1.7. Рынок труда и уровень жизни населения
Определяющими факторами для развития рынка труда в среднесрочной перспективе будут являться нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста. Особенно сильное влияние на численность рабочей силы будет оказывать сокращение численности в возрастах 20 - 34 и 50 - 59 лет.
Сокращение населения в трудоспособном возрасте приведет к снижению численности рабочей силы. Учитывая, что в средних возрастах уровень участия в рабочей силе уже довольно высокий, то в целях сглаживания негативных демографических последствий предполагается некоторое увеличение экономической активности в отдельных возрастах (в том числе предпенсионном). В итоге численность рабочей силы снизится на 1,2 млн. человек - с 72,7 млн. человек в 2016 году до 71,5 млн. человек в 2019 году (сокращение населения трудоспособного возраста за этот период составит 3,7 млн. человек).
Численность населения в трудоспособном возрасте
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
2019 год к 2015 году
|
|
Численность населения трудоспособного возраста, млн. чел.
|
83,7
|
82,8
|
81,9
|
81,2
|
-3,7
|
Отклонение от предыдущего года (- сокращение; + прирост)
|
|||||
Трудоспособный возраст, тыс. чел.
|
-1 110
|
-954
|
-870
|
-718
|
-3 652
|
в том числе:
|
|||||
возраст 20 - 34 лет
|
-892
|
-920
|
-1 060
|
-1 107
|
-3 980
|
возраст 35 - 49 лет
|
353
|
441
|
599
|
636
|
2 029
|
возраст 50 - 59 лет
|
-439
|
-534
|
-584
|
-573
|
-2 130
|
В условиях ограниченных возможностей для развития и модернизации производств и медленного роста экономики безработица в течение 2016 - 2017 годов не будет иметь ярко выраженную динамику и стабилизируется на уровне 2015 года - 5,9% от рабочей силы. В 2018 году по мере восстановления экономики безработица начнет снижаться и к 2019 году составит 5,7% от рабочей силы.
Рабочая сила
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
2019 год к 2015 году
|
|
Численность рабочей силы, млн. чел.
|
72,7
|
72,3
|
72,0
|
71,5
|
-1,2
|
Отклонение от предыдущего года, тыс. чел.
|
-101
|
-310
|
-375
|
-436
|
-1 222
|
Численность занятых в экономике, млн. чел.
|
68,4
|
68,1
|
67,8
|
67,4
|
-1,0
|
Общая численность безработных по методологии МОТ, млн. чел.
|
4,3
|
4,3
|
4,2
|
4,1
|
-0,2
|
В варианте "базовый+" на фоне умеренного роста экономики и более благоприятной внешней конъюнктуры снижение безработицы начнется в 2017 году, и к 2019 году ее уровень составит 5,7% от рабочей силы. Численность занятого населения будет сокращаться медленнее, чем в базовом варианте, и к 2019 году составит 67,5 млн. человек.
В целях повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения он будет увеличен с 1 июля 2017 г. на прогнозный уровень инфляции.
В части оплаты труда предполагается, что обязательства по доведению заработной платы отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры) до целевых уровней, закрепленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., будут выполнены не позднее 2018 года и в базовом и в "базовом+" вариантах прогноза. В 2019 году предполагается сохранение достигнутых соотношений (заработной платы целевых категорий к доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе).
Во внебюджетном секторе по мере восстановления экономики рост заработной платы в прогнозный период будет ускоряться. В этих условиях реальная заработная плата в целом по экономике за 2016 - 2019 годы увеличится на 4,4 процента. При этом за счет целевых категорий работников бюджетной сферы пик роста придется на 2018 год.
В условиях более высоких темпов роста экономики и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, заложенных в основу варианта "базовый+", работодатели будут иметь возможность для повышения заработной платы. В результате темпы роста заработной платы во внебюджетном секторе будут расти более высокими темпами, чем в базовом варианте прогноза.
Реальная заработная плата в целом по экономике в 2016 - 2019 годах в условиях варианта "базовый+" увеличится на 8,1%, почти компенсировав снижение в 2015 году.
В 2017 - 2019 годах страховая пенсия и фиксированная выплата к ней будут индексироваться в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В течение всего прогнозного периода в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" пенсионерам, осуществляющим трудовую деятельность, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней будут выплачиваться без учета индексации. В случае прекращения пенсионером трудовой деятельности выплата пенсии осуществляется с учетом всех произведенных индексаций.
