4.5. Транспорт

4.5. Транспорт

В 2013 году деятельность транспортного комплекса характеризовалась существенным падением, за исключением роста пассажирооборота (темп роста объема коммерческих перевозок грузов - 98%, коммерческого грузооборота - 98,5%, пассажирооборота транспорта общего пользования - 103,2% по отношению к предыдущему году).

Снижение объема перевозок грузов в 2013 году наблюдалось на всех видах транспорта, кроме воздушного транспорта, снижение грузооборота - на всех видах транспорта.

Основными факторами снижения спроса на транспортные услуги стали сокращение объемов производства в основных грузообразующих секторах промышленности и снижение реальных располагаемых доходов населения страны.

Вместе с тем итоги первого полугодия 2014 г. демонстрируют снижение темпов перевозок грузов и незначительное увеличение грузооборота коммерческим транспортом в целом по сектору. Вместе с тем основанная на них оценка 2014 года позволяет спрогнозировать падение коммерческих перевозок грузов на 0,7% и рост коммерческого грузооборота на 2,8% соответственно к уровню 2012 года. При этом пассажирооборот продолжает демонстрировать стабильный рост 5,5 процентов.

С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется рост показателей деятельности транспортного комплекса. Объем коммерческих перевозок грузов в 2017 году оценивается на уровне 3920,4 млн. тонн (рост 103,9% к уровню 2013 года), объем грузооборота - 2660,4 млрд. т-км (рост 108,3% к уровню 2013 года). Стоит отметить, что в случае ускоренного темпа роста экономики рост объема коммерческих перевозок грузов составит 107,7% (4063,9 млн. тонн), а грузооборота - 112,1% (2752,2 млрд. т-км).

Пассажирооборот транспорта общего пользования исторически был распределен почти равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом - примерно 30% каждый, однако в последние годы тенденция изменилась. В 2013 году в структуре пассажирооборота доля воздушного транспорта составила 41,7%, железнодорожного - 25,6% и автомобильного - 22 процента. На городской электрический транспорт приходится порядка 10,4%, на водный - 0,12 процента. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение доли воздушного транспорта (более 46% в 2017 году).

Развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, ВВП, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг.

Предполагается, что пассажирооборот в 2014 году составит 570,1 млрд. пасс.-км, а в 2017 году ожидается на уровне 612,8 млрд. пасс.-км (113,5% к уровню 2013 года). Тогда как при благоприятных условиях в экономике рост составит 132,3% (714,4 млрд. пасс.-км).

С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2013 году были сохранены меры государственной поддержки, принятые еще в 2009 году. Общий объем расходов не инвестиционного характера (субсидии, взносы в уставные капиталы, не направленные на капитальное строительство) за счет средств федерального бюджета на поддержку транспортного комплекса в 2013 году составил порядка 94 млрд. рублей.

С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в отчетный период осуществлялось субсидирование: авиаперевозок населения с Дальнего Востока и городов Восточной Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении; российским авиакомпаниям на уплату лизинговых платежей за покупку региональных самолетов; на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом железнодорожных перевозок в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации; льготного проезда железнодорожным транспортом школьников, учащихся и студентов; перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах.

Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период, кроме того, в первом полугодии 2013 г. были приняты дополнительные меры государственной поддержки региональной авиации - субсидирование авиаперевозчиков на осуществление региональных авиаперевозок и формирование региональной маршрутной сети; субсидирование авиаперевозчиков в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов (взамен вышеуказанного механизма субсидирования по этим же округам); субсидирование авиаперевозчиков с целью обеспечения доступности внутренних региональных авиаперевозок пассажиров в Приволжском федеральном округе.

С целью развития пригородного железнодорожного сообщения в 2011 - 2013 гг. осуществлялось субсидирование ОАО "РЖД" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в пригородном сообщении в размере 25 млрд. рублей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 857-р утверждена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Начиная с 2015 года будет осуществлен поэтапный переход к компенсации в рамках долгосрочного транспортного заказа и соответствующих соглашений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации затрат на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, задействованную при осуществлении пригородных пассажирских перевозок по регулируемым субъектами Российской Федерации тарифам. Вместе с тем объем средств, выделяемых за счет средств федерального бюджета, на компенсацию потерь для осуществления пригородных железнодорожных перевозок составляет 25 млрд. рублей.

Кроме того, важным риском для всех видов транспорта является террористическая угроза. С целью нивелирования данного риска с 2010 года начата реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в рамках которой предусмотрены мероприятия по повышению антитеррористической защищенности на всех видах транспорта и реализация которой завершена в 2013 году. Предполагается, что данная программа будет пролонгирована до 2019 года.

Прогнозируемый рост российской экономики в среднесрочной перспективе стимулирует расширение объема предлагаемых заемных средств и повышение их доступности и, как следствие, увеличение инвестиционной активности предприятий сектора.

При этом транспортная система России в целом и ряд ее ключевых сегментов хронически недоинвестированы и не обладают резервами "долговременной устойчивости".

Значительными "узкими местами" на сети железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.

Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам: Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.

Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Порядка половины находится в эксплуатации 50 - 75 и более лет.

Российская экономика из-за низкого качества и недостаточных провозных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери:

- не завершено формирование опорной транспортной сети на всей территории страны, это сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения;

- доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет примерно 15 - 20% (в экономически высокоразвитых странах - не более 7 - 8 процентов);

- развивается дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, регулярно увеличивается при росте количества автомобилей.

