МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 апреля 2011 г. N Д23-1805

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В соответствии с письмом Минрегиона России Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о необходимости внесения изменений в лесное законодательство и сообщает.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, а также по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) осуществляет Рослесхоз.

Вместе с тем, в части своей компетенции, по существу вопроса сообщаем следующее.

1. По вопросу о запрете вырубки лесов и заготовки древесины, а также строительству частных дач и хуторов в радиусе 15 км от места расположения баз отдыха и детских оздоровительных лагерей.

В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Исходя из обращения не ясно, на землях каких категорий располагаются детский оздоровительный лагерь и база отдыха.

В случае, если лагерь и база отдыха располагаются на землях лесного фонда и прилегающие к ним земельные участки относятся к землям лесного фонда, то необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Охрана лесов от нарушений лесного законодательства и проведение проверок соблюдения лесного законодательства осуществляется путем государственного лесного контроля и надзора (статья 96 Лесного кодекса).

Согласно статье 29 Лесного кодекса заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах и защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом и другими федеральными законами. При этом в соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР РФ от 16 июля 2007 г. N 184, в защитных лесах в целях заготовки древесины допускается рубка спелых и перестойных лесных насаждений. Кроме того, в защитных лесах также осуществляются рубки ухода за лесами (санитарные и прочие рубки). Вместе с тем, создание в защитных лесах лесоперерабатывающей инфраструктуры не допускается (статья 14 Лесного кодекса).

По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, введение запрета на рубку лесов и заготовку древесины в радиусе 15 км от места расположения базы отдыха и детских лагерей противоречит основным принципам лесного законодательства, в том числе устойчивому управлению лесами, сохранению биологического разнообразия лесов, повышению их потенциала и многоцелевому, рациональному, непрерывному, неистощительному использованию лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Также сообщаем, что при включении земельных участков лесного фонда в границы земель населенных пунктов их разрешенное использование определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки.

На основании части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

2. По вопросу об установлении льготной процедуры дополнительной прирезки земли владельцам объектов отдыха, фактически осуществляющим организацию отдыха и оздоровления детей и взрослых.

В соответствии со статьями 41 и 74 Лесного кодекса для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются юридическим лицам в аренду по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (часть 4 статьи 74 Лесного кодекса).

Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".

Рекреационное использование лесов необходимо для восстановления сил и сохранения здоровья большинства людей. Поэтому использование лесов для рекреационных целей имеет особое значение. Однако нахождение в лесу большого количества людей может привести к деградации лесов, снижает санитарно-гигиенические, водоохранные и почвозащитные функции леса, заключает в себе опасность возникновения рекреационной дигрессии.

Согласно пункту 3 Правил использования лесов для рекреационной деятельности, утвержденных Приказом МПР России от 24 апреля 2007 г. N 108, при определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, необходимо руководствоваться оптимальной рекреационной нагрузкой на лесные экосистемы при соблюдении условий ненанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде.

Вместе с тем, установление льготного порядка предоставления в аренду лесных участков в целях расширения территории лесного участка, предоставленного юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности, может привести к возникновению излишней рекреационной нагрузки на лесные участки, а также может привести к злоупотреблению отдельных категорий лиц при выборе лесного участка и определении необходимых его размеров для расширения, находящегося в пользовании данных лиц лесного участка.

Кроме того, установление льготного порядка предоставления лесных участков в аренду может привести к нарушению прав других лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и использующих леса в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса (например, в целях заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, охотничьего хозяйства, сельского хозяйства и др.).

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