4.1. Научно-техническая и инновационная сферы

4.1. Научно-техническая и инновационная сферы

Факторы инновационного развития

Целевые ориентиры и основные направления научно-технической и инновационной сферы на среднесрочный период определены следующими стратегическими документами:

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р;

Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации от 11 января 2012 г. N Пр-83;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Основными инструментами реализации государственной политики в указанной сфере станут государственные программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы", "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие судостроительной промышленности", "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", "Космическая деятельность России", "Развитие транспортной системы", "Охрана окружающей среды на 2013 - 2020 годы", "Развитие здравоохранения" и "Экономическое развитие и инновационная экономика", а также планы и детальные планы-графики по их реализации.

Государственная политика в сфере развития науки и технологий направлена на создание условий для активизации инновационной деятельности частного капитала и реформирование государственного сектора науки. Можно говорить о "принуждении бизнеса к инновациям", при этом сложившиеся тенденции частного финансирования и жесткие бюджетные ограничения на уровне государства не предполагают в среднесрочной перспективе увеличения финансирования исследований и разработок по отношению к ВВП.

Основной акцент со стороны государства будет сделан на содействие повышению эффективности исследований и разработок, на стимулировании спроса на инновации со стороны реального сектора экономики, стимулировании регионального развития и развития новых отраслей, а также на совершенствовании механизма государственных и муниципальных закупок в инновационной сфере.

В 2014 году в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации предполагаются следующие мероприятия: разработка предложений по совершенствованию существующей системы институтов развития как одного из основных инструментов реализации государственной инновационной политики и элементов инновационной инфраструктуры, направленных на развитие финансовых инструментов поддержки инновационной деятельности; расширение функций институтов развития по поддержке инновационной деятельности, направленное на формирование целостной инновационной системы с учетом приоритетов технологического развития; повышение эффективности механизмов управления институтами развития.

Стимулирование спроса на инновации со стороны реального сектора экономики будет осуществляться в том числе через реализацию крупными государственными компаниями программ инновационного развития с привлечением к исследованиям и разработкам малых инновационных фирм и вузовской науки.

Точками роста станут пилотные инновационные территориальные кластеры, для реализации программ которых планируется использовать широкий спектр инструментов государственной поддержки.

Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обеспечивает расширение спроса на инновационную продукцию через государственные и муниципальные закупки, в том числе при помощи использования контракта жизненного цикла.

По итогам встречи с членами Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и представителями экспертного сообщества по вопросу развития инноваций Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым дан ряд поручений по вопросам совершенствования государственной политики в сфере инноваций (от 6 августа 2014 г. N ДМ-П36-6057). Среди основных мероприятий - стимулирование спроса на инновации и совершенствование системы государственного управления инновациями и пересмотр государственной политики в области исследований и разработок.

Текущее состояние и тенденции развития научно-технической
и инновационной сфер

Внутренние затраты на исследования и разработки в 2001 - 2011 гг. составляли в среднем 1,15% ВВП, максимальное значение наблюдалось в 2003 году (1,29%), минимальное - в 2008 году (1,04 процента). В 2012 и 2013 годах уровень расходов оценивается на уровне 1,1 - 1,12% ВВП. С учетом запланированных в 2014 - 2017 гг. ассигнований федерального бюджета на исследования и разработки уровень затрат будет снижаться и к 2017 году не превысит 0,99 процента. Расходы государственного и частного секторов не будут увеличиваться, несмотря на активное вовлечение крупнейших компаний с государственным участием в инновационную деятельность. При этом расходы на оплату труда будут расти как в бюджетных учреждениях, так и в частных. Опережающими темпами будет расти заработная плата исследователей, то есть тех категорий работников науки, которые упоминаются в указе Президента Российской Федерации. Вместе с тем продолжится сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в том числе за счет оптимизационных мероприятий. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки сохранится опережающий рост затрат на приобретение оборудования.

