2.10. Основные макроэкономические параметры умеренно-оптимистичного варианта прогноза

2.10. Основные макроэкономические параметры
умеренно-оптимистичного варианта прогноза

Второй (умеренно-оптимистичный) вариант предполагает осуществление ряда мер стимулирующего характера, прежде всего направленных на повышение инвестиционной активности, рост потребительского спроса, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики. Этот комплекс мер включает осуществление ряда инфраструктурных и высокотехнологичных проектов, в том числе за счет увеличения государственных инвестиций, поддержку кредитования ряда секторов экономики, расширение возможностей для кредитного финансирования инвестиций частного сектора.

Умеренно-оптимистичный вариант предполагает усиление стимулирующей составляющей бюджетной политики. Расходы по государственным программам Российской Федерации (включая расходы инвестиционного характера) формируются с учетом дополнительных расходов на науку, транспорт и инфраструктуру. Расходы на национальную оборону и национальную безопасность предполагают восстановление объемов финансирования федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы" в 2017 году.

Вариант предполагает расширение базового списка проектов, финансируемых из Фонда национального благосостояния и возможности использования 100% средств Фонда национального благосостояния, в том числе на докапитализацию банковской системы.

Для расширения ресурсной базы предполагается доходы от управления средствами нефтегазовых фондов направлять непосредственно в доходы федерального бюджета. Нормативную величину Резервного фонда предлагается снизить с 7% ВВП до 5% ВВП, при этом при ее достижении отказаться от перечислений в Фонд национального благосостояния, а полностью использовать ресурс для финансирования инвестиционных проектов федерального бюджета.

Активная государственная политика обеспечивает в среднем в 2015 - 2017 гг. ежегодный прирост государственных капитальных вложений (с учетом инвестиций за счет средств Фонда национального благосостояния) до 7,4% против 1,9% в первом варианте.

Вариантом предусматривается расширение возможностей кредитного финансирования инвестиций частного капитала, в том числе за счет докапитализации банковской системы. Среднегодовые темпы прироста кредитов нефинансовым организациям в 2015 - 2017 гг. увеличатся до 15 - 17 процентов. Это позволит увеличить среднегодовой темп роста инвестиций частных компаний в 2015 - 2017 гг. (за исключением компаний инфраструктурного сектора) до 7,1% против 3,7% в первом варианте.

Таким образом, средний темп прироста инвестиций в основной капитал за счет всех источников в 2015 - 2017 гг. составит около 6% в год, что на 3,8 п. п. выше, чем в условиях первого варианта.

В более благоприятных экономических условиях умеренно-оптимистичного варианта снижение безработицы в 2015 - 2017 гг., после ускоренного роста во второй половине 2014 года, будет происходить значительно быстрее, и к 2017 году она снизится до 5,6% от численности экономически активного населения. В результате, численность занятого населения после снижения в 2015 году до 67,5 млн. человек, в 2016 - 2017 гг. стабилизируется на уровне 67,6 млн. человек (67,3 млн. человек в варианте 1).

В отличие от базового варианта в умеренно-оптимистичном варианте предполагается ускоренное увеличение заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы начиная с 2015 года. При этом для прочего персонала бюджетной сферы начиная с 2015 года предполагается более высокий размер индексации - на средний темп роста между инфляцией и заработной платой в целом по экономике за предыдущий год. По такому же принципу предполагается с 2016 года индексировать расходы на денежное довольствие военнослужащих. Данная мера, в условиях сниженного относительно базового варианта инфляционного фона, позволит сохранить реальный рост заработной платы бюджетников в 2015 году даже в условиях пропуска индексации в 2014 году - на уровне 0,4 процента.

Кроме того, в умеренно-оптимистичном варианте установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусматривается с 2016 года (в базовом варианте - с 2015 года). Таким образом, в результате более низкого инфляционного фона и меньшей нагрузки на заработную плату компании получают больше возможностей для повышения заработной платы в реальном выражении в 2015 году. В целом рост реальной заработной платы по экономике ускорится с 2% в 2015 году до 5,9% в 2017 году.

