XVII. Оценка результатов проведения Мониторинга

XVII. Оценка результатов проведения Мониторинга

70. Использование результатов мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкуренции субъектами предпринимательской деятельности и мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции являются обязательными при анализе деятельности и планировании мероприятий по содействию развитию конкуренции и разработке показателей развития конкуренции на предстоящий период. Рекомендуется включение рынков, характеризующихся наличием значимых проблем, в перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации.

71. При планировании мероприятий по содействию развитию конкуренции и разработке показателей развития конкуренции на предстоящий период также учитываются результаты:

мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ, услуг качеством (в том числе уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой уполномоченным органом и муниципальными образованиями;

мониторинга деятельности субъектов естественных монополий на территории субъекта Российской Федерации;

мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов;

мониторинга удовлетворенности населения деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации;

мониторинга доступности для населения финансовых услуг, оказываемых на территории субъекта Российской Федерации;

мониторинга цен (с учетом динамики) на товары, входящие в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденный постановлением N 530;

мониторинга логистических возможностей субъекта Российской Федерации с учетом логистических возможностей субъектов Российской Федерации, имеющих с ним общие территориальные границы;

мониторинга развития передовых производственных технологий и их внедрения, а также процесса цифровизации экономики и формирования ее новых рынков и секторов.

72. По итогам проведения мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкуренции субъектами предпринимательской деятельности уполномоченный орган делает вывод о состоянии конкурентной среды.

На рынках субъекта Российской Федерации можно сделать вывод о благоприятных состоянии и (или) динамике конкурентной среды, в том числе, если:

условия ведения бизнеса более чем на 50% соответствуют показателям высокой и очень высокой конкуренции;

количество конкурентов более 8, и они не аффилированы между собой;

наблюдается рост в количестве конкурентов (не аффилированных с предыдущими) на рынках на 1 и более субъект предпринимательской деятельности в течение трех лет;

число не аффилированных между собой поставщиков основного закупаемого респондентами товара (работы, услуги) составляет более 8.

На рынках субъекта Российской Федерации наблюдается благоприятная ситуация с наличием (отсутствием) административных барьеров и жалоб по ним, если:

более чем 50% административных барьеров оцениваются, как преодолимые без существенных затрат или как отсутствующие совсем;

наблюдается сокращение уровня административных барьеров на 5 и более процентов за последние три года;

деятельность органов власти более чем на 50% оценивается респондентами, как благотворно влияющая на бизнес;

сокращение количества обращений в надзорные органы по различным причинам на 5 и более процентов за последние 3 года;

увеличение доли рассмотренных обращений надзорными органами, по которым были приняты соответствующие меры, на 5 и более процентов за последние 3 года.

73. По итогам проведения мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции уполномоченный орган делает вывод о достаточной степени удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции при одновременном выполнении следующих условий:

уровень удовлетворенности респондентов качеством, уровнем цен и возможностью выбора товаров, работ и услуг превышает 70% от числа опрошенных;

темпы роста удовлетворенностью качеством и возможностью выбора товаров, работ и услуг составляют более 5% за последние три года;

темпы роста уровня цен на товары, работы и услуги составляют менее 5% за последние три года;

количество разрешенных обращений респондентов ("полностью сумели отстоять свои права") за защитой прав потребителей увеличилось на 5% в течение трех лет.

74. По итогам проведения мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой уполномоченным органом и муниципальными образованиями, уполномоченный орган делает вывод о высокой удовлетворенности качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, если более 70% опрошенных оценивают уровень доступности, уровень понятности, удобство получения, полноту информации и уровень надежности источника как "удовлетворено" и "скорее удовлетворительно".

75. По итогам проведения мониторинга деятельности субъектов естественных монополий на территории субъекта Российской Федерации на рынках субъекта Российской Федерации наблюдаются благоприятные условия для развития конкуренции (в том числе на смежных рынках) при одновременном выполнении следующих условий:

уровень удовлетворенности хозяйствующих субъектов процедурой подключения, качеством и уровнем цен услуг субъектов естественных монополий, предоставляемых по месту ведения их бизнеса, превышает 70% от числа опрошенных хозяйствующих субъектов;

темпы роста уровня цен и сложности (количества) операций при процедуре подключения услуг субъектов естественных монополий, предоставляемых по месту ведения бизнеса хозяйствующих субъектов, составляют менее 5% за последние пять лет;

темпы роста качества услуг субъектов естественных монополий, предоставляемых по месту ведения бизнеса хозяйствующих субъектов, составляют более 5% за последние пять лет (по количеству опрошенных, отметивших рост качества услуг);

уровень удовлетворенности потребителей качеством, уровнем цен и возможностью выбора товаров, работ и услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий, превышает 70% от числа опрошенных;

темпы роста тарифов на товары, работы и услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий потребителям, составляют менее 5% за последние пять лет;

темпы роста качества (по количеству опрошенных, отметивших рост качества услуг) и ассортимента услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий потребителям, составляют более 5% за последние пять лет;

