МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 марта 2023 г. N 6853-ТИ/Д13и

ОБ УСИЛЕНИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА С СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поручение Правительства Российской Федерации
от 8 февраля 2023 г. N АБ-П13-34пр (раздел II пункт 3)

В соответствии с указанным поручением Правительства Российской Федерации об усилении взаимодействия крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в субъектах Российской Федерации Минэкономразвития России сообщает.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N АБ-13-159пр (п. 4) Минэкономразвития России совместно с членами рабочей группы (в рабочую группу входят представители РСПП, ОПОРЫ РОССИИ, ТПП России, Деловой России) разработаны и утверждены Декларация о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами МСП (далее - Декларация) и Стандарт по реализации положений Декларации (далее - Стандарт).

Декларация является документом, который определяет принципы взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и определяет области, в которых крупный бизнес может оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Положения Декларации формировались на основе лучших российских и международных практик взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и отражают приверженность принципам ответственной и добросовестной корпоративной практики.

Декларация определяет 5 областей взаимодействия крупного и малого бизнеса: доступ на рынки; модернизация производственных и административных процессов; доступ к инфраструктуре; доступ к финансированию; развитие человеческого капитала и компетенций.

Стандарт реализации положений Декларации является неотъемлемой частью Декларации, определяет требования по раскрытию информации о взаимодействии, качественные и количественные элементы раскрытия, оценку раскрываемой информации в рамках областей взаимодействия крупного бизнеса с МСП, а также методы оценки результатов деятельности организаций по применению принципов Декларации.

Присоединение к Декларации является добровольным.

В целях активизации работы по присоединению крупных компаний к Декларации Минэкономразвития России направляет утвержденные тексты Декларации и Стандарта, а также Алгоритм присоединения к Декларации для компаний.

Просим проинформировать заинтересованный крупный бизнес, представленный в регионе, в целях присоединения новых компаний к Декларации.

Т.А.ИЛЮШНИКОВА

Приложение

ПРЕАМБУЛА

Малый и средний бизнес являются важной составляющей экономики и от того, насколько будут эффективными меры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), во многом зависит укрепление и стабильное развитие экономики страны. Развитый сектор малого и среднего бизнеса имеет не только очевидную экономическую, бюджетную и социальную значимость, но способствует повышению уровня социальной ответственности и экономической инициативы в обществе, развитию человеческого капитала.

Крупный бизнес содействует развитию МСП, реализуя программы и мероприятия, обеспечивающие улучшение качества производимой продукции и услуг компаниями сектора малого и среднего предпринимательства, рост производительности труда, повышение качества управления в компаниях, выработку стратегии дальнейшего роста и масштабирования МСП.

В свою очередь, субъекты МСП стремятся к ответственному взаимодействию в цепочке поставок крупного бизнеса, обеспечению качества продукции и услуг в соответствии с требованиями заказчиков.

Декларация о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами МСП является документом, который определяет принципы взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и определяет области, в которых крупный бизнес может оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Положения Декларации сформированы на основе лучших российских и международных практик взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и отражают приверженность принципам ответственной и добросовестной корпоративной практики.

ДЕКЛАРАЦИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КРУПНОГО БИЗНЕСА С СУБЪЕКТАМИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

УЧАСТНИКИ

Участниками Декларации могут являться представители крупного бизнеса, осуществляющие взаимодействие с сектором МСП, в том числе осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, самозанятыми физическими лицами, а также гражданами, планирующими начать собственное дело.

Компании, присоединившиеся к Декларации, руководствуются принципами создания долгосрочной экономической и социальной ценности для всех заинтересованных сторон, справедливого и равного отношения ко всем участникам взаимодействия, деловой этики, информационной открытости и прозрачности в соответствии с Целями устойчивого развития ООН.

При присоединении к Декларации представители крупного бизнеса по мере своих возможностей делятся опытом о реализации положений Декларации с партнерами, контрагентами, дочерними компаниями.

ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1. Доступ на рынки

Представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей стремятся способствовать свободному доступу субъектов МСП на рынки и участию в тендерах и иных конкурсных закупочных процедурах посредством:

реализации прозрачного, открытого и добросовестного закупочного процесса, который соответствует всем требованиям применяемого законодательства;

открытого и своевременного информирования всех заинтересованных сторон о проведении конкурсного закупочного процесса;

справедливого, конкурентного и объективного рассмотрения заявок участников и проведения конкурсной закупочной процедуры;

создания возможностей для участия в конкурсных закупочных процедурах МСП, не аффилированных с компанией и сотрудниками компании;

консультирования субъектов МСП по условиям участия в тендерах;

консультирования субъектов МСП по вопросам встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости, расширения рынков сбыта.

