МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 марта 2011 г. N д06-1781

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу составления отчетов об оценке в форме электронного документа и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 431-ФЗ) отчет об оценке может быть составлен в форме электронного документа.

При этом положениями указанной статьи предусмотрено, что отчет об оценке, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что положения Федерального закона N 135-ФЗ не регламентируют, должен ли отчет об оценке полностью быть составлен в форме электронного документа.

Кроме того, в соответствии с частью седьмой статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

С учетом изложенного, по мнению Департамента, в форме электронного документа может быть составлен как весь отчет об оценке, так и его отдельные части.

При этом независимо от того, в какой форме составлен отчет об оценке, он должен отвечать требованиям, предъявляемым к отчету об оценке в соответствии с Федеральным стандартом оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254.

Одновременно следует отметить, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 марта 2011 г. в третьем чтении принят Федеральный закон "Об электронной подписи".

Кроме того, Минэкономразвития России готовятся поправки Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 126184-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающие, в том числе, использование аналога собственноручной подписи для целей подписания отчетов, составленных в форме электронного документа.

Согласно законодательству Российской Федерации электронную цифровую подпись, а также иной аналог собственноручной подписи может иметь как физическое, так и юридическое лицо.

Таким образом, по мнению Департамента, отчет об оценке, составленный в форме электронного документа, следует подписывать электронными цифровыми подписями или иными аналогами собственноручной подписи, как оценщика или оценщиков, составивших такой отчет, так и юридических лиц, отвечающих требованиям статьи 15.1 Федерального закона N 135-ФЗ.

Заместитель директора
Департамента корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