МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРИКАЗ
от 8 апреля 2014 г. N 50

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В РОСПАТЕНТЕ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕМУ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. N 160 "Об организации обучения в области гражданской обороны в Министерстве экономического развития Российской Федерации и подведомственных Министерству организациях" в целях приобретения работниками Роспатента теоретических знаний, практических навыков по гражданской обороне и готовности их к действиям в чрезвычайных ситуациях приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу обучения работников центрального аппарата Федеральной службы по интеллектуальной собственности и подведомственных ей организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Программа обучения).

2. Заместителю руководителя М.В. Жамойдику в месячный срок:

сформировать в центральном аппарате Роспатента учебную группу по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (далее - учебная группа ГО и ЧС) в количестве 10 человек и назначить руководителя группы;

организовать обучение членов учебной группы ГО и ЧС по вопросам безопасности жизнедеятельности в соответствии с Программой обучения.

3. Руководителям подведомственных Роспатенту организаций (Стрелков О.И., Близнец И.А., Шишков Б.Е.) в месячный срок:

сформировать необходимое количество учебных групп ГО и ЧС в составе не более 10 - 15 человек каждая и назначить руководителей этих групп;

организовать обучение членов учебных групп ГО и ЧС по вопросам безопасности жизнедеятельности в соответствии с Программой обучения.

4. Заместителю руководителя М.В. Жамойдику и руководителям подведомственных Роспатенту организаций (Стрелков О.И., Близнец И.А., Шишков Б.Е.):

осуществлять контроль за подготовкой и ведением учебной документации (расписание занятий и журналы учета) для каждой учебной группы ГО и ЧС.

5. Руководителям учебных групп ГО и ЧС ежегодно:

уточнять состав учебных групп ГО и ЧС по состоянию на 1 марта текущего года;

представлять до 10 декабря отчетного года в Финансово-административное управление (Н.Р. Агеенко) отчет об итогах обучения членов учебных групп ГО и ЧС.

6. Финансово-административному управлению (Н.Р. Агеенко) ежегодно, до 20 декабря отчетного года, представлять в установленном порядке в Департамент обеспечения деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации отчет об итогах обучения членов учебных групп ГО и ЧС.

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя М.В. Жамойдика.

Руководитель
Б.П.СИМОНОВ

Утверждена
Приказом Роспатента
от 8 апреля 2014 г. N 50

ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

I. Общие положения

Обучение работников центрального аппарата Федеральной службы по интеллектуальной собственности и организаций, находящихся в ведении Роспатента, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с требованиями Федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2014 - 2016 годы, Примерной программой обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 ноября 2013 г. N 2-4-87-36-14, и осуществляется по месту работы.

Основная цель обучения - повышение готовности работников центрального аппарата Роспатента и подведомственных Роспатенту организаций к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

Программа обучения работников центрального аппарата Роспатента и подведомственных Роспатенту организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Программа обучения) определяет организацию и порядок обязательного обучения работников центрального аппарата Роспатента и подведомственных Роспатенту организаций. В ней определены требования к уровню знаний и умений работников, прошедших обучение, дан перечень тем занятий и раскрыто их содержание, а также указано количество часов, рекомендуемое для изучения тем.

Обучение работников центрального аппарата Роспатента и подведомственных Роспатенту организаций (далее - работники) по настоящей Программе обучения осуществляется ежегодно.

Программа определяет базовое содержание подготовки работников и рассчитана на 19 часов учебного времени в течение календарного года.

Заместителю руководителя Роспатента и руководителям подведомственных Роспатенту организаций при разработке рабочих программ обучения предоставляется право с учетом особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем учебно-тематического плана Программы обучения, их содержание, а также уточнять формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов, предусмотренного на освоение настоящей Программы обучения.

Занятия по темам 4 - 6, указанным в разделе III настоящей Программы обучения, проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать работникам навыки действий по сигналам оповещения и выполнению мероприятий защиты в условиях исполнения ими своих должностных обязанностей.

При проведении практических занятий теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.

Знания и умения, полученные при освоении тем Программы обучения, совершенствуются в ходе участия работников в тренировках и комплексных учениях.

В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых работников, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке возможных опасностей при высокой организованности и дисциплине.

Контроль за качеством усвоения учебного материала обучаемыми работниками проводит руководитель занятия путем опроса обучаемых работников перед началом и в ходе занятия.

Занятия организуются по решению руководителей структурных подразделений Роспатента (подведомственных Роспатенту организаций), как правило, ежемесячно в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников, и проводятся в рабочее время.

Занятия проводятся руководителями занятий, а также руководящим составом, инженерно-техническими работниками, руководителями и сотрудниками органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, а также другими подготовленными лицами.