2. Модернизация производственных и административных процессов

Представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей в рамках взаимодействия с субъектами МСП стремятся оказывать им поддержку, способствуя внедрению решений, которые в совокупности приводят к улучшению качества производимой продукции и услуг, повышению эффективности административных процессов, в частности:

содействуя внедрению субъектами МСП технологических решений, направленных на оптимизацию производственных процессов и уменьшения воздействия на окружающую среду;

содействуя внедрению субъектами МСП решений, направленных на повышение эффективности работы систем логистики, работы с кадрами, реализации продукции;

содействуя в осуществлении субъектами МСП трансфера технологий;

содействуя обмену опытом ответственного ведения бизнеса, обучению субъектов МСП и внедрению ими норм и стандартов в этой области, в том числе в сфере экологической и промышленной безопасности, охраны труда, противодействия коррупции;

осуществляя поддержку субъектов МСП при проведении различных исследовательских мероприятий и реализации инициатив в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

выступая в качестве советника по внедрению инноваций у субъектов МСП;

оказывая поддержку субъектов МСП на конкурсной основе в целях внедрения инновационных решений.

3. Доступ к инфраструктуре

Представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей стремятся оказывать всестороннюю поддержку субъектов МСП в части доступа к инфраструктуре, а именно:

оказывая поддержку субъектов МСП, которые являются его контрагентами, в части предоставления возможности использования информационных сервисов и программного обеспечения;

предоставляя субъектам МСП в случае необходимости возможности по продвижению продукции и услуг;

организовывая и проводя тематические региональные и межрегиональные выставки, ярмарки и фестивали, участниками которых могут быть субъекты МСП;

предоставляя доступ к специализированным платформам и вспомогательным сервисам, предоставляющим консультации по организации производственных процессов;

предоставляя доступ к электронным торговым площадкам, обеспечивающим взаимодействие между заказчиками и поставщиками.

4. Доступ к финансированию

Представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей стремятся облегчать доступ субъектов МСП к финансовым инструментам. Компании, банки и финансовые организации могут:

предоставлять в сотрудничестве с финансовыми организациями и самостоятельно специальные условия по различным категориям финансовых продуктов для субъектов МСП, в том числе упрощенную процедуру оформления необходимых для получения финансирования документов;

оказывать консультативную поддержку в организации процесса привлечения финансирования, в организации выпуска и размещения финансовых инструментов, в том числе предоставлять упрощенную процедуру оформления документов, необходимых для привлечения финансирования;

обеспечивать обмен опытом и обучать собственников и руководителей субъектов МСП финансовой грамотности;

предоставлять гранты для развития производства и открытия собственного бизнеса, в том числе по франшизе;

предоставлять гранты, заемные средства на льготных условиях, инвестиции на разработку и внедрение наилучших доступных технологий, способствующих уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, повышению энергоэффективности;

предоставлять гранты, заемные средства на льготных условиях, инвестиции для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства и производящих продукцию и (или) предоставляющих социально значимые услуги, направленные на развитие местных сообществ;

предоставлять авансы для поставщиков продукции;

оказывать содействие в использовании инструментов аккредитива, факторинга, лизинга и страхования.

При этом крупный бизнес стремится не применять в своей деятельности процессы и подходы, направленные на получение дополнительной сверхприбыли от реализуемых программ поддержки МСП.

5. Развитие человеческого капитала и компетенций

Представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей могут оказывать всестороннюю поддержку субъектов МСП в части развития человеческого капитала. Поддержка может выражаться, но не ограничиваться:

проведением обучающих курсов для собственников и руководителей субъектов МСП в области повышения качества менеджмента;

реализацией программ для субъектов МСП в области повышения производительности труда и навыков сотрудников;

реализацией программ по развитию социального предпринимательства, включая обучающие долгосрочные и краткосрочные курсы, консультации, тренинги, программы наставничества, менторства;

экспертным содействием субъектам МСП при прохождении тендеров у компаний - партнеров;

проведением консультаций для субъектов МСП по получению российских и международных образовательных сертификатов;

обеспечением обмена опытом между своими сотрудниками и сотрудниками субъектов МСП посредством проведения обучающих семинаров, стажировок, мастер-классов, тренингов и реализации программ наставничества;

реализацией акселерационных программ по масштабированию бизнеса МСП по технологии франчайзинга;

экспертным содействием субъектам МСП, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, по расширению присутствия и выходу на новые рынки;

взаимодействием с субъектами МСП, осуществляющими деятельность в сфере социального предпринимательства, при реализации корпоративных программ по развитию персонала, организации досуга и заботе о здоровье сотрудников, а также при развитии социальной инфраструктуры в регионах присутствия.