проблемы, возникающие при взаимодействии хозяйствующих субъектов и граждан с субъектами естественных монополий, успешно разрешаются;

инвестиционная программа и отдельные инвестиционные проекты субъектов естественных монополий успешно реализовываются на основании оценок, осуществляемых представителями потребителей товаров, работ и услуг, задействованных в механизмах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;

уровень удовлетворенности уровнем цен и качеством услуг по технологическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения в электронном виде, оказываемых ресурсоснабжающими организациями и субъектами естественных монополий, превышает 70% от числа опрошенных;

темпы роста уровня цен на услуги по технологическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения в электронном виде, оказываемых ресурсоснабжающими организациями и субъектами естественных монополий, составляют менее 5% за последние три года;

темпы роста качества услуг по технологическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения в электронном виде, оказываемых ресурсоснабжающими организациями и субъектами естественных монополий, составляют более 5% за последние три года (по количеству опрошенных, отметивших рост качества услуг).

76. Результатом проведения мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, является сформированный Реестр.

Реестр сформирован верно, если:

предприятия распределены по всем возможным формам собственности;

предприятия распределены по рынкам присутствия;

занимаемая доля рынка для каждого предприятия определена в стоимостном выражении и в натуральном выражении (за исключением предприятий, функционирующих на рынках, указанных в пункте 46 настоящей единой методики);

объем финансирования из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований для одного предприятия не превышает 0,005% валового регионального продукта субъекта Российской Федерации.

77. По итогам проведения мониторинга удовлетворенности населения деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации, наблюдается благоприятное состояние удовлетворенности населения указанной деятельностью, если (при условии наличия соответствующих опросных данных):

доля взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), положительно оценивающего удовлетворенность ("полностью удовлетворен(-а)" или "скорее удовлетворен(-а)") имеющимся выбором финансовых организаций хотя бы одного типа, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации, превышает 75% от числа опрошенных (при проведении оценки учитываются следующие типы финансовых организаций: банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и ломбарды, субъекты страхового дела, негосударственные пенсионные фонды, брокеры);

доля взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), положительно оценивающего удовлетворенность ("полностью удовлетворен(-а)" или "скорее удовлетворен(-а)") работой хотя бы одного типа финансовых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, превышает 75% от числа опрошенных (при проведении оценки учитываются следующие типы финансовых организаций: банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и ломбарды, субъекты страхового дела, негосударственные пенсионные фонды, брокеры).

Также целесообразно учитывать результаты оценки удовлетворенности субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц) деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации. Благоприятное состояние удовлетворенности субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц) указанной деятельностью наблюдается, если (при условии наличия соответствующих опросных данных):

доля субъектов малого и среднего предпринимательства, положительно оценивающего удовлетворенность ("полностью удовлетворен(-а)" или "скорее удовлетворен(-а)") имеющимся выбором финансовых организаций хотя бы одного типа, осуществляющих свою деятельность в субъекте Российской Федерации, превышает 65% от числа опрошенных (при проведении оценки учитываются следующие типы финансовых организаций: банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, субъекты страхового дела);

доля субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц), положительно оценивающего удовлетворенность ("полностью удовлетворен(-а)" или "скорее удовлетворен(-а)") работой хотя бы одного типа финансовых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, превышает 65% от числа опрошенных (при проведении оценки учитываются следующие типы финансовых организаций: банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, субъекты страхового дела).

78. По итогам проведения мониторинга доступности для населения финансовых услуг, оказываемых на территории субъекта Российской Федерации, наблюдаются благоприятные условия для развития конкуренции, если:

по данным проводимого Банком России мониторинга количественных показателей состояния конкуренции на банковском и страховом рынках в субъекте Российской Федерации представлено более восьми организаций (кредитных и страховых организаций соответственно), в том числе более четырех организаций-лидеров хотя бы на одном из этих рынков;

по итогам проведения (при условии наличия соответствующих опросных данных) мониторинга удовлетворенности населения деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации, сделан вывод о благоприятном состоянии удовлетворенности населения указанной деятельностью (в силу того, что удовлетворенность населения деятельностью в сфере финансовых услуг оказывает значимое влияние и частично определяет состояние доступности финансовых услуг, являясь комплексным показателем субъективной оценки потребителей финансовых услуг многих параметров, связанных с финансовыми услугами: уровень физической и ассортиментной доступности, ценовых факторов, понятности и качества финансовых услуг).

Также целесообразно учитывать результаты оценки доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц) финансовых услуг, оказываемых на территории субъекта Российской Федерации. Благоприятные условия для развития конкуренции наблюдаются, если:

выполняется условие, предусмотренное абзацем вторым настоящего пункта;

по итогам проведения (при условии наличия соответствующих опросных данных) оценки удовлетворенности субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц) деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации, сделан вывод о благоприятном состоянии удовлетворенности субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц) указанной деятельностью.