МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 мая 2019 г. N Д13и-16064

Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России по вопросам, поступившим от уполномоченных банков о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке" (далее - Правила), сообщает следующее.

1. Правилами не ограничено кредитование субъекта малого и среднего предпринимательства (МСП) в форме возобновляемой кредитной линии и ее подвидов, в том числе "траншевой кредитной линии" с учетом ограничений, предусмотренных Правилами, в том числе пунктом 19 Правил.

2. Согласно подпункту "г" пункта 17 на период предоставления уполномоченному банку субсидии кредитный договор (соглашение) не должен предусматривать взимания с заемщика комиссий и сборов, иных платежей, за исключением платы за пользование лимитом кредитной линии (за резервирование кредитной линии), взимаемой за неиспользованный заемщиком остаток лимита кредитной линии, платы за досрочное погашение кредита, а также штрафных санкций в случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора (соглашения). Уполномоченный банк имеет право заключить дополнительное соглашение с заемщиком на исключение запрещенных платежей. При этом включение данного кредитного соглашения в ежемесячную отчетность возможно исключительно после заключения дополнительного соглашения.

3. Пунктом 20 Правил установлены требования к заемщику на день заключения кредитного договора (соглашения). Уполномоченный банк проверяет соответствие заемщика указанным требованиям согласно утвержденным процедурам в уполномоченном банке и несет ответственность за соблюдение данного пункта. При этом Минэкономразвития России имеет право в рамках проверки ежемесячной отчетности запросить дополнительную информацию по соблюдению указанного пункта Правил. При соответствующем запросе от Минэкономразвития России банк обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие заемщика указанным требованиям, согласно утвержденным процедурам в уполномоченном банке.

Также следует отметить, что согласно подпункту "а" пункта 20 Правил поддержка не может оказываться в отношении субъектов МСП:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Финансовая поддержка субъектов МСП, предусмотренная статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Таким образом, при условии наличия данных видов деятельности в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц у заемщика, рекомендуем исключать их из указанной выписки при условии того, что заемщик не осуществляет указанные виды деятельности. В обратном случае указанному субъекту МСП должно быть отказано в предоставлении льготного кредита.

4. Согласно пункту 37 Правил субсидии за последний отчетный месяц предшествующего финансового года предоставляются в очередном финансовом году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минэкономразвития России как получателя средств федерального бюджета.

Таким образом, субсидии по траншам, выданным после 30 ноября текущего финансового года, будут учтены и выплачены в лимите субсидии уполномоченного банка в следующем году.

5. Согласно пункту 52 Правил в случае установления факта нарушения уполномоченным банком целей, условий и (или) порядка предоставления субсидии соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом уполномоченный банк обязан уплатить за каждый день использования средств субсидии с нарушением целей, условий и (или) порядка предоставления субсидии пеню, размер которой составляет одну трехсотую ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы субсидии, использованной с нарушением, которая действует по состоянию на 1-й день использования средств субсидии с нарушением целей, условий и (или) порядка предоставления субсидии. Установление факта нарушения может выявиться в ходе проверок Минэкономразвития России ежемесячных документов на получения субсидии, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также самим уполномоченным банком. После установления соответствующего факта нарушения Минэкономразвития России или уполномоченным банком, Комиссия по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке на очередном заседании принимает соответствующее решение и Минэкономразвития России направляет требование о возврате в федеральный бюджет субсидии.

6. Следует отметить, что согласно изменениям в Правила, утвержденным постановлением от 8 мая 2019 г. N 571, понятие инвестиционного кредита расширено целевым кредитом на строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, кредитование на строительство многоквартирного дома в рамках Правил возможно на инвестиционные цели.

Директор Департамента
инвестиционной политики
и развития предпринимательства
М.Т.АРСЛАНОВА