ПРИНЦИПЫ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Представители крупного бизнеса раскрывают информацию о своем взаимодействии с субъектами МСП для продвижения идеи о необходимости содействия таким компаниям.

Раскрытие информации осуществляется ежегодно, в объеме, достаточном для оценки соблюдения положений статей настоящей Декларации и охвата сектора МСП реализуемыми программами и в соответствии с правилами по раскрытию информации крупным бизнесом и политикой о защите конфиденциальных данных.

Информацию по реализации Декларации рекомендуется отражать в ежегодной публичной отчетности компаний, включая отчеты по устойчивому развитию и годовые отчеты.

Представляемая информация размещается в открытом доступе.

По итогам рассмотрения результатов работы компаний по поддержке сектора МСП составляется ежегодный рейтинг.

Оценка результатов работы компаний по взаимодействию с сектором МСП осуществляется в соответствии с принципами, описанными в Стандарте взаимодействия крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства, являющимся неотъемлемой частью настоящей Декларации.

Пользователями рейтинга и информации о реализации положений Декларации могут являться компании, граждане и органы государственной власти Российской Федерации.

ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Декларация не является нормативным правовым актом.

Декларация не может служить основанием для судебных разбирательств.

Положения настоящей Декларации могут пересматриваться по мере необходимости.

Присоединение к Декларации, а также прекращение соблюдения компанией положений Декларации, происходит на добровольной основе путем публичного заявления.

В случае присоединения к Декларации одновременное выполнение положений всех статей не является обязательным условием.

СТАНДАРТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ
ДЕКЛАРАЦИИ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КРУПНОГО БИЗНЕСА С СУБЪЕКТАМИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Настоящий Стандарт является неотъемлемой частью Декларации о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Декларация).

Стандарт содержит рекомендации по применению Декларации для организаций и раскрытию информации о взаимодействии компаний с МСП, качественные и количественные показатели в рамках пяти областей взаимодействия крупного бизнеса с МСП, а также методы оценки результатов деятельности организаций по применению принципов Декларации.

Настоящий Стандарт основывается на нормах законодательства Российской Федерации, лучших российских и международных практиках взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и Целях устойчивого развития ООН.

ТЕРМИНЫ, СОКРАЩЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Заинтересованная сторона - физическое или юридическое лицо или группа лиц, заинтересованные в результатах деятельности компании и причастные к процессу реализации положений Декларации.

Крупный бизнес - предприятия с годовым доходом более 2 млрд руб. и штатом сотрудников более 250 человек.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Цели устойчивого развития ООН - набор из 17 взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН в качестве "плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех", содержащихся в итоговом документе "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года".

Декларация - Декларация о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Компания - субъект крупного бизнеса.

Отчет о результатах деятельности по взаимодействию с МСП (Отчет) - публично раскрываемая компанией информация о взаимодействии с субъектами МСП. Информация может быть представлена в виде самостоятельного отчета или раздела в составе ежегодной публичной отчетности (годовой отчет и/или отчет об устойчивом развитии).

Некоммерческая организация (НКО) - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Раскрытие информации о взаимодействии компании с МСП рекомендуется осуществлять ежегодно, в объеме, достаточном для оценки соблюдения положений статей Декларации.

Информацию по реализации положений настоящего Стандарта рекомендуется отражать в ежегодной публичной отчетности компании. В случае, если компания оказывает поддержку субъектам МСП, каким-либо способом, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, то информацию также рекомендуется отражать в ежегодной отчетности.

Раскрываемая информация размещается в открытом доступе.

При раскрытии информации компаниям рекомендуется обозначить стратегические подходы и целевые ориентиры, принятые в рамках реализации политики компании по взаимодействию с субъектами МСП.