Инвестиции в основной капитал в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета в 2013 году составили 396,6 млрд. рублей, в 2014 году ожидается порядка 358,7 млрд. рублей. В среднесрочной перспективе прогнозируется рост инвестиций за счет средств федерального бюджета. К 2017 году в случае сохранения текущих тенденций прогнозируется объем ассигнований из федерального бюджета в размере порядка 549 млрд. рублей, а также 71,3 млрд. рублей за счет средств ФНБ. При этом в случае благоприятных тенденций в экономике объем инвестиций из федерального бюджета будет больше на 262 млрд. рублей, а также средств ФНБ больше на 50 млрд. рублей на развитие ВСМ-2.

В 2014 - 2017 гг. общий объем средств, выделяемых за счет средств ФНБ на развитие приоритетных инфраструктурных проектов, составит 360 млрд. рублей.

Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2014 - 2017 гг. определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:

- обеспечение объектов, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году;

- завершение вводных объектов;

- проекты, реализация которых осуществляется по принципу государственно-частного партнерства (в том числе строительство платных дорог) и направленные на повышение безопасности;

- расширение "узких" мест транспортной инфраструктуры (в том числе развитие московского транспортного узла, включающего московский авиационный узел, развитие восточного полигона БАМа и Транссиба);

- развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.

Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.

Темпы роста инвестиций будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.

В целом по всем источникам финансирования в 2014 году ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 1422,6 млрд. рублей, а к 2017 году при сохранении темпов роста экономики - на уровне 1827 млрд. рублей, в том числе порядка 718,9 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников финансирования.

В случае более ускоренного роста экономики уровень инвестиций в 2017 году прогнозируется на уровне 2355 млрд. рублей, из них 803,5 млрд. рублей - за счет внебюджетных источников.

В связи с неблагоприятной ситуацией в экономике существует риск снижения финансирования, в первую очередь из федерального бюджета, относительно предложенных вариантов.

Для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться опережающими темпами (относительно других секторов экономики).

Основные прогнозные показатели развития
транспортного комплекса

Наименование
2013 г. отчет
2014 г. оценка
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2017 г. к 2013 г., %
прогноз
Объем коммерческих перевозок, млн. т
3773,8
3747,7
3783,9
3841,4
3920,4
темп к предыдущему году, %
98
99,3
101
101,5
102,1
103,9
Коммерческий грузооборот, млрд. т-км
2455,7
2523,9
2562,3
2605,5
2660,4
темп к предыдущему году, %
98,5
102,8
101,5
101,7
102,1
108,3
Пассажирооборот общего пользования, млрд. пасс.-км
540,1
570,1
580,0
595,2
612,8
темп к предыдущему году, %
103,2
105,5
101,7
102,6
103,0
113,5

Железнодорожный транспорт общего пользования

Грузовые перевозки. В 2013 году показатели перевозки грузов железнодорожным транспортом составили 1236,8 млн. тонн, снижение на 2,8% относительно 2012 года. При этом в 2013 году коммерческий грузооборот составил 2196,2 млрд. т-км, соответственно и упал относительно 2012 года на 1,2 процента.

В 2013 году наблюдалось существенное снижение объема погрузки на железнодорожном транспорте зерна и продуктов перемола (-21% к уровню 2012 г.), кокса (-9,6%), черных металлов (-4,5%), нефти и нефтепродуктов (-3,1 процента). Погрузка импортных грузов составила 97,1% к уровню 2012 года.

Рост объема перевозок грузов железнодорожным транспортом наблюдался по каменному углю (+1%), химическим и минеральным удобрениям (+4,2%), руде железной и марганцевой (+0,7 процента).

В 2014 году ожидается падение коммерческих перевозок на 1,2% к 2013 году и рост грузооборота на 3,8%, которые составят 1222,2 млн. тонн и 2279,4 млрд. т-км соответственно. Ожидаемый объем перевозок по итогам года обусловлен складывающимися тенденциями на магистральном железнодорожном транспорте в первом полугодии и прогнозируемый динамикой объемов промышленного производства. По итогам первого полугодия рост объема перевозок наблюдался по нефти и нефтепродуктов (+2,6%), химическим и минеральным удобрениям (+8,4%), лесным грузам (+10,4%), зерну и продуктам перемола (+55,4%), промышленному сырью и формировочным материалам (+8,1 процента).

Сложившаяся в текущем году ситуация прежде всего связана с падением роста промышленного производства в стране, что напрямую оказывает влияние на грузооборот и перевозки грузов железнодорожным транспортом. Соответственно в случае стагнации отечественной промышленности в краткосрочный период можно ожидать замедления темпов роста или снижения грузоперевозок и грузооборота.

При прогнозируемых темпах роста промышленного производства в среднесрочный период ожидается рост коммерческих перевозок грузов и грузооборота, которые к 2017 году достигнут 1269,4 млн. тонн и 2400,2 млрд. т-км, что составит 102,6% и 109,3% к уровню 2013 года. В случае ускоренного темпа роста экономики коммерческие перевозки грузов будут больше на 36 млн. тонн (рост 105,5% к 2013 году), а грузооборот - на 81,1 млрд. т-км (рост 113,3% к 2017 году).

Более высокие темпы роста грузооборота связаны с ростом дальности автомобильных перевозок грузов - железнодорожный транспорт продолжит постепенно терять сегмент перевозок грузов на ближние и средние расстояния.

Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом является инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60 - 80 процентов. В связи с этим в среднесрочный период потребуются значительные объемы инвестиций с целью реализации потенциала рынка железнодорожных перевозок в полном объеме.

В среднесрочной перспективе на железнодорожный транспорт усилится конкурентное давление со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта (ввод новых участков трубопроводов), прежде всего за нефть и нефтепродукты, продукцию горнодобывающих производств и строительные материалы, пищевую продукцию, сборные грузы.