С учетом более благоприятной экономической ситуации вариант предполагает ускорение роста доходов населения от собственности и предпринимательской деятельности. В результате средний темп роста реальных располагаемых доходов в 2015 - 2017 гг. составит 3,5% против 2,1% в базовом варианте.

В результате уровень бедности к 2017 году снизится до 9,9% (против 10,2% по базовому варианту).

Ускорение роста доходов населения обеспечит высокие темпы роста потребительского спроса. Положительное влияние на динамику потребления будет также оказывать расширение потребительского кредитования. Прирост кредитного портфеля населению в 2015 - 2017 гг. составит 17 - 19%, что на 3 - 7 п. п. выше, чем в базовом варианте. С учетом этих факторов динамика оборота розничной торговли ускорится с 1,9% в 2013 году до 4,8% в 2017 году, его средний темп роста в 2015 - 2017 гг. будет выше, чем в базовом варианте, на 1,6 п. п. и составит 3,9 процента.

Умеренно-оптимистичный вариант предусматривает успешную реализацию запланированных мер по поддержке экспорта, что позволит к 2018 году достичь существенного наращивания объемов экспорта промышленной продукции высокой степени обработки (в 2 раза по отношению к 2011 году).

Экспорт нефти и газа также выше, чем в базовом сценарии. Во втором варианте предусматривается увеличение добычи нефти к уровню базового варианта за счет отсутствия ограничений в инвестиционных возможностях по отдельным новым проектам и развитию инновационных технологий, а также снижения рисков переноса сроков реализации проектов по освоению трудноизвлекаемых запасов. При этом весь прирост добычи нефти будет направлен на экспорт. Вариантом предусматривается восстановление роста поставок газа в Европу, стабилизация поставок газа на Украину на уровне 20 млрд. куб. м в год, более динамичное развитие газохимии и других газоемких производств в России. В результате к 2017 году добыча газа возрастет до 696 млрд. куб. м, а экспорт трубопроводного газа - до 196 млрд. куб. метров.

Таким образом, предполагается повышение темпов физического объема товарного экспорта дополнительно на 0,8 - 1,5 п. п. в год по сравнению с базовым сценарием, а стоимостные объемы в 2015 - 2017 гг. дополнительно прирастут на 8 - 19 млрд. долларов США.

Умеренно-оптимистичный вариант также предполагает существенное повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке. Активная модернизация сельского хозяйства и обрабатывающих производств промышленности позволит интенсифицировать процессы импортозамещения.

За период 2015 - 2017 гг. промышленное производство увеличится на 9,1%, что на 3,6 п. п. выше, чем в базовом сценарии. Опережающими темпами будут расти обрабатывающие производства - прирост за три года составит 12,6 процента. Вслед за ростом инвестиционного спроса наибольшие темпы роста будут характерны для отраслей машиностроения (производство транспортных средств и оборудования возрастет на 20,9%, производство машин и оборудования - на 20,1%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 13,6%) и производства прочих неметаллических минеральных продуктов (прирост за три года составит 12 процентов). Из промежуточных производств наибольшие темпы роста будут характерны для отраслей, совмещенных с производством товаров инвестиционного назначения (химическое производство увеличится на 17,9%, производство резиновых и пластмассовых изделий на 22%, обработка древесины и производство изделий из дерева на 10%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий на 11 процентов). Высоких темпов роста к 2017 году достигнут отрасли потребительского назначения: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака возрастет на 12,5%, текстильное и швейное производство - на 13,5%, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - на 16,5 процента.

Таким образом, в условиях второго варианта с 2015 года рост ВВП начинает ускоряться и в целом за год составит 3,3 процента, а в 2016 - 2017 гг. экономический рост составит 3,3 - 4,3 процента. В среднем за период 2015 - 2017 гг. ежегодный прирост ВВП более чем на 1,4 п. п. выше, чем в базовом варианте.

Возможности структурного роста

Второй вариант основывается прежде всего на ускорении структурного (потенциального) роста, что создаст основу для долгосрочного развития.