ПРИНЦИПЫ ОТЧЕТНОСТИ

Точность - информация, содержащаяся в Отчете, достаточно точная для того, чтобы заинтересованные стороны смогли оценить деятельность компании в рамках ее взаимодействия с МСП. В Отчете содержатся сведения по тем положениям Декларации, которые реально реализуются компанией.

Полнота и существенность - в Отчете полноценно раскрывается информация обо всех существенных аспектах взаимодействия компании с МСП в рамках отчетного периода.

Сбалансированность - Отчет отражает положительные и отрицательные аспекты взаимодействия компании с МСП.

Достоверность - вся информация, которая собирается и раскрывается в Отчете, достоверна. При необходимости компания имеет возможность подтвердить достоверность данных, предоставив необходимые подтверждающие документы.

Сопоставимость - компания систематично отбирает, собирает и раскрывает информацию. Форма представления информации в Отчете позволяет заинтересованным сторонам проводить анализ изменений в рамках взаимодействия компании с МСП в течение всего периода ее существования. Форма изложения представляет возможность заинтересованным сторонам сопоставлять данные с другими компаниями.

Своевременность - компания предоставляет отчеты в сроки раскрытия ежегодной отчетности компании.

Добровольность - компания самостоятельно принимает решение о раскрытии информации в соответствии с правилами по раскрытию информации крупным бизнесом и политикой о защите конфиденциальных данных.

ПРОЦЕДУРА НЕЗАВИСИМОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В целях обеспечения высокого качества раскрываемой в Отчете информации и соответствия требованиям настоящего Стандарта компания может провести процедуру независимого подтверждения раскрываемой информации.

Независимое подтверждение раскрываемой информации в соответствии с требованиями настоящего Стандарта может проводиться в составе ежегодного аудита нефинансовой отчетности компании или являться отдельной процедурой. Компания самостоятельно выбирает форму подтверждения - аудиторская проверка или общественное (экспертное) заверение.

Для проведения процедуры независимого подтверждения раскрываемой информации компания может привлекать независимую внешнюю организацию, имеющую опыт оценки корпоративной отчетности, программ, проектов и направлений деятельности компании.

ЭЛЕМЕНТЫ ОЦЕНКИ

В Декларации определены пять областей взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП. Каждая из этих областей имеет ряд качественных и количественных элементов оценки, информацию по которым компании рекомендуется публиковать в своем Отчете.

Ключевые нефинансовые показатели эффективности рекомендуется предоставлять в динамике, чтобы обеспечить предоставление достоверной информации о прогрессе и тенденциях в деятельности компании.

1. Доступ на рынки

- Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области закупок, работы с контрагентами, в том числе с субъектами МСП.

- Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области деловой этики, соблюдения правил конкуренции на рынке, в том числе, в отношении субъектов МСП.

- Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области создания цепочек добавленной стоимости.

- Доступность информации о проводимых компаниями закупках, в т.ч. размещение информации о предстоящей закупке на официальном сайте компании в отдельном разделе "Закупки", расположенном на главной странице.

- Количество заявок субъектов МСП на участие в конкурсных закупочных процедурах.

- Доля закупок у МСП.

- Доля закупок, произведенных через электронные торговые площадки, а также, в случае использования, на основании принципов "электронного магазина".

- Доля МСП среди участников электронных торгов.

- Количество публичных мероприятий по взаимодействию с поставщиками, направленных на привлечение субъектов МСП в процесс закупок.

- Внедрение прозрачной процедуры рассмотрения заявок участников и проведения конкурсной закупочной процедуры с обязательной проверкой победителя (МСП) закупки.

2. Модернизация производственных и административных процессов

- Наличие программ по акселерации субъектов МСП, корпоративных акселераторов.

- Количество субъектов МСП, участвующих в программах по акселерации субъектов МСП.

- Количество консультаций для МСП по вопросам получения сертификатов и количество участников данных консультаций.

- Количество консультаций для МСП по вопросам ответственного ведения бизнеса, повышения эффективности работы производственных и административно-управленческих систем и количество участников данных консультаций.

- Количество реализованных цифровых решений для МСП (1С, ЭДО, CRM).

- Поддержка субъектов МСП при проведении различных исследовательских мероприятий и реализации инициатив в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

- Поддержка субъектов МСП по внедрению инновационных решений.

- Количество заключенных договоров с МСП, способствующих минимизации воздействия на окружающую среду при поддержке компании крупного бизнеса.