Кроме того, еще одним вызовом для российских предприятий железнодорожного транспорта станет деятельность в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписано Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, в рамках которого предусматривается выравнивание тарифов на перевозки грузов по железным дорогам государств - участников ЕЭП во всех видах сообщения.

Пассажирские перевозки. Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2013 году характеризовался падением относительно 2012 года (95,8%) и составил 138,5 млрд. пасс.-км, в том числе в пригородном сообщении - 32,7 млрд. пасс.-км из 1080,8 млн. перевезенных в 2013 году пассажиров на пригородные перевозки пришлось 970,1 млн. пассажиров (рост 103% к 2012 году), на перевозки дальнего следования - 110,7 (95% к 2012 году) млн. пассажиров.

Увеличение перевозок в пригородном сообщении обусловлено мерами государственной поддержки, повышением качества обслуживания пассажиров, в том числе расширением каналов реализации проездных документов.

Снижение пассажирооборота железнодорожного транспорта обусловлено значительным ростом тарифов в дальнем следовании, прежде всего в регулируемом секторе, на фоне усиления конкуренции со стороны авиации и автобусного транспорта, а также замедлением темпов экономического роста и снижением реальных располагаемых доходов населения.

Для обеспечения возможности доставки пассажиров в Крым особое внимание уделяется перевозкам в направлении Анапы и Краснодара. Так, с 1 мая по 27 июля (с учетом заблаговременной реализации) в смешанном сообщении с Республикой Крым уже продано 65,8 тыс. единиц проездных документов. В целом для обеспечения перевозок пассажиров в летний период 2014 года планируется дополнительно назначить около 25 рейсов.

В 2014 году с учетом складывающейся тенденции за январь - август текущего года прогнозируется падение пассажирооборота на (-7%) к 2013 году, который составит 128,7 млрд. пасс.-км.

Данная ситуация связана прежде всего с падением перевозок пассажирооборота в дальнем следовании (падение 8% за первое полугодие). При этом пригородное сообщение остается "локомотивом" пассажирооборота, показав за этот период рост на 1,3 процента. Ожидается, что тенденция по снижению пассажирооборота в дальнем следовании будет продолжаться, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе до тех пор, пока не будут реализованы проекты по строительству высокоскоростных магистралей.

При этом в среднесрочной перспективе с учетом темпов реально располагаемых доходов населения, объема платных услуг населения в целом ожидается снижение пассажирооборота на 95,3% относительно уровня 2013 года, который к 2017 году составит 132,2 млрд. пасс.-км. Вместе с тем при благоприятной ситуации в экономике пассажирооборот будет больше на 6 млрд. пасс.-км больше (99,6% к 2013 году).

В настоящее время железнодорожный транспорт не выдерживает конкуренции с воздушным транспортом в сегменте перевозок на дальние расстояния, когда основным фактором выбора вида транспорта является время в пути. Если говорить о пригородном сообщении, то на рост его пассажирооборота оказали проводимые в последние годы Правительством Российской Федерации совместно с ОАО "РЖД" мероприятия по повышению качества услуг, доступности, безопасности данного вида сообщения, в том числе субсидии из федерального бюджета, позволяющие пригородным компаниям работать без убытков. В случае продолжения государственной поддержки ожидается, что в ближайшей перспективе пассажирооборот пригородным сообщением продолжит стабильный рост.

В прогнозный период конкуренция обострится (у пригородного с автомобильным транспортом, дальнего - с авиацией), а развитие сектора будет определено повышением конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкости тарифной политики.

Продолжается развитие скоростного железнодорожного сообщения, которое уже вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в том числе по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг. В ближайшей перспективе планируется появление высокоскоростного сообщения. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения позволит обеспечить сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее дальнейшее развитие высокоскоростного сообщения зависит от инвестиционных возможностей частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены. В настоящее время ведется работа по определению оптимальной модели финансирования.

Основной тенденцией сегмента пригородных железнодорожных перевозок на период до 2015 года станет его дальнейшее реформирование (создание системного порядка формирования и исполнения государственного заказа на перевозки пассажиров) и предусматривает переход на целевую модель организации пригородного железнодорожного сообщения.

Кроме того, планируется существенная модернизация вокзальных комплексов, а также обновление подвижного состава.

Инвестиции. Увеличению инвестиционной активности предприятий в целом по транспортному сектору способствует в первую очередь рост инвестиций в отрасли железнодорожного транспорта.

В 2013 году объем инвестиций в основной капитал составил 464,4 млрд. рублей (93% к уровню 2012 года). Доля внебюджетных инвестиций возросла и составила 395,9 млрд. рублей - 85,2% от общего объема инвестиций в основной капитал магистрального железнодорожного транспорта (2012 г. - 79 процентов).

При сохранении макроэкономических тенденций, темпов роста ВВП, промышленного производства к 2017 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь 530 млрд. рублей (115,3 млрд. рублей за счет федерального бюджета) против 476 млрд. рублей в 2014 году (26,7 млрд. рублей за счет федерального бюджета).

В 2014 - 2017 гг. объем инвестиций из средств Фонда национального благосостояния на модернизацию Транссибирской магистрали и БАМа (Восточный полигон), развитию ЦКАД и строительство железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино составит 360 млрд. рублей. В случае более ускоренного развития объем средств на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе развитие ВСМ-2 составит 510 млрд. рублей.

Вместе с тем, в случае более ускоренного роста экономики, средств в федеральном бюджете будет достаточно на реализацию большинства запланированных мероприятий, а уровень финансирования может составить 802 млрд. рублей в 2017 году (296,4 млрд. рублей за счет федерального бюджета).