Динамика посткризисного потенциального выпуска демонстрировала в 2010 - 2013 гг. устойчивый рост на уровне около 3%, несмотря на существенное замедление темпов роста российской экономики, начавшееся с середины 2012 года. Это замедление вплоть до начала 2014 года носило в большей степени циклический характер. Так, одним из основных факторов этого замедления стало резкое сокращение инвестиций в газовую отрасль и в сектор электроэнергетики, которое было связано с циклическим завершением ряда капиталоемких проектов и изменением периода индексации тарифов на электроэнергию. Эти факторы объясняют около половины от общего снижения динамики инвестиций с более чем 12% в первой половине 2012 года до отрицательных значений к середине 2013 года и обеспечили замедление роста ВВП приблизительно на 1 п. п. в этот период.

Таким образом, по оценке Минэкономразвития России, уже к началу 2013 года в результате серьезного циклического спада разрыв выпуска (отношение потенциального ВВП к фактическому) перешел в область отрицательных значений.

Начиная с 2014 года усилились структурные ограничения, что привело к замедлению роста не только фактического ВВП, но и его потенциальной динамики, которая замедлилась до менее 2 процентов. Основными причинами стали снижение инвестиций в основной капитал, недофинансирование инфраструктуры и человеческого капитала, снижение ввоза импортного оборудования.

Динамика фактического и потенциального ВВП, %

2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
оценка
2015 г. (прогноз)
2016 г. (прогноз)
2017 г. (прогноз)
1
2
1
2
1
2
Фактический ВВП
4,5
4,3
3,4
1,3
0,5
1,2
3,3
2,3
3,3
3,0
4,3
Потенциальный ВВП
2,9
2,9
3,0
3,0
1,8
1,1
1,7
1,6
2,7
2,1
3,7
Разрыв выпуска <*>, % от потенциального уровня
-1,0
0,2
0,7
-0,3
-1,4
-1,3
-1,0
-0,8
-0,4
-0,1
0,1

--------------------------------

<*> Расчеты разрыва выпуска выполнены на основе многомерной модели, учитывающей релевантные эмпирические соотношения между фактическим и потенциальным ВВП с использованием многомерного фильтра Калмана.

В условиях базового варианта ожидается, что замедление потенциального роста продлится до конца 2015 года - темпы могут снизиться почти до одного процента. Только с 2016 года структурный рост будет восстанавливаться и достигнет 2,1% в 2017 году по мере возобновления роста инвестиционного спроса, импорта высокотехнологичной продукции, а также увеличения вложений в человеческий капитал.

На протяжении большей части прогнозного периода экономика будет производить меньше своего потенциального выпуска. В 2014 году снижение объемов производства, связанное с падением инвестиционного спроса, привело к увеличению отрицательного разрыва выпуска к середине года до 1,5 процента. В условиях базового варианта в 2015 году отсутствие стимулирующих спрос мер, как со стороны бюджетной, так и со стороны монетарной политики, определит сохранение существенного разрыва выпуска. Нехватка спроса будет усилена замедлением роста потребительских расходов при ограниченных ресурсах финансирования инвестиционного спроса. Только после 2015 года ускорение роста доходов населения обеспечит активный рост потребления и приблизит ВВП к потенциальному уровню, который будет достигнут к середине 2017 года.

Таким образом, структурные ограничения, в том числе связанные с бюджетными возможностями, не позволят в условиях базового варианта прогноза повысить рост потенциального ВВП существенно более чем на 2 процента.

В умеренно-оптимистичном варианте рассмотрена более активная политика, направленная на повышение инвестиционного спроса и рост конкурентоспособности как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Эти условия позволят вернуться к концу прогнозного периода на траекторию потенциального роста экономики на уровне 3,5 - 4 процента. Реализация мероприятий, предусмотренных в умеренно-оптимистичном сценарии, предполагает выделение дополнительных средств как на поддержку структурного роста, так и на стимулирование внутреннего спроса - и инвестиционного, и потребительского. Это позволит компенсировать негативную циклическую компоненту роста к концу 2016 года.