- Оказание консультационной поддержки клиентам в развитии системы управления климатическими рисками и возможностями.

3. Доступ к инфраструктуре

- Использование электронных торговых площадок для проведения закупок.

- Предоставление субъектам МСП возможности пользоваться информационными сервисами и программным обеспечением.

- Организация и проведение мероприятий (выставки, ярмарки, фестивали), участниками которых становились субъекты МСП.

4. Доступ к финансированию

- Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области взаиморасчетов с контрагентами из числа субъектов МСП.

- Наличие программ по повышению финансовой грамотности.

- Наличие специализированных финансовых продуктов для субъектов МСП (а также в случае возможности предоставления субсидии, гранты, заемные средства на льготных условиях, инвестиции и т.д.).

- Наличие финансовой и другой поддержки субъектов МСП, являющимися социальными предпринимателями.

- Возможность оказания содействия при внедрении наилучших доступных технологий, способствующих уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, повышению энергоэффективности, иные направления, соответствующие Целям устойчивого развития ООН.

- Количество консультаций для МСП по вопросам привлечения финансирования, использования инструментов аккредитива, факторинга, лизинга и страхования и количество участников данных консультаций.

- Наличие и предоставление франшиз субъектам МСП, а также возможность предоставления софинансирования или иных льгот при открытии таких франшиз (материальная и нематериальная поддержка).

- Передача информации о платежной дисциплине МСП при обязательном условии получения/предоставления согласия субъектом МСП на передачу таких данных в соответствии с действующим Законодательством РФ в рамках заключения контрактов с целью дальнейшей интеграции с банковскими системами/государственными платформами для возможности получения финансирования (гарантии/кредиты/субсидии).

5. Развитие человеческого капитала и компетенций

- Наличие образовательных программ в области развития человеческого капитала, которые могут применяться во взаимодействии с субъектами МСП.

- Наличие программ для субъектов МСП, включая краткосрочные курсы, консультации, тренинги, программы наставничества и менторства, по повышению качества менеджмента, управления персоналом, увеличению производительности труда, реализации проектов социального предпринимательства, выходу на новые рынки и иных обучающих программ.

- Количество МСП, воспользовавшихся данными программами.

- Наличие акселерационных программ по масштабированию бизнеса по технологии франчайзинга применительно к субъектам МСП.

- Количество консультаций для МСП по вопросам получения российских и международных образовательных сертификатов, прохождению тендеров у компаний-партнеров и количество участников данных консультаций.

- Количество консультаций, проведенных в целях обмена опытом между сотрудниками компании и сотрудниками субъектов МСП и количество участников данных консультаций.

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Оценка деятельности компаний по взаимодействию с сектором МСП осуществляется по итогам рассмотрения раскрываемой компаниями информации в ежегодном Отчете по взаимодействию с сектором МСП. В рассмотрении раскрываемой компаниями информации могут принимать участие ведущие деловые объединения.

Оценка компании проводится на основе измерения качественных и количественных показателей взаимодействия компании с субъектами МСП, соответствующих элементам раскрытия информации.

Каждый из качественных показателей оценивается на 0 или 1, каждый из количественных - от 0 до 1, в зависимости от степени их выполнения. Каждый показатель имеет собственный вес, отражающий его значимость.

Присвоение оценки от 0 до 1 для абсолютных показателей осуществляется исходя из степени его достижения относительно среднего значения показателя по компаниям, участвующим в оценке.

Итоговая оценка (P) для компании n рассчитывается по формуле:

где:

vi - вес качественного показателя (от 0 до 1);

- оценка соответствия компании качественному показателю эффективности взаимодействия компании с субъектами МСП;

wi - вес количественного показателя (от 0 до 1);

- оценка достижения компанией количественного показателя эффективности взаимодействия компании с субъектами МСП.