В период 2014 - 2017 гг. планируется обеспечить реализацию крупных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте в части обеспечения транспортной безопасности и реализацию проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений:

- реконструкция участка железнодорожной линии Междуреченск-Тайшет;

- строительство пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск;

- комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла;

- строительство железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск;

- развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Московского региона, включая развитие первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры и развитие интермодального сообщения с аэропортами Московского авиационного узла.

Проект "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" реализуется на принципах государственно-частного партнерства с привлечением внебюджетных источников - средств ОАО "РЖД".

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла направлены на повышение пропускной и перерабатывающей способности объектов железнодорожной инфраструктуры в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения на участках Московского железнодорожного узла.

В 2013 году в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы" был обеспечен ввод в эксплуатацию 73,9 км дополнительных главных путей.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 1708-р Федеральным агентством железнодорожного транспорта в 2013 году осуществлялась реализация следующих инвестиционных проектов, финансируемых из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации:

- "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края";

- "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург-Бусловская Октябрьской железной дороги".

Объем финансирования из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации составил в 2013 году 3099,3 млн. рублей.

В 2013 году за счет внебюджетных средств обновлено 1884 локомотива, 56,0 тыс. грузовых вагонов, 474 пассажирских вагона, 450 единиц моторвагонного подвижного состава.

Воздушный транспорт

Пассажирские перевозки. В 2013 году пассажирские перевозки продолжили уверенный рост (115% к предыдущему периоду), превзойдя уровень 2012 года и достигнув рекордной отметки за последние десятилетия в 225,1 млрд. пасс.-км. В 2013 году гражданской авиацией было перевезено 86 млн. пассажиров (113,2% к уровню 2012 года). Наиболее значительный рост пассажирооборота наблюдался на международных рейсах. В 2013 году пассажирооборот на международных воздушных линиях увеличился на 18,5% к уровню 2012 г., на внутренних перевозках - на 9 процентов. Также необходимо отметить растущую долю пассажиропотока в международном сообщении, которая составила 54%, всего же в международном сообщении было перевезено 45,3 млн. пассажиров.

Увеличение объема пассажирооборота на воздушном транспорте в значительной степени обусловлено гибкой тарифной политикой авиакомпаний, повышением деловой активности населения, а также проведением государственной политики по развитию региональных перевозок и повышению доступности транспортных услуг для жителей Калининграда и Дальнего Востока.

Учитывая итоги первого полугодия, а также рост ВВП и реально располагаемых доходов населения пассажирооборот 2014 года прогнозируется на уровне 245,2 млрд. пасс.-км, что превысит уровень 2013 года на 8,9 процента.

В среднесрочной перспективе также прогнозируется дальнейший рост пассажирооборота, который к 2017 году может достичь 283 млрд. пасс.-км, превысив уровень 2013 года (125,7% к уровню 2013 года). При этом в случае благоприятных условий этот показатель составит к 2017 г. 369,9 млрд. пасс.-км (164,3% к уровню 2013 года).

Основное ограничение развития перевозок воздушным транспортом - дисбаланс между уровнем развития инфраструктуры и непосредственно перевозок (авиакомпаний). Так, например, несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и Санкт-Петербурге (порядка 80% пассажиропотока).

Конкуренция в секторе по-прежнему развита слабо, особенно на внутрироссийских линиях. Так порядка 70% маршрутов обслуживаются 1 - 2 авиакомпаниями. Проведенный ФАС России анализ рынка показал, что при выходе на маршрут третьей авиакомпании цена билета падает в среднем на 40 процентов. Несмотря на слаборазвитую конкурентную среду на внутренних линиях, прогнозируется, что в среднесрочной перспективе российский рынок разделит мировую тенденцию и продолжит расти. Ожидается развитие сегмента низкотарифных авиаперевозок. Вместе с тем экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.

Учитывая устойчивое снижение доли перевозок внутри страны в пользу перелетов за ее пределы, а также что прирост на внутренних воздушных линиях (далее - ВВЛ) принадлежит в основном пяти крупнейшим авиаперевозчикам - и на линии через Москву, можно сказать, что внутренние перевозки деградируют. Перелому сложившейся тенденции могут способствовать предпринимаемые Правительством Российской Федерацией меры по развитию авиаперевозок на ВВЛ, речь идет о постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июня 2013 г. N 509 "О предоставлении в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации", направленное на формирование маршрутной сети в обход московского авиационного узла. Также необходимо отметить тенденцию роста количества международных рейсов, в особенности чартерных, из российских региональных центров. Если раньше полеты из региональных центров осуществлялись через Москву и Санкт-Петербург, то сейчас появляются возможности по использованию прямых международных рейсов. Данной тенденции способствуют туроператоры, подталкивающие авиакомпании расширять географию международных полетов из регионов, что в свою очередь снижает статистику по внутренним перевозкам.

Ключевые тенденции рынка в среднесрочной перспективе - интеграция в мировой рынок (присоединение российских авиакомпаний к международным авиационным альянсам), а также развитие региональных и местных авиаперевозок с открытием прямых международных маршрутов (не через московский авиационный узел).

Инвестиции. В 2013 году объем инвестиций в основной капитал составил 90,2 млрд. рублей (100,3% к 2012 году), из них 63 млрд. рублей - за счет внебюджетных источников финансирования.