В январе 2017 г. дополнительно предусмотрена единовременная выплата всем пенсионерам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в размере 5 тыс. рублей.
В целом за 2016 - 2019 годы среднегодовой размер пенсии вырастет в номинальном выражении на 14 процентов.
В варианте "базовый+" в условиях более высоких темпов роста экономики в 2018 - 2019 годах возможно проведение дополнительного увеличения размера страховых пенсий в пределах роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2017 году выйдут в область положительных значений - рост составит 0,2 процента.
Потребление и доходы населения
Рисунок (не приводится)
Источник: данные Росстата, прогнозные оценки Минэкономразвития России
Поддержку доходам будет оказывать динамика социальных трансфертов, что связано, во-первых, с индексацией пенсий на отчетный уровень инфляции, во-вторых, - с предусмотренной в 2017 году единовременной выплатой. В 2018 - 2019 годах ускорению реальных располагаемых доходов будут способствовать динамика реальной заработной платы и постепенное увеличение доходов от предпринимательской деятельности в условиях восстановления экономики: в 2019 году рост реальных располагаемых доходов оценивается на уровне 0,8 процента.
Ожидается, что в условиях постепенного восстановления доходов, роста реальной заработной платы население будет постепенно отказываться от сберегательной модели поведения. Склонность населения к сбережению снизится с 15,4% в 2015 году до 13% в 2019 году. В результате оборот розничной торговли, как и доходы, вернется к росту в 2017 году (увеличение на 0,6%) с последующим ускорением до 1,8% к 2019 году. В целом за прогнозный период оборот розничной торговли вырастет на 3,6 процента. При этом среднегодовые темпы роста оборота торговли непродовольственными товарами в этот период будут на 0,3 п. п. опережать рост оборота торговли продовольственными товарами и составят 1,4 процента.
Среднегодовые темпы роста платных услуг населению в 2017 - 2019 годах составят 1,3 процента.
Позитивные тенденции в экономике, более высокая динамика реальной заработной платы, предусмотренные в варианте "базовый+", обеспечат более существенное, чем в базовом варианте, ускорение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения (до 2,2% в 2019 году). В целом за 2017 - 2019 годы доходы увеличатся на 5,3 процента.
Более позитивная динамика доходов обеспечит более быстрое восстановление потребительской активности. В результате склонность населения к сбережению снизится существеннее, чем в базовом варианте (до 12,3% в 2019 году), при одновременном ускорении прироста оборота розничной торговли до 2,7 - 3,5% в 2018 - 2019 годах. Кроме того, поддержку розничному товарообороту будет оказывать более значительное, чем в базовом варианте, восстановление потребительского кредитования.
Низкая база IV квартала 2015 г., обусловленная снижением стоимости продуктов питания, включенных в состав потребительской корзины, и низкий уровень инфляции в начале 2016 года оказали влияние на динамику величины прожиточного минимума. По результатам первого полугодия 2016 г. величина прожиточного минимума выросла на 0,3 процента. В целом за 2016 год величина прожиточного минимума на душу населения оценивается на уровне 9 962 рубля, прирост составит 2,7 процента.
Прогноз величины прожиточного минимума на 2017 - 2019 годы рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". В 2018 году в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена актуализация потребительской корзины, что приведет к увеличению ее стоимости. По оценке Минтруда России, повышение составит 5 п. пунктов. В целом за 2016 - 2019 годы величина прожиточного минимума увеличится на 22,3 процента.
В условиях варианта "базовый+" величина прожиточного минимума будет несколько выше и увеличится за 2016 - 2019 годы на 22,6 процента.
При продолжающемся сокращении реальных располагаемых доходов населения уровень бедности в 2016 году вырастет до 13,9 процента. С учетом динамики доходов населения уровень бедности в 2017 году сохранится на уровне 2016 года. С учетом увеличения стоимости потребительской корзины в 2018 году доля бедного населения несколько увеличится, а в 2019 году - вновь вернется к уровню 2016 - 2017 годов.
В варианте "базовый+" в результате более высоких темпов роста доходов населения уровень бедности к 2019 году снизится до 13,3 процента.