Качественные показатели взаимодействия компаний
с субъектами МСП

Область взаимодействия компании с МСП
Показатели
Оценка соответствию требованию (Окач.)
Вес показателя (от о до 1)
Доступ на рынки
Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области закупок, работы с контрагентами, в том числе с субъектами МСП
0/1
v1
Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области деловой этики, соблюдения правил конкуренции на рынке, в том числе в отношении субъектов МСП
0/1
v2
Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области создания цепочек добавленной стоимости
0/1
v3
Наличие информации о предстоящей закупке на официальном сайте компании в отдельном разделе "Закупки", расположенном на главной странице
0/1
v4
Модернизация производственных и административных процессов
Наличие программ по акселерации субъектов МСП, корпоративных акселераторов
0/1
v5
Доступ к инфраструктуре
Наличие возможности использования электронных торговых площадок для проведения закупок
0/1
v6
Наличие возможности использования электронных торговых площадок для проведения закупок с предоставлением льготного доступа к процессу закупок для субъектов МСП, включая раздел закупок "не только для субъектов МСП"
0/1
v7
Наличие возможности для субъектов МСП воспользоваться информационными сервисами и программным обеспечением
0/1
v8
Организация и проведение мероприятий (выставки, ярмарки, фестивали), участниками которых становились субъекты МСП
0/1
v9
Доступ к финансированию
Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области взаиморасчетов с контрагентами
0/1
v10
Наличие программ по повышению финансовой грамотности
0/1
v11
Наличие специализированных финансовых продуктов для субъектов МСП
0/1
v12
Предоставление возвратного финансирования субъектам МСП по специальным условиям, обеспеченным компанией в сотрудничестве с финансовыми организациями, либо самостоятельно (за исключением социальных предприятий)
0/1
v13
Предоставление безвозвратного финансирования субъектам МСП по специальным условиям, обеспеченным компанией в сотрудничестве с финансовыми организациями, либо самостоятельно (за исключением социальных предприятий)
0/1
v14
Развитие человеческого капитала
Наличие акселерационных программ по масштабированию бизнеса по технологии франчайзинга применительно к субъектам МСП
0/1
v15
Наличие программ для субъектов МСП, включая краткосрочные курсы, консультации, тренинги, программы наставничества и менторства, по повышению качества менеджмента, управления персоналом, увеличению производительности труда, реализации проектов социального предпринимательства, выходу на новые рынки
0/1
v16