Развитие аэропортовой сети в 2013 году обеспечивалось комплексом мероприятий по модернизации взлетно-посадочных полос в российских узловых аэропортах, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети, реализации комплексных проектов развития Московского авиационного узла (Шереметьево, Внуково, Домодедово), аэропортов-хабов в Красноярске, Магадане и других проектов развития крупных международных узловых аэропортов.

При сохранении существующих темпов роста ВВП, промышленного производства к 2017 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь 148 млрд. рублей (из них за счет средств федерального бюджета - 66,3 млрд. рублей, внебюджетных источников - 78,1 млрд. рублей), при уровне порядка 112,3 млрд. рублей в 2014 году (из них 43 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 64 млрд. рублей - внебюджетные средства). Основной поток инвестиций будет направлен на развитие аэропортовой инфраструктуры. В случае ускоренных темпов роста экономики объем инвестиций в 2017 году может составить 181 млрд. рублей, из них 89 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.

Развитие аэропортовой сети обеспечивается комплексом мероприятий по развитию международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых аэропортов и региональных аэропортов. Приоритетными мероприятиями в 2015 - 2017 гг. являются: реконструкция и развитие аэродрома аэропорта "Краснодар" в Краснодарском крае; завершение реконструкции и развития аэропорта Махачкала в Республике Дагестан; завершение реконструкции аэропортового комплекса в г. Волгоград; завершение реконструкции второй летной зоны аэропорта "Домодедово"; завершение второй очереди реконструкции и развития аэропорта "Храброво" в г. Калининград (Калининградская область); завершение реконструкции аэропортового комплекса "Баратаевка" в г. Ульяновск; завершение реконструкции ИВПП в аэропорту "Елизово", г. Петропавловск-Камчатский.

В среднесрочный период планируется ввести в эксплуатацию 19 взлетно-посадочных полос в аэропортах Владикавказ (Беслан), Краснодар (Пашковский), Воронеж, Волгоград, Махачкала, Ставрополь (Шпаковское), Архангельск (Талаги), Домодедово (ВПП-2), Самара (Курумоч) и другие.

В рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года" планируются работы по реконструкции и развитию аэропортов "Симферополь" и "Бельбек".

Для подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году на развитие аэропортовой инфраструктуры в 2014 - 2017 гг. планируется направить инвестиции в размере 76 млрд. рублей.

Автомобильный транспорт

Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов - 45%, и только 5% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются (доля автомобильного транспорта в общем объеме коммерческих перевозок грузов достигнет 45 процентов).

Продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения при более низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог сдерживает развитие автомобильных перевозок. В настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.

В 2013 году наблюдалось снижение темпов грузооборота относительно уровня 2012 года, составив 98,8 процента. В связи с этим снизилась средняя дальность перевозки грузов на 2 процента по сравнению с предыдущим годом.

В 2013 году перевозки грузов автомобильным транспортом составили 1690,7 млн. тонн, или 99,2% к уровню 2012 года, а коммерческий грузооборот - 124,9 млрд. т-км или 97,3% к уровню 2012 года.

Среднее расстояние перевозки 1 тонны груза в 2013 году уменьшилось и составило 73,9 км (в 2012 г. - 75,3 км), наблюдалось снижение среднего расстояния перевозки в междугороднем и международном сообщении и увеличение среднего расстояния перевозки грузов во внутригородском и пригородном сообщении.

В 2014 году также продолжится снижение объема перевозок грузов автомобильным транспортом, который составит 1686 млн. тонн (99,1% к 2013 году), коммерческий грузооборот прогнозируется на уровне 2013 года и будет составлять 124,9 млрд. т-км. Снижение перевозок вызвано низкими показателями перевозок в первом полугодии. Данная тенденция вызвана проблемами, возникшими в дорожном движении на ряде федеральных автодорог в зимние месяцы.

Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 километров. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.

С учетом прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов автомобильным транспортом, который в 2017 году составит 1778,3 млн. тонн (105,2% к уровню 2013 года), а грузооборот - 135,9 млрд. т-км (108,8% к уровню 2013 года). Вместе с тем при ускоренном темпе роста экономики объем коммерческих перевозок грузов будет больше на 77,8 млн. тонн (109,8% к 2013 году), а грузооборота на 5,9 млрд. т-км (113,6% к 2013 году).

Стабильному росту перевозок грузов и грузооборота автомобильным транспортом будут способствовать увеличение темпов потребления стройматериалов, рост розничной торговли. Предполагается, что темпы роста перевозок грузов будут несколько выше в связи со снижением роста дальности грузоперевозок. Данная тенденция будет вызвана повышенной конкуренцией со стороны железнодорожного транспорта в условиях нехватки заказов от грузоотправителей.

Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта будут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).

Инвестиции.

Важнейшим событием для дорожной отрасли в ближайшие годы стало создание системы дорожных фондов. Таким образом, реализуется принцип "пользователь платит", установлена четкая связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Система дорожных фондов направлена на обеспечение дорожного хозяйства надежным источником финансирования и стимулирует рост темпов обновления и развития автомобильных дорог. В 2012 году всеми субъектами Российской Федерации были приняты законы о создании региональных дорожных фондов и таким образом система целевых дорожных фондов заработала в полном объеме.

Инвестиции в дорожное хозяйство в 2013 году составили 416,2 млрд. рублей (113,2% к уровню 2012 года). В том числе из средств федерального бюджета - 267,2 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 146,1 млрд. рублей. Второй год подряд к финансированию развития автомобильных дорог привлечены внебюджетные средства, которые составили в 2013 году 2,9 млрд. рублей.

В 2014 году объем инвестиций ожидается на уровне порядка 413 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета 239 млрд. рублей).

В среднесрочной перспективе прогнозируется рост инвестиций в дорожное хозяйство.

