МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 1 февраля 2008 г. N Д04-241

О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 21 ИЮЛЯ 2005 Г. N 94-ФЗ

Департамент стратегии социально-экономических реформ рассмотрел обращение о разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

В данном случае уполномоченный орган создает конкурсную (аукционную) комиссию, разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (документацию об аукционе) с учетом заявок заказчиков, опубликовывает извещение о проведении открытых торгов (направляет приглашение принять участие в закрытых торгах), проводит торги, выбирает победителя торгов. Заказчик осуществляет только подписание государственного (муниципального) контракта с победителем, выбранным уполномоченным органом по результатам торгов.

Части 6 - 8 статьи 10 Закона устанавливают возможность заказчиков, уполномоченных органов проводить совместные торги. Порядок проведения совместных торгов регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 631 (в редакции от 5 октября 2007 г. N 647) "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов".

Под совместными торгами понимаются торги в форме конкурса или аукциона, проводимые в случаях, когда потребность в закупке товаров, работ, услуг существует как минимум у двух заказчиков или уполномоченных органов. При этом органами, осуществляющими размещение заказа, могут выступать не только заказчики разных уровней власти (субъекта Российской Федерации, местного самоуправления) в разных сочетаниях, но и уполномоченные органы.

Организатором совместных торгов может быть выбран один из указанных выше заказчиков или уполномоченных органов. Выбор организатора совместных торгов и функции по их организации и проведению, передаваемые ему другими заказчиками, уполномоченными органами, фиксируются в соглашении о проведении совместных торгов.

В соответствии с пунктом 3 Положения принятие решения о заключении соглашения о проведении совместных торгов и соответственно о передаче части функций по их организации организатору совместных торгов или осуществление размещения заказов на закупку товаров, работ, услуг самостоятельно остается в компетенции каждого заказчика, т.е. является добровольным. Обязанность провести совместные торги существует только в одном случае - если речь идет о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для нужд обороны страны и безопасности государства и такая обязанность определена для заказчика специальным решением Правительства Российской Федерации при утверждении государственного оборонного заказа (часть 8 статьи 10 Закона).

Особенностью проведения совместных торгов является необходимость заключения соглашения между всеми заказчиками и уполномоченными органами, в чьих интересах будут проводиться совместные торги. Минимальный перечень сведений, которые должно содержать соглашение, установлен в пункте 5 Положения.

В соответствии с пунктом 6 Положения утверждение состава конкурсной или аукционной комиссии по проведению совместных торгов осуществляется организатором совместных торгов. Комиссия создается из числа представителей заказчиков и уполномоченных органов, которые являются сторонами соглашения по проведению совместных торгов. Количество представителей от каждой стороны определяется пропорционально объему заказа данного заказчика (уполномоченного органа) в общем объеме заказов, которые выставлены на совместные торги, если иное не предусмотрено соглашением.

Разработку и утверждение конкурсной или аукционной документации, внесение в нее изменений и дополнений, а также разъяснение ее положений потенциальным участникам совместных торгов осуществляет организатор совместных торгов в соответствии с условиями и сроками, указанными в соглашении о проведении совместных торгов. При этом до утверждения документации по совместным торгам и ее изменений организатор совместных торгов обязан получить согласование данной документации или ее изменений у всех сторон соглашения о проведении совместных торгов.

Учитывая изложенное, единая процедура размещения государственных заказов для нескольких заказчиков по одноименным товарам (услугам) при условии проведения уполномоченным органом конкурса (аукциона) с разбивкой потребности в одноименных товарах, услугах каждого государственного заказчика по отдельным лотам не является совместными торгами. При проведении совместных торгов потребность в закупке товаров, работ, услуг существует как минимум у двух заказчиков или уполномоченных органов.

Заместитель директора
Департамента стратегии
социально-экономических реформ
А.Т.КАТАМАДЗЕ