Параметры развития научно-технической и инновационной сферы

Показатели
2012 г. отчет
2013 г. оценка
прогноз
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, всего, млрд. рублей
699,9
771,8
793,0
830,8
852,0
883,8
в % ВВП
1,12
1,16
1,10
1,08
1,03
0,99
в том числе:
государственный сектор, млрд. рублей
388,9
438,0
413,7
412,0
387,9
422,1
в % ВВП
0,63
0,66
0,57
0,54
0,47%
0,47
частный сектор, млрд. рублей
208,4
237,8
225,9
227,3
214,5
226,9
в % ВВП
0,33
0,36
0,31
0,30
0,26
0,25
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем объеме организаций в целом по экономике, %
9,1
9,7
10,1
10,4
10,9
11,5

Вовлечение крупнейших компаний с государственным участием в инновационную деятельность в рамках утвержденных ими программ инновационного развития способствовало тенденции к росту таких показателей, как доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, а также удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Направления развития научно-технической
и инновационной деятельности

Мероприятия по инновационному развитию отраслей промышленности будут реализовываться в рамках отраслевых государственных программ, а также планов и детальных планов-графиков по их реализации.

При этом в условиях принятого после утверждения госпрограмм решения о сокращении бюджета повышаются риски невыполнения целевых показателей госпрограмм.

Государственная политика в инновационной сфере продолжит осуществляться в том числе через "принуждение к инновациям" крупных компаний с государственным участием. Программы инновационного развития таких компаний станут стимулом для повышения конкурентоспособности производства за счет увеличения спроса на существенно улучшенные товары и услуги, инновационные проекты.

На инновационную сферу значительное влияние будут оказывать "дорожные карты" по развитию новых производств и отраслей промышленности, таких как биотехнологии, фотоника, композитные материалы, по поддержке инжиниринга и промышленного дизайна, по градостроительству, утверждение которых завершено к сентябрю 2013 года.

В результате реализации дорожных карт объем производства биотехнологической продукции планируется нарастить с 24 млрд. рублей в 2013 году до 50 млрд. рублей в 2015 году, в том числе объем экспорта - с менее 1 до 10 млрд. рублей; объем продаж гражданской продукции фотоники, произведенной в Российской Федерации, будет увеличен соответственно с 10 млрд. рублей до 25 млрд. рублей, в том числе объем экспорта - с 0,5 до 1,3 млрд. рублей; объем производства продукции из композиционных материалов возрастет с 16,6 млрд. рублей в 2013 году до 50 млрд. рублей в 2016 году, доля экспорта составит 5% против текущего уровня 1%; объем внутреннего рынка инжиниринга планируется нарастить с 1,5 млрд. рублей в 2013 году до 2 млрд. рублей в 2015 году; объем производства продукции в области информационных технологий соответственно возрастет с 250 млрд. рублей до 300 млрд. рублей.

Продолжится поддержка вузовской и академической науки, в том числе в рамках мероприятий Российского научного фонда и федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденной Правительством Российской Федерации в 2013 году. При этом поддержка по линии Минобрнауки России будет направлена в сторону вузов, усиления конкурсности при отборе проектов и повышения эффективности мер господдержки.

В связи с реорганизацией сферы науки и выделением наиболее эффективных научно-исследовательских организаций с постепенным отсевом неэффективных количество организаций, выполняющих исследования и разработки, сократится к 2016 году по сравнению с 2012 годом на 1,1 процента. Одновременно численность исследователей, выполняющих научные исследования и разработки, сократится на 3 - 6 процентов.

Будет увеличено финансирование научных фондов (Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд). К 2020 году Президентом Российской Федерации поставлена задача доведения объема финансирования Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда до 25 млрд. рублей.

Будет продолжено расширение состава научных фондов. В октябре 2012 г. был создан Фонд перспективных исследований (аналог DARPA), попечительский совет которого в августе 2013 г. утвердил Программу деятельности Фонда перспективных исследований на 2014 - 2016 годы. В ноябре 2013 г. создан Российский научный фонд, одной из функций которого является финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки.

Подпрограммой "Стимулирование инноваций" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014 - 2016 гг. предусмотрена реализация мероприятий по развитию механизмов поддержки патентования результатов интеллектуальной деятельности на базе институтов развития, созданию системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях с государственным участием, повышению эффективности оказания государственных услуг по регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданию сети центров поддержки технологий и инноваций во взаимодействии со Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Продолжится поддержка научных исследовательских центров, включая Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".

Технологические платформы обеспечат коммуникацию между государством, бизнесом, наукой и образованием, сформируют приоритеты инновационного развития соответствующих отраслей промышленности через формирование системы государственной поддержки, учитывающей их стратегические программы исследований.

С учетом реализации мер государственной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности, затраты на технологические инновации в промышленном производстве к 2016 году могут возрасти на 14 - 15% в реальном выражении. В структуре затрат к 2016 году доля затрат на исследования и разработки возрастет до 16% против 15,1% в 2012 году, доля затрат на приобретение машин и оборудования снизится до 59,5 - 60% против 61 процента.