При сохранении существующих тенденций, к 2017 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь 614,5 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета порядка 293 млрд. рублей. В случае благоприятных тенденций уровень инвестиций прогнозируется в размере порядка 758 млрд. рублей, из них около 331,4 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.

В 2014 - 2017 гг. планируется обеспечить реализацию следующих крупных инвестиционных проектов: строительство и реконструкция участков федеральных автомобильных дорог на территории Московского транспортного узла; строительство и реконструкция участков автомобильных дорог М-29 "Кавказ", "Транскам" Алагир - Нижний Зарамаг до границы с Южной Осетией, А-155 Черкесск - Домбай до границы с Грузией; строительство и реконструкция федеральных дорог "Лена", "Колыма", "Вилюй", "Уссури", "Амур"; строительство и реконструкция подъезда к морскому порту "Усть-Луга"; реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска; реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы; строительство обходов городов Новосибирск, Псков, Гудермес в Чеченской Республике, Фатеж в Курской области, Спасск в Пензенской области, Мариинск в Кемеровской области и других.

Важнейшими мероприятиями развития скоростных автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в 2015 - 2017 гг. будут:

- завершение строительства с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка) в Воронежской области;

- завершение реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке км 1091 - км 1119,5 в Ростовской области;

- завершение строительства транспортной развязки на км 27 автомагистрали М-1 "Беларусь" в Московской области;

- завершение реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) на участке 124 - 173 км в Московской области.

Для подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году на развитие автомобильных дорог регионального и местного значения в 2014 - 2017 гг. планируется направить инвестиции в размере 26 млрд. рублей.

Кроме того, одним из приоритетных направлений расходования средств федерального бюджета является строительство моста через Керченский пролив. На эти цели в 2015 - 2017 гг. планируется направить инвестиции в размере 152,5 млрд. рублей.

Пассажирские перевозки. Развитие автомобильного транспорта определяется, прежде всего, параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг, в первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).

Пассажирооборот автомобильного (автобусного) транспорта в 2013 году снизился по сравнению с 2012 годом на 4,1% и составил 119,3 млрд. пасс.-км. По итогам первого полугодия 2014 г. к концу года ожидается увеличение пассажирооборота до 139,4 млрд. пасс.-км (116,9% к 2013 году).

В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение пассажирооборота на автобусном транспорте до 140,4 млрд. пасс.-км в 2017 году (117,7% к 2013 году). При этом при ускоренных темпах роста экономики увеличение относительно 2013 г. составит 123% (будет перевезено на 6,3 млрд. пасс.-км больше).

Пассажирооборот городского электрического транспорта в 2013 году сократился по сравнению с 2012 годом и составил 56,6 млрд. пасс.-км или 97,6% к уровню 2012 года, было перевезено 6,9 млрд. пассажиров. Троллейбусным транспортом в 2013 году было перевезено 1,7 млрд. пасс. (84,6% к уровню 2012 года), пассажирооборот составил 5,7 млрд. пасс.-км (86,4 процента). Снижение объемов пассажирооборота наземного городского электрического транспорта в 2013 году обусловлено дальнейшим снижением его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности по сравнению со скоростными видами городского пассажирского транспорта. Метрополитеном в 2013 году перевезено 3,5 млрд. пассажиров (101,3% к уровню 2012 года), пассажирооборот составил 45,6 млрд. пасс.-км (101,1 процента). В 2013 году трамвайным транспортом было перевезено 1,6 млрд. пасс. (84,5% к уровню 2012 года), пассажирооборот составил 5,3 млрд. пасс.-км (84,1 процента).

По итогам 2014 года ожидается сохранение тенденций предыдущего года, объем пассажирооборота составит городского электрического транспорта 56,6 млрд. пасс.-км (100% к уровню 2013 года).

При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесрочной перспективе будет постепенно возрастать и в 2017 году может достичь отметки в 58,1 млрд. пасс.-км (102,6% к 2013 году). При благоприятной ситуации в экономике этот показатель в 2017 году будет больше на 1,9 млрд. пасс.-км (106% роста к 2013 года).

Предполагается, что "локомотивом" роста послужит метрополитен, доля в общем объеме перевозок которого в настоящее время составляет более 80% и в будущем будет только расти. Росту объемов пассажирооборота метрополитеном служат его конкурентные преимущества перед другими видами транспорта (надежность, скорость, пропускная способность), растущий уровень урбанизации в стране, а также ввод в эксплуатацию новых станций.

Морской транспорт

Производственная деятельность портов. В 2013 году объем перевалки грузов в морских торговых портах России составил 589,3 млн. тонн (103,9% к уровню 2012 года), в том числе сухих грузов - 255,7 млн. тонн (101,6%), наливных грузов - 333,5 млн. тонн (98%), в том числе нефти - 207,5 млн. тонн (104,6%), нефтепродуктов - 111,8 млн. тонн (108 процентов). Объем перевалки экспортных грузов составил в 2013 году 460,4 млн. т (102,9% к уровню 2012 года), импортных грузов - 46 млн. т (102%), транзитных - 47 млн. т (110,4%), каботажных - 35,9 млн. т (113,1 процента).

В 2013 году перевалка грузов в контейнерах составила 44,4 млн. тонн и выросла по сравнению с 2012 годом на 4,1 процента.

Рост объема перевалки сухогрузов обусловлен увеличением перевалки угля и кокса на 13,3%, минеральных удобрений - на 24 процента. Перевалка зерна в 2013 году сократилась на 23,3%, на 13,9%, грузов в контейнерах на 8,3%, черных металлов на 4,8%, зерна на 23,3%, грузов на паромах на 6,1% и цветных металлов на 1,9 процента. В то же время сократились объемы перевалки минеральных удобрений на 17%, руды на 9,5%, лесных грузов на 4,1% и металлолома на 3,2 процента.