Занятия по правилам оказания первой помощи и ухода за больными проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

Руководители занятий должны в первый год назначения, а в дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет, пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Заместитель руководителя Роспатента, а также руководители подведомственных Роспатенту организаций обязаны оказывать организационную, техническую и методическую помощь руководителям занятий и осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий, о чем делаются соответствующие записи в журнале учета занятий.

II. Требования к уровню освоения курса обучения

В результате прохождения курса обучения работники должны:

знать:

опасности для населения, присущие чрезвычайным ситуациям, характерным для территории проживания и работы, а также возникающие при военных действиях и вследствие этих действий, и возможные способы защиты от них работников;

сигналы оповещения об опасностях чрезвычайных ситуаций и военного времени и порядок действия по ним;

правила безопасного поведения в быту;

основные принципы, средства и способы защиты от опасностей чрезвычайных ситуаций и военного времени, свои обязанности и правила поведения при возникновении опасностей, а также ответственность за их невыполнение;

правила применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и порядок их получения;

место расположения средств коллективной защиты и порядок укрытия в них работников, правила поведения в защитных сооружениях;

основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту;

уметь:

практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в случае пожара;

четко действовать по сигналам оповещения;

адекватно действовать при угрозе и возникновении негативных и опасных факторов бытового характера;

пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты; проводить частичную санитарную обработку, а также, в зависимости от профессиональных обязанностей, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ;

оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.

III. Учебно-тематический план

Программа обучения работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Цель обучения: повышение готовности работников к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

Категория обучаемых работников: работники центрального аппарата Роспатента и подведомственных Роспатенту организаций.

Продолжительность обучения: 19 учебных часов.

Форма обучения: в обстановке повседневной трудовой деятельности.

Режим занятий: определяют заместитель руководителя Роспатента и руководители подведомственных Роспатенту организаций.

Номер темы
Наименование темы
Вид занятия
Кол-во часов
1
Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников
Беседа <1>
2
2
Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников
Беседа
1
3
Средства коллективной и индивидуальной защиты работников, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в Роспатенте и организациях. Порядок и правила их применения и использования
Практическое занятие
2
4
Действия работников по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории Роспатента и организаций и в случае их возникновения
Практическое занятие
3
5
Действия работников при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера
Практическое занятие
3
6
Действия работников при угрозе террористического акта на территории Роспатента и организаций и в случае его совершения
Практическое занятие
3
7
Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения
Семинар
2
8
Правила и порядок оказания первой помощи себе и пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и чрезвычайных ситуациях. Основы ухода за больными
Практическое занятие
3
Итого:
19

--------------------------------

<1> Беседа - это вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса обучения работников в области ГО и ЧС. Он представляет собой диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо обучаемым или близко к их жизненной практике, но при этом их теоретическая подготовка не превышает среднего уровня.

IV. Содержание тем занятий

Тема 1. Чрезвычайные ситуации (далее - ЧС), характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников.

Понятие о ЧС. Их классификация по виду и масштабу.

ЧС природного характера, характерные для региона, присущие им опасности и возможные последствия. Наиболее приемлемые способы защиты населения при возникновении данных ЧС. Порядок действий работников в случаях угрозы и возникновения ЧС природного характера при нахождении их на рабочем месте, дома, на открытой местности.

Потенциально опасные объекты, расположенные на территории региона (муниципального образования), и возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них. Возможные способы защиты работников при возникновении данных ЧС.

Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников при возникновении опасностей военного характера.

Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС. Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС.

Тема 2. Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников.

Сигнал "Внимание всем", его предназначение и способы доведения до населения. Действия работников при его получении в различных условиях обстановки.

Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий работников по ним.

Другие сигналы оповещения, их назначение, возможные способы доведения и действия работников по ним.

Тема 3. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в организации. Порядок и правила их применения и использования.

Виды, назначение и правила пользования имеющимися в Роспатенте и организациях, находящихся в ведении Роспатента, СИЗ. Действия работников при получении, проверке, применении и хранении СИЗ.

Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.

Действия при укрытии работников в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.

Первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.

Тема 4. Действия работников по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории Роспатента и подведомственных Роспатенту организаций и в случае их возникновения.

Основные требования охраны труда и соблюдение техники безопасности на рабочем месте.

Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте.

Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре, аварии и катастрофе на производстве.

Тема 5. Действия работников при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.

Мероприятия, которые необходимо выполнить при угрозе возникновения ЧС. Действия по сигналу "Внимание всем" и информационным сообщениям. Что необходимо иметь с собой при объявлении эвакуации.

Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения.

Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.

Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания.

Действия работников по предупреждению и при возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.

Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ при ЧС техногенного характера.

Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации. Порядок проведения эвакуации.

Действия работников, оказавшихся в местах ЧС биолого-социального характера, связанных с физическим насилием (разбой, погромы, бандитизм, драки) и большим скоплением людей (массовые беспорядки и др.).

Тема 6. Действия работников при угрозе террористического акта на территории Роспатента и подведомственных Роспатенту организаций и в случае его совершения.

Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. Действия при захвате в заложники и при освобождении.

Правила и порядок действий работников при угрозе или совершении террористического акта на территории Роспатента и подведомственных Роспатенту организаций.

Тема 7. Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения.

Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.

Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом.

Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.

Правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице.

Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.

Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Тема 8. Правила и порядок оказания первой помощи себе и пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и ЧС. Основы ухода за больными.

Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.

Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

Практическое наложение повязок.

Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.

Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.

Правила оказания помощи утопающему.

Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Основы ухода за больными (гигиена комнаты и постели больного; способы смены белья, подгузников; методика измерения температуры, артериального давления; методика наложения повязок, пластырей, компрессов, горчичников, шин, бандажей; основы сочетания лекарственных средств и диет).

Возможный состав домашней медицинской аптечки.

V. Учебно-методическое обеспечение курса обучения

1. Список литературы

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

3. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".

4. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

5. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

7. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

11. Приказ МЧС России, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".

12. Приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".

13. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)".

14. Санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)".

15. Перевощиков В.Я. и др. Обучение работников организаций и других групп населения в области ГО и защиты от ЧС. - М.: ИРБ, 2011. - 471 с.

16. Безопасность жизнедеятельности/Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие/В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007.

17. Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности/Действия должностных лиц и населения. - М.: ИРБ, 2008. - 320 с.

18. Крючек Н.А., Латчук В.Н. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебно-методическое пособие для проведения занятий с населением/Под общ. ред. Г.Н. Кирилова. - М.: НЦ ЭНАС, 2005. - 152 с.

19. Петров М.А. Защита от чрезвычайных ситуаций (Темы 1 - 7). Библиотечка "Военные знания". - М.: Военные знания, 2005. - 160 с.

20. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 80 с.

21. Защита от чрезвычайных ситуаций. - М.: Военные знания.

22. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. - М.: Военные знания.

23. Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях. - М.: Изд-во "Военные знания", 1997.

24. Аварийно химически опасные вещества. Методика прогнозирования и оценки химической обстановки. - М.: Военные знания, 2000.

25. Основы РСЧС. - М.: Военные знания, 2008.

26. Основы гражданской обороны. - М.: Военные знания.

27. Действия населения по предупреждению террористических актов. - М.: Военные знания.

28. Защитные сооружения гражданской обороны. Их устройство и эксплуатация. - М.: Военные знания.

29. Учебно-методическое пособие для проведения занятий с работающим населением в области ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на водных объектах/МЧС России, 2006.

30. Эвакуационные мероприятия на объекте. - М.: Военные знания.

31. Эвакуация населения. Планирование, организация и проведение/С.В. Кульпинов. - М.: Институт риска и безопасности, 2012. - 144 с.

32. Современное оружие. Опасности, возникающие при его применении. - М.: Военные знания.

33. Экстренная допсихологическая помощь. Практическое пособие. - М.: ФГБУ "Объединенная редакция МЧС России", 2012. - 48 с.

34. Курс лекций и методические разработки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций для обучения работников организаций и других групп населения/Под общ. ред. Н.А. Крючка. - М.: Институт риска и безопасности, 2011. - 471 с.

35. Проведение занятий с работающим населением в области ГО, защиты от ЧС, по пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Учебно-методическое пособие для руководителей занятий. - М.: ИРБ, 2011.

2. Средства обеспечения курса обучения

1. Плакатная и стендовая продукция по вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

"Действия населения в ЧС природного характера";

"Приемы оказания первой помощи пострадавшим". - М.: ИРБ, 2006;

"Средства индивидуальной защиты органов дыхания". - М.: ИРБ, 2011;

"Эвакуация населения";

"Меры по противодействию терроризму";

"Организация гражданской обороны и РСЧС";

"Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР)";

"Современные средства защиты органов дыхания";

"Современные приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля".

2. Электронные издания по вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

"Единая информационная база по ГО, защите от ЧС и терактов, пожарной безопасности";

"Безопасность жизнедеятельности и действия населения в ЧС". - М.: ИРБ, 2008;

"Предупреждение и ликвидация ЧС";

"Защита населения в убежищах и укрытиях гражданской обороны";

"Первая помощь";

"Обеспечение населения защитными сооружениями";

приложение к книге "Организация защиты от террористических актов, взрывов, пожаров, эпидемий и вызванных ими чрезвычайных ситуаций" (компакт-диск).

3. Учебные видеофильмы по вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

"Средства и способы защиты населения";

"Гражданская оборона на новом этапе, ее задачи и перспективы развития" (CD + брошюра);

"Защита населения от ЧС" (CD + брошюра);

"Пожарная безопасность в современных условиях и способы защиты от пожаров" (CD + брошюра);

"Медицинские средства индивидуальной защиты" (DVD);

"Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера" (DVD);

"Медицинская помощь в условиях выживания" (DVD).