зависеть от скорости завершения и итогов соответствующих компенсационных переговоров.

В краткосрочной перспективе ожидается присоединение к ВТО Казахстана на условиях, отличных от обязательств России в ВТО, что потребует от Казахстана применения ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок ЕТТ ЕАЭС по ряду товаров. Данное обстоятельство создаст дополнительные риски, связанные с контролем ввоза таких товаров в Российскую Федерацию, и потребует совершенствования системы информационного обмена данными таможенной статистики.

Создание ЕАЭС и присоединение к нему Армении потребовали внесения изменения в нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин между членами ЕАЭС, теперь доля Российской Федерации составляет 86,97 процента. После присоединения к ЕАЭС Киргизии доля Российской Федерации составит 85,32 процента.

Учитывая сохраняющуюся важную фискальную роль таможенно-тарифного регулирования в среднесрочной перспективе, потребуется дальнейшее совершенствование мер, направленных на минимизацию нерегистрируемых товарных потоков, поступающих на территорию России через другие государства ЕАЭС и происходящих из третьих стран, а также принятие мер по обеспечению условий для декларирования товаров, поступающих на территорию Евразийского экономического союза для потребления в Российской Федерации (в том числе с применением электронного декларирования, системы удаленного выпуска и предварительного декларирования).

На сферу таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС будет также влиять формирование зон свободной торговли с зарубежными странами, включая подписанное Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом. В данном направлении основной задачей является обеспечение эффективного баланса интересов всех участников таких торговых соглашений. При этом инициируемые соглашения должны отвечать экспортным приоритетам Российской Федерации и способствовать закреплению российской продукции на рынках стран-партнеров.

Таможенно-тарифная политика в отношении экспорта

На современном этапе функционирования Евразийского экономического союза вопросы установления вывозных пошлин отнесены к компетенции национальных правительств. При этом в предстоящие годы планируется принять механизмы проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики.

Основным направлением в этой области с учетом обязательств Российской Федерации в рамках ВТО станет постепенное уменьшение вплоть до полной отмены в 2016 году ставок вывозных таможенных пошлин на ряд товаров. К 2017 году в основном все ставки вывозных пошлин будут обнулены, не затронув минеральное топливо, необработанные лесоматериалы, лом черных и цветных металлов, семена масличных культур, необработанные шкуры и кожи, оси железнодорожных локомотивов. По указанным товарам пошлины или остаются на начальном уровне связывания, или будут снижены, но не до нулевых значений.

Основой таможенно-тарифного регулирования экспорта продукции топливно-энергетического комплекса в среднесрочной перспективе будут являться параметры так называемого "большого налогового маневра", направленного на кардинальную реформу налогообложения добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов и предусматривающего перенос фискальной нагрузки с экспорта на добычу нефти.

Предполагается, что по мере расширения и модернизации нефтехимических производств (2016 - 2020 гг.) для переориентации экспортных потоков сжиженных газов на российских потребителей параметры действующего тарифного режима будут изменены в сторону увеличения. В частности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2014 г. N 1427 предусмотрено поэтапное повышение вывозных таможенных пошлин в отношении сжиженных углеводородных газов высокой степени очистки (29 группа ТН ВЭД ЕАЭС) с 2015 по 2020 год с шагом 10% от ставки вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы в смеси (27 группа ТН ВЭД ЕАЭС), в 2021 году - на 20%, до уровня 80% от пошлины на сжиженные углеводородные газы в смеси, с 2022 года - до уровня 90% от пошлины на сжиженные углеводородные газы в смеси.

Важным направлением таможенно-тарифной политики с учетом формирования Евразийского экономического союза станет работа по расширению сотрудничества с партнерами по союзу в области урегулирования вопросов по поставкам нефти и нефтепродуктов, в том числе применение беспошлинного режима вывоза в рамках утвержденных годовых балансов, обеспечивающих потребности внутреннего рынка при гарантиях соблюдения и фактическом обеспечении экономических интересов Российской Федерации, в том числе в отношении реэкспорта.

При экспорте углеводородов в ряд стран СНГ и ЕАЭС предполагается применение беспошлинного режима вывоза в рамках утвержденных годовых балансов, обеспечивающих потребности внутреннего рынка при гарантиях соблюдения и фактическом обеспечении экономических интересов Российской Федерации, в том числе в отношении реэкспорта.