Грузооборот морских портов Арктического бассейна вырос на 19,2% и составил 46,2 млн. тонн. В Балтийском бассейне морские порты перегрузили 216,1 млн. тонн грузов, что выше показателя 2012 года на 4,2 процента. Объем перевалки грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна уменьшился на 1,3% и составил 174,4 млн. тонн. В Дальневосточном бассейне переработка грузов увеличилась до 144,8 млн. тонн - на 7,8% к уровню 2013 года.

По итогам 2013 года общий объем перегрузки грузов по Северному морскому пути составил 2,82 млн. т, в том числе генеральных - 1,633 млн. т, угля 0,42 млн. т, руды - 0,03 млн. т, нефтепродуктов - 0,61 млн. т, газового конденсата - 0,13 млн. тонн.

Перевозки грузов. В 2013 году объемы перевозки грузов морским транспортом составили 16,7 млн. т (90,9% к уровню 2012 года), из них в заграничном плавании - 8,3 млн. т (49,5% к уровню 2012 года), коммерческий грузооборот - 39,4 млрд. т-км или 86,9% к уровню 2012 года.

Объем перевозок морским транспортом, с учетом прогнозируемого снижения тоннажа морского флота, уменьшится в 2014 году на 8,1% против уровня 2013 года и составит 15,3 млн. тонн. Грузооборот также снизится на 24,2% против уровня 2013 года и составит 30 млрд. т-км.

Столь резкое падение показателей вызвано, прежде всего, изменением методологии сбора статистической информации (перевозка на судах класса "река-море" теперь относится к внутреннему водному транспорту, а не морскому).

На сокращение показателей работы морского транспорта также оказывают влияние следующие факторы: неблагоприятная конъюнктура мирового рынка, уменьшение физических объемов экспортных грузов, снижение количества договоров на перевозку грузов судами под флагом Российской Федерации, передача судов под иностранный флаг и рост перевозок судами под "удобным флагом" российских судоходных компаний.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности морским транспортом завезено 4,1 млн. тонн (101,1% к уровню 2012 года).

Структура перевозок отечественных грузов и, соответственно, структура морского транспортного флота в ближайшие годы не изменится.

Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому его показатели деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.

Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации.

В ближайшей перспективе ожидается постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства в рамках принятия Федерального закона от 07.11.2011 N 305-ФЗ, строительством новых судов и регистрацией судов в Российском международном реестре судов.

С учетом прогнозируемых темпов роста внутреннего валового продукта в среднесрочной перспективе прогнозируется снижение перевозок грузов морским транспортом, при котором в 2017 году они достигнут 15,4 млн. т (92,6% к уровню 2013 года), а грузооборот 30,1 млрд. т-км (76,4% к уровню 2013 года). Вместе с тем в случае ускоренного роста экономики объем коммерческих перевозок грузов будет больше на 0,7 млн. т (92,6% к 2013 году), а грузооборота - на 1,5 млрд. пасс.-км (80,3 к 2013 году).

К позитивным факторам развития морского транспорта России можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшей российской судоходной компании ОАО "Совкомфлот", в рамках которой планируются: разработка и освоение Арктических маршрутов транспортировки углеводородов в Китай, Японию и Юго-Восточную Азию, внедрение инновационных технологических решений по организации круглогодичного обслуживания нефти и газодобывающих компаний на шельфовых месторождениях Арктических морей, поэтапную замену танкерного флота компании энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, переход на качественно новый уровень подготовки экипажей судов с применением инновационных средств обеспечения и профессионального отбора специалистов.

Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.

Инвестиции. Повышение эффективности коммерческого флота требует значительных инвестиций, поэтому темпы его обновления будут определяться, прежде всего, возможностями российского судостроения, а также доступностью заемных финансовых ресурсов на российском рынке.

На морском транспорте инвестиции в 2013 году составили 45,2 млрд. рублей (117,4% к уровню 2012 года). Инвестиции за счет внебюджетных средств в 2013 году составили 17 млрд. рублей. Объем средств за счет средств федерального бюджета составил 28 млрд. рублей.

При сохранении нынешней тенденции в экономике, темпов роста ВВП, объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь к 2017 году 45 млрд. рублей (24 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета), при ожидаемом уровне 2014 года в размере 44,2 млрд. рублей (27 млрд. рублей - за счет федерального бюджета).

Вместе с тем в случае ускоренного темпа роста экономики уровень финансирования может достичь в 2017 году отметки 59 млрд. рублей (34 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета).

Разница между прогнозируемыми уровнями 2017 года может повлиять на реализацию проектов, связанных со строительством скоростных пассажирских судов (морское такси), автопассажирских паромов, которые станут невозможными в случае замедления темпов развития экономики страны, исходя из приоритетов развития портовой инфраструктуры.

Технологическая оснащенность российских торговых портов не обеспечивает необходимый объем перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, в результате часть российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следует через иностранные порты.

Недостаточное развитие морских портов, в том числе ориентированных на экспорт угольных и зерновых терминалов, а также ориентированных на импорт портовых мощностей для перевалки контейнеров и накатных грузов, остается одной из приоритетных проблем. В рамках сложившихся тенденций проблема будет решаться в основном за счет частных инвестиций.

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" ввод производственных мощностей в морских портах составил в 2013 году 30,5 млн. тонн (в 2012 году - 72,5 млн. т, в 2011 году - 29,3 млн. тонн).