Количественные показатели взаимодействия компаний
с субъектами МСП

Область взаимодействия компании с субъектами МСП
Показатели
Оценка (Околич.)
Вес показателя (от о до 1)
1
0,5
0
Доступ на рынки
Доля субъектов МСП, победивших в закупочной процедуре, от общего числа поступивших заявок субъектов МСП
> среднего
среднее
< среднего
w1
Количество публичных мероприятий по взаимодействию с поставщиками, направленных на привлечение субъектов МСП в процесс закупок
> среднего
среднее
< среднего
w2
Доля закупок у субъектов МСП:
w3
от общего объема закупок компании за отчетный календарный год
> 25%
20 - 25%
< 20%
ежегодный прирост от общего объема закупок у МСП
> 5%
3 - 5%
< 3%
Доля закупок, произведенных через электронные торговые площадки:
w4
от общего числа закупок компании за отчетный календарный год
> 25%
20 - 25%
< 20%
ежегодный прирост от общего объема закупок у МСП
> 5%
3 - 5%
< 3%
Доля субъектов МСП среди участников электронных торгов:
w5
от общего объема закупок компании за отчетный календарный год
> 25%
20 - 25%
< 20%
ежегодный прирост от общего объема закупок у МСП
> 5%
3 - 5%
< 3%
Модернизация производственных и административных процессов
Количество субъектов МСП, участвующих в программах по акселерации субъектов МСП
> среднего
среднее
< среднего
w6
Количество консультаций для субъектов МСП по вопросам получения сертификатов
> среднего
среднее
< среднего
w7
Количество субъектов МСП, получивших консультации по вопросам получения сертификатов
> среднего
среднее
< среднего
w8
Количество консультаций для МСП по вопросам ответственного ведения бизнеса, повышения эффективности работы производственных и административно-управленческих систем
> среднего
среднее
< среднего
w9
Количество субъектов МСП, получивших консультации по вопросам ответственного ведения бизнеса, повышения эффективности работы производственных и административно-управленческих систем
> среднего
среднее
< среднего
w10
Количество МСП, внедривших при поддержке компании технологические решения, направленные на оптимизацию производственных процессов и уменьшение воздействия на окружающую среду
> среднего
среднее
< среднего
w11
Количество субъектов МСП, получивших поддержку компании по внедрению инновационных решений
> среднего
среднее
< среднего
w12
Количество реализованных цифровых решений для МСП (1С, ЭДО, CRM)
> среднего
среднее
< среднего
w13
Количество субъектов МСП, получивших поддержку компании при проведении различных исследовательских мероприятий и реализации инициатив в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
> среднего
среднее
< среднего
w14
Количество заключенных договоров с МСП, способствующих минимизации воздействия на окружающую среду при поддержке компании крупного бизнеса
> среднего
среднее
< среднего
w15
Оказание консультационной поддержки клиентам в развитии системы управления климатическими рисками и возможностями
> среднего
среднее
< среднего
w16
Доступ к инфраструктуре
Количество субъектов МСП, получивших при поддержке компании доступ к продвижению продукции и услуг
> среднего
среднее
< среднего
w17
Доля субъектов МСП, принявших участие в тематических региональных и межрегиональных выставках, ярмарках и фестивалях, организованных компанией, от общего числа участников данных мероприятий
> среднего
среднее
< среднего
w18
Доля субъектов МСП, получивших доступ к специализированным платформам и вспомогательным сервисам компании, предоставляющим консультации по организации производственных процессов от общего числа субъектов, получивших такой доступ
> среднего
среднее
< среднего
w19
Доступ к финансированию
Доля субъектов МСП, получивших консультативную поддержку компании в организации процесса привлечения финансирования, в организации выпуска и размещения финансовых инструментов от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки
> среднего
среднее
< среднего
w20
Доля субъектов МСП, собственники и руководители которых, при поддержке компании прошли обучение финансовой грамотности от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки
> среднего
среднее
< среднего
w21
Доля субъектов МСП, получивших гранты на разработку и внедрение наилучших доступных технологий, способствующих уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и повышению энергоэффективности от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки
> среднего
среднее
< среднего
w22
Доля субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства и производящих продукцию и (или) предоставляющих социально значимые услуги, направленные на развитие местных сообществ, получивших при поддержке компании гранты, поручительства, заемные средства на льготных условиях от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки
> среднего
среднее
< среднего
w23
Доля субъектов МСП, заключивших договоры франчайзинга от общего количества заключенных договоров франчайзинга
> среднего
среднее
< среднего
w24
Доля субъектов МСП - поставщиков продукции, получивших авансирование больше 30% от цены контракта от общего числа поставщиков субъектов МСП
> 30%
20 - 30%
< 20%
w25
Развитие человеческого капитала
Доля субъектов МСП, принявших участие в программах компании (включая краткосрочные курсы, консультации, тренинги, программы наставничества и менторства), по повышению качества менеджмента, управления персоналом, увеличению производительности труда, реализации проектов социального предпринимательства, выходу на новые рынки, от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки
> среднего
среднее
< среднего
w26
Доля субъектов МСП, получивших консультации компании по вопросам получения российских и международных образовательных сертификатов, прохождению тендеров у компаний-партнеров от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки
> среднего
среднее
< среднего
w27
Количество мероприятий, проведенных компанией, в целях обмена опытом между сотрудниками компании и сотрудниками субъектов МСП
> среднего
среднее
< среднего
w28
Доля субъектов МСП, сотрудники которых приняли участие в обучающих семинарах, стажировках, мастер-классах, тренингах и реализации программ наставничества при поддержке компании от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки
> среднего
среднее
< среднего
w29

Алгоритм присоединения к Декларации взаимодействия крупного
бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства

Декларация взаимодействия крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Декларация) разработана Минэкономразвития России и утверждена Российским союзом промышленников и предпринимателей, общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

Текст Декларации размещен на официальном сайте Минэкономразвития России, а также сайтах деловых ассоциаций, одобривших Декларацию.

Порядок действий для присоединения к Декларации:

1. Основанием присоединения к Декларации является письмо за подписью руководителя компании с подтверждением намерения присоединиться и указанием данных лица, ответственного в компании за данную работу (ФИО, должность, номер телефона и адрес электронной почты) в адрес деловой ассоциации, членом которой является компания.

2. Деловые ассоциации, одобрившие Декларацию, ежемесячно направляют в Минэкономразвития России и общероссийскую общественную организацию "ОПОРА РОССИИ" сведения о компаниях - членах деловых ассоциаций, присоединившихся к Декларации.

3. Компании, не являющиеся членами деловых ассоциаций, но желающие присоединиться к Декларации, направляют письмо в Минэкономразвития России и общероссийскую общественную организацию "ОПОРА РОССИИ".

4. Общероссийская общественная организация "ОПОРА РОССИИ" ведет единый реестр компаний, присоединившихся к Декларации. Реестр публикуется на сайте общероссийской общественной организации "ОПОРА РОССИИ" и обновляется ежемесячно.