Стимулирование инновационной деятельности в крупных
государственных и частных компаниях

В настоящее время 60 крупных компаний с государственным участием реализуют программы инновационного развития. Данные компании занимают лидирующие позиции в российской экономике, в совокупности обеспечивая около 30% объема промышленного производства, около 40% всех внутренних затрат на НИОКР.

Это позволяет прогнозировать масштабные эффекты от реализации программ инновационного развития. Программами инновационного развития предусматривается существенное повышение конкурентоспособности компаний, включая повышение производительности труда (около 5% в год в реальном выражении), энергоэффективности, качества продукции, рост высокотехнологичного экспорта.

Также предполагается существенный рост финансирования НИОКР, в первую очередь, за счет внебюджетных источников. В первый год реализации программ инновационного развития (2011 г.) прирост затрат на исследования и разработки в компаниях составил 46,3 процента. При этом внебюджетные затраты на эти цели росли более высокими темпами - 60,4 процента. В 2012 году по сравнению с 2011 годом прирост составил 21,9%, в том числе из внебюджетных источников - 26,8 процента. Согласно предварительным оценкам, в 2013 году прирост составил около 20 процентов.

В 2015 году планируется актуализация программ инновационного развития с учетом необходимости:

достижения целевых показателей производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест, предусмотренных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

разработки и реализации компаниями комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий и внедрение современных технологий, в том числе российских;

увязки программ инновационного развития с утвержденными инвестиционными программами, долгосрочными программами развития, другими стратегическими, программными и плановыми документами компаний, а также документами государственного стратегического планирования, включая "дорожные карты" развития новых отраслей экономики.

Объемы финансирования НИОКР в компаниях с государственным
участием, реализующих программы инновационного развития

Группа
Финансирование НИОКР, млрд. руб.
среднегодовой прирост, %
2013 г., оценка
2016 г., прогноз
Всего
в т.ч. из внебюджетных средств
Всего
в т.ч. из внебюджетных средств
Всего
в т.ч. из внебюджетных средств
Оборонно-промышленный комплекс
114,8
33,7
150,5
35,2
9,4
1,5
Космический сектор
101,3
13,5
139,3
8,7
11,2
-13,6
Авиастроение
69,3
33,3
132,1
36,5
24,0
3,1
Судостроение
11,9
2,3
10,4
3,0
-4,4
9,3
Автомобилестроение
5
4,6
7,0
7,0
11,9
15,0
Химия и фармацевтика
0,6
0,0
1,4
0,1
36,2
8,8
Добыча и первичная переработка сырья
21,8
21,8
42,2
42,2
24,5
24,5
Электроэнергетика, включая атомную
47
34,3
68,6
52,2
13,4
15,0
Транспорт и связь
19,1
19,0
45,4
45,5
33,5
33,8
ИТОГО
390,8
162,5
593,6
227,6
15,0
11,9

Компаниями предусматривается реализация мер по повышению эффективности взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями, научными организациями, малыми и средними инновационными предприятиями, технологическими платформами, что позволит повысить спрос на результаты исследований и разработок и увеличить внутренний коммерческий рынок инновационной продукции.

В целях реализации программ инновационного развития и достижения целей в области инновационного и технологического развития крупных компаний с государственным участием в указанных программах также предусмотрены мероприятия по взаимодействию компаний с государственным участием с венчурными фондами, а также по созданию корпоративных венчурных фондов, что значительно расширит доступ компаний с государственным участием к рынкам высоких технологий национального и международного уровней.

Развитие инновационных территориальных кластеров

В период 2014 - 2016 гг. предусматривается оказание государственной поддержки развитию 25-ти пилотных инновационных территориальных кластеров, в том числе планируется:

предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития инновационных территориальных кластеров (объем субсидий в 2014 году составит 2,5 млрд. рублей, в период 2015 - 2016 гг. предполагается предоставить 10 млрд. рублей);

обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках государственных программ Российской Федерации (необходимый общий объем финансирования проектов развития инновационных кластеров с привлечением средств государственных программ, по оценке Минэкономразвития России, составляет около 115 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - около 60 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - около 9 млрд. рублей, внебюджетных источников - около 47 млрд. рублей);

привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития инновационных территориальных кластеров;

стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров;

поддержка субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства на территориях базирования инновационных территориальных кластеров.