В среднесрочной перспективе будут реализовываться комплексные проекты: развитие морского торгового порта Усть-Луга; строительство морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе; развитие морского перегрузочного комплекса "Бронка"; строительство федеральной собственности в морском порту Ванино и морском торговом порту Оля; строительство терминала (угольные грузы) морского порта Ванино в районе Бурный; строительство специализированного порта на Дальневосточном побережье для угледобывающих предприятий, пополнение морского транспортного флота, строительство морских судов обеспечивающего флота, строительство линейных дизель-электрических ледоколов.

В рамках развития портовой инфраструктуры Республики Крым будет осуществлено строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры портов Керчь, Евпатория, Севастополь, Феодосия, а также реконструкция гидротехнических сооружений пассажирского района морского порта Ялта.

Внутренний водный транспорт

Перевозки грузов. Внутренним водным транспортом перевозится около 95% строительных материалов (щебень, гравий, песок), около 5% наливных грузов.

По итогам навигации 2013 года объем перевозок внутренним водным транспортом России достиг 134,6 млн. т, что на 4,2% меньше чем в 2012 году.

С учетом данных за первое полугодие в 2014 году перевозки грузов внутренним водным транспортом ожидаются в объеме 120,6 млн. т (89,6% к уровню 2013 года), грузооборот 74,3 млрд. т-км (92,7% к уровню 2013 года).

В настоящее время многие речные порты Российской Федерации имеют лицензии на русловые и береговые карьеры по добыче нерудно-строительных материалов, что создает условия для перевозки щебня, песка, гравия речным флотом, особенно на прилегающие к портам стройки.

По экспертным оценкам, в ближайшие годы достаточно высокие темпы роста показателей работы внутреннего водного транспорта сохранятся благодаря дальнейшему развитию строительной отрасли и увеличению масштабов дорожного строительства, в том числе строительству и реконструкции спортивных объектов для проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу в России.

В среднесрочной перспективе прогнозируется постепенный рост перевозок грузов внутренним водным транспортом. В 2017 году они могут составить 125,4 млн. тонн (93,1% к уровню 2013 года), а грузооборот - 78,4 млрд. т-км (97,4% к уровню 2013 года). Тогда как при благоприятной ситуации в экономике перевозка грузов будет больше на 4,2 млн. т (96,3% к 2013 году), а грузооборот - на 2,6 млрд. т-км (100,6% к 2013 году).

Перевозка пассажиров. Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2013 год составил 0,60 млн. пасс.-км, что на 4% выше уровня предыдущего года.

По итогам 2014 года ожидается продолжение падения пассажирооборота до 0,55 млн. пасс.-км (91% к 2013 году).

Продолжение спада пассажирооборота объясняется плохим состоянием речного флота, соответственно, низким уровнем безопасности и, как следствие, недоверием населения к данному виду услуги.

С учетом прогнозируемых темпов роста реально располагаемых доходов населения, в среднесрочной перспективе ожидается сохранение текущего уровня пассажирооборота на внутреннем водном транспорте. Так, в 2017 году он может составить уровень 2014 г. - 0,54 млрд. пасс.-км (89,9% к уровню 2013 года).

Вместе с тем на внутреннем водном транспорте существует ряд факторов, значительно сдерживающих его развитие, таких как строительство мостов, отмена паромных переправ, низкая конкурентоспособность круизного судоходства и высокая стоимость речных пассажирских перевозок.

Рост перевозок пассажиров речным транспортом возможен на туристических линиях при условии модернизации пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности и безопасности, а также строительстве современных речных круизных судов.

Инвестиции.

Решение задачи по повышению качественных характеристик внутренних водных путей Российской Федерации обеспечивалось в 2013 году путем реализации мероприятий по устранению участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации:

завершена реконструкция 1 этапа Рыбинского гидроузла ФГУП "Канал имени Москвы", систем электрооборудования приводных механизмов ворот и затворов шлюзов ФБУ "Волго-Дон", затворов наполнения-опорожнения Чайковского шлюза;

завершены работы по расширению судоходной трассы на р. Сквирите и Камышовой отмели в Куршском заливе;

в рамках комплексных проектов продолжались работы по объектам ГБУ "Волго-Балт", ФГУП "Канал имени Москвы", ФБУ "Беломорканал", ФБУ "Волжское ГБУ", ФБУ "Обского ГБУ" и других.

В 2013 году транспортный флот внутреннего водного транспорта пополнился 12 судами.

На внутреннем водном транспорте инвестиции в 2013 году составили 15,1 млрд. рублей (77% к уровню 2012 года), в том числе из федерального бюджета - 10,4 млрд. рублей (92% к уровню 2012 года).

В 2014 году инвестиции составят 12,3 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета 7,5 млрд. рублей).

При сохранении текущих макроэкономических тенденций, темпов роста ИПП, объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь к 2017 году 20,4 млрд. рублей. В случае более ускоренного роста объем инвестиций составит 26,2 млрд. рублей за счет всех источников финансирования.

Исходя из приоритетов поддержания в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры внутренних водных путей и обеспечения безопасных условий судоходства, прогнозируемо низкий уровень финансирования может негативно повлиять на пополнение транспортного речного флота.

В среднесрочной перспективе будут реализовываться такие комплексные проекты как: реализация проектов реконструкции канала им. Москвы; Волго-Балтийского водного пути; Волго-Донского судоходного канала; комплексная реконструкция гидротехнических сооружений Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, а также строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла; комплексная реконструкция гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока; пополнение транспортного речного флота; модернизация пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности.