МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 октября 2021 г. N Д20и-32279

О ПРОЦЕДУРЕ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА

В соответствии с обращением по вопросу применения положений Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в части внесудебного банкротства граждан сообщаем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Последствия включения сведений о гражданине, подавшем заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве закреплены в статье 223.4 Закона о банкротстве.

В связи с указанным отмечаем, что положения статьей 223.2 - 223.7 Закона о банкротстве о внесудебном банкротстве гражданина не содержат прямого указания на ограничение распоряжения банковскими счетами и вкладами в процедуре внесудебного банкротства.

При этом в том числе в целях гарантии баланса прав и законных интересов согласно пункту 1 статьи 223.5 Закона о банкротстве в случае поступления в течение срока процедуры внесудебного банкротства гражданина в его собственность имущества (в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар) или иного существенного изменения его имущественного положения, позволяющего полностью или в значительной части исполнить свои обязательства перед кредиторами, указанными в списке кредиторов в соответствии с пунктом 4 статьи 223.2 Закона о банкротстве, гражданин обязан в течение пяти рабочих дней уведомить об этом многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Необходимо учитывать, что поставленные вопросы могут быть осложнены спецификой и обстоятельствами, характеризующими ситуацию, сложившуюся в конкретных условиях. Выработка правовой позиции без учета всех имеющих значение факторов, на основании ограниченного объема информации может приводить к формированию ошибочных выводов и введению в заблуждение относительно прав, свобод и законных интересов лиц, являющихся субъектами рассматриваемых отношений.

Одновременно обращаем внимание, что согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено правом давать официальные разъяснения законодательства. Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П, официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. В связи с этим Минэкономразвития России вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении, не являющееся обязательным для применения.

Заместитель директора Департамента
корпоративного регулирования
А.В.ЕРМОШИНА