По данным профильных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за период 2012 - 2013 гг. инновационными кластерами продемонстрирован значительный рост по целому ряду ключевых социально-экономических показателей. В среднесрочной перспективе ожидается, что данная тенденция сохранится.

Однако для того чтобы инновационные кластеры стали по-настоящему привлекательными для размещения высокотехнологичного бизнеса, научных и образовательных организаций, а также для притока ведущих российских и зарубежных специалистов в глобальном масштабе, в том числе в сопоставлении с ведущими зарубежными кластерами и территориями высокой концентрации научно-образовательного и производственного потенциала, необходима комплексная государственная поддержка их развития на федеральном и региональном уровнях.

Используя большой накопленный научно-образовательный и производственный потенциал, инновационные кластеры планируют продемонстрировать существенный рост по важнейшим показателям социально-экономического развития на перспективу до 2017 года.

На фоне незначительного увеличения численности работников организаций-участников (около 6%) показатели инвестиционной и инновационной активности планируется увеличить в несколько раз. В том числе ежегодный объем инвестиционных затрат организаций - участников кластера - в 3,2 раза, общий ежегодный объем инвестиций в развитие кластера, включая бюджетные средства и средства внебюджетных источников, - в 1,5 раза, ежегодный объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками, - почти в 2 раза.

Всего за 2012 - 2017 гг. объем инвестиционных затрат организаций - участников кластера составит 3,6 трлн. рублей, общий объем инвестиций в развитие кластера, включая бюджетные средства и средства внебюджетных источников, - 3,2 трлн. рублей, объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками, - 648 млрд. рублей.

Планируется значительный рост числа высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест. В 2017 году по сравнению с 2012 годом число создаваемых высокопроизводительных рабочих мест удвоится и составит более 55 тысяч. Всего за период 2012 - 2017 гг. в инновационных кластерах будет создано 255 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

Ключевые показатели развития инновационных
территориальных кластеров

2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Численность работников организаций-участников (тыс. человек)
914,0
906,0
913,5
926,6
947,7
968,2
Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест (единиц)
29048
35219
39692
44587
51342
55143
Объем инвестиционных затрат организаций - участников кластера (млрд. рублей)
292,5
402,9
530,9
655,8
809,9
946,1
Общий объем инвестиций в развитие кластера, включая бюджетные средства и средства внебюджетных источников (млрд. рублей)
416,7
464,6
514,3
564,4
619,0
643,4
Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками (млрд. рублей)
72,9
89,6
97,8
114,7
129,4
144,0

Для большинства инновационных кластеров одним из самых серьезных барьеров на пути дальнейшего развития является недостаточно высокий уровень развития инфраструктуры.

Также требуется поддержка по направлениям развития "мягкой инфраструктуры", таким как профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций - участников кластеров; консультирование организаций - участников кластеров по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере; проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций - участников кластеров в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях в России и за рубежом; приобретение машин и оборудования для оснащения объектов инновационной и образовательной инфраструктуры.

Согласно программам развития 25 инновационных кластеров первоочередная потребность в реализации мероприятий по данным направлениям составляет более 6 млрд. рублей, из них около 4,5 млрд. рублей ожидается привлечь из федерального бюджета.

При этом потребность в поддержке из средств федерального бюджета существенно варьируется в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности региона. Так, например, кластеры, расположенные на территории городов Москва и Санкт-Петербург, планируется поддерживать в значительно большей степени за счет средств региональных бюджетов. При этом регионы с меньшей бюджетной обеспеченностью исходят из большего уровня софинансирования из средств бюджета Российской Федерации.

Развитие малого и среднего
инновационного предпринимательства

В период 2015 - 2017 гг. будет возрастать государственная поддержка развития малого и среднего инновационного предпринимательства в инновационной сфере.

Основными механизмами поддержки будут являться реализуемая Минэкономразвития России программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства" (ОАО "МСП Банк"), а также мероприятия в рамках реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", направленные на коммерциализацию исследований и разработок.

Предусматривается выделение средств из федерального бюджета на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, инжиниринговые центры, центры кластерного развития, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции, центры трансферта технологий). Указанная инфраструктура содействует внедрению новых технологий и создает инструменты включения малых компаний в производственные процессы крупных предприятий, повышая общий уровень производительности труда и расширяя возможности для сбыта собственной продукции.

В целях содействия инновационному развитию малого и среднего предпринимательства часть средств из программы Минэкономразвития России целевым образом передана на цели поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства путем предоставления грантов малым инновационным предприятиям в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который является основой инновационного лифта, обеспечивая другие институты развития проектами.

В целях расширения масштабов поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства предполагается докапитализация Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что позволит ему создать за 2015 - 2017 гг. около 2 тысяч малых инновационных предприятий, формирующих инновационную среду для последующего роста инновационной активности.

Ряд важных мер содействия развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере будет реализован согласно плану мероприятий ("дорожной карте") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. N 867-р. В соответствии с планом предусматривается в том числе увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков на 100% к 2015 году и на 300% к 2018 году.

Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы

Основные направления развития инфраструктуры национальной инновационной системы должны обеспечивать повышение эффективности коммерциализации результатов проводимых исследований и разработок. На эти цели будет направлена деятельность институтов развития, заключивших соглашение о взаимодействии ("инновационный лифт"), а также реализация основных мероприятий подпрограммы "Стимулирование инноваций" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".

В целях повышения эффективности функционирования институтов развития как одного из основных элементов инновационной инфраструктуры в части достижения задач инновационного развития Российской Федерации проводится работа по актуализации стратегий институтов развития в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года с учетом имеющихся ресурсов институтов развития, характера их деятельности и возложенных на них задач в рамках данной стратегии. Так, в 2013 году актуализированы стратегии ОАО "РОСНАНО", ОАО "РВК" (базовых институтов развития наноиндустрии и венчурной отрасли соответственно), определены и утверждены новые ключевые показатели эффективности деятельности ОАО "РОСНАНО", ОАО "РВК", отражающие их вклад в развитие инновационной экосистемы Российской Федерации.

В рамках "инновационного лифта" в октябре 2013 года институтами развития - участниками "инновационного лифта" подписано соглашение об организации информационного обмена, реализация которого позволит создать аналог "бюро кредитных историй" для проектов, получивших поддержку институтов развития, предотвратить проведение дублирующих экспертиз и, как результат, ускорить принятие решений о поддержке проектов, переходящих от одного института развития к другому.

В связи с чем планируется разработка механизма передачи информации об инновационных проектах между институтами развития для "передачи" таких проектов от одного института развития к другому в целях непрерывного финансирования на всех стадиях инновационного цикла, что позволит обеспечить "стыковку" сферы исследований и разработок с бизнесом, сформировать новые предприятия на основе результатов прикладных исследований.

Кроме того, в целях расширения возможностей по коммерциализации научных исследований и разработок будет реализован ряд мер, направленных на повышение эффективности охраны объектов интеллектуальной собственности, на поддержку и стимулирование патентной активности хозяйствующих субъектов, создание (восстановление) патентных служб в компаниях с государственным участием, в том числе на поддержку зарубежного патентования при участии институтов развития.

В целях стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции, патентования результатов интеллектуальной деятельности за рубежом субъектами инновационного малого и среднего предпринимательства Фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере будет продолжена реализация мер по финансовому обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе реализации проектов, поддержанных Фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, в зарубежных странах.

Поддержка инновационной инфраструктуры также будет осуществляться через предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров.

В рамках реализации "дорожной карты" в области инжиниринга и промышленного дизайна предусмотрено создание инжиниринговых центров. В целях обеспечения поддержки данных центров прорабатывается вопрос о механизмах субсидирования инжиниринговых центров, созданных на базе частных компаний.

Развитие новых инструментов активизации научной
и инновационной деятельности

Построение региональных зон инновационного развития будет происходить с учетом опыта, полученного при поддержке пилотных территориальных инновационных кластеров, а также при реализации проекта "Сколково".

В рамках проекта "Сколково" будет осуществляться работа по созданию конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня по пяти приоритетным технологическим направлениям (информационные, биомедицинские, энергоэффективные, ядерные и космические технологии). Для их успешной реализации создан беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний резидентов. Реализация проекта будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".

Подготовка кадров, а также исследования и разработки будут осуществляться в Сколковском институте науки и технологий, открытом совместно с Массачусетским технологическим институтом, а также в Открытом Университете Сколково.

Кроме того, предполагается разработка Минэкономразвития России с последующей реализацией плана мероприятий по внедрению комплексного механизма поддержки обеспечения охраны и защиты на внешних рынках созданных в России объектов интеллектуальной собственности на период 2014 - 2016 годов.