МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 декабря 2016 г. N 38314-ОФ/Д01и

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

Во исполнение пункта 11 Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 - 2020 годы, утвержденного поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 23 мая 2016 г. N 3468п-П44, Минэкономразвития России направляет методические материалы по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях добровольческих центров (далее - методические материалы).

О.В.ФОМИЧЕВ

Приложение N 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

1. Общие положения

Настоящие методические материалы разработаны в соответствии с Комплексом мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 - 2020 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации от 23 мая 2016 года N З468п-П44.

Методические материалы разработаны в целях содействия субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в формировании инфраструктуры поддержки добровольчества.

2. Определение добровольческого центра

Добровольческий центр - специализированная организация, способствующая развитию добровольчества, оказывающая гражданам и организациям полный комплекс услуг по консультационной, ресурсной, организационной, информационной и методической поддержке в сфере социального добровольчества, управления добровольческими ресурсами с целью создания наиболее благоприятных условий для осуществления добровольческой деятельности и повышения эффективности деятельности организаций, использующих труд добровольцев.

Добровольческий центр может осуществлять свою деятельность как самостоятельный элемент инфраструктуры поддержки добровольческих организаций, организаций и инициативных групп, привлекающих к своей деятельности добровольцев, или как часть инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), действующей на определенной территории.

Цель деятельности добровольческого центра: развитие, поддержка и продвижение добровольческих инициатив, объединение добровольческих ресурсов для решения социальных проблем на той территории, где он действует (на местном, региональном или федеральном уровне), обеспечение благоприятных условий для участия граждан и организаций в добровольческой деятельности.

К числу основных направлений деятельности добровольческого центра относятся:

- популяризация и продвижение ценностей добровольчества и создание благоприятных условий для осуществления добровольческой деятельности;

- информирование о потребностях в добровольческой деятельности и вовлечение людей в добровольческую деятельность;

- содействие организациям в формировании навыков эффективного управления добровольческими ресурсами;

- реализация инициатив, направленных на мобилизацию добровольческих усилий для решения местных проблем;

- развитие взаимодействия и партнерства в интересах расширения добровольческой деятельности.

3. Задачи добровольческого центра

В число основных задач добровольческого центра относятся:

- формирование условий для эффективного использования потенциала добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса, а также в деятельности государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций;

- проведение исследований, обобщение информации, распространение опыта и технологий в области добровольчества;

- освещение добровольческой деятельности в средствах массовой информации;

- внедрение в практику социально ориентированных организаций эффективных форм вовлечения граждан в добровольческую деятельность и методов организации добровольческого труда;

- информирование, просвещение, вовлечение, поддержка и стимулирование населения к участию в добровольческой деятельности;

- содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности добровольческих организаций, поддержка добровольчества среди молодежи;

- содействие расширению спектра добровольческих услуг в СОНКО, в государственных и муниципальных учреждениях социальной сферы;

- содействие развитию корпоративных программ по развитию добровольчества и предоставлению услуг "про-боно" в рамках программ корпоративной социальной ответственности;

- информационное, организационное, методическое обеспечение деятельности добровольческих организаций;

- выявление и распространение лучших практик добровольчества;

- развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольческой деятельности;

- содействие созданию и функционированию структур поддержки добровольчества на различных уровнях, а также в профильных организациях социальной сферы;

- повышение квалификации, обучение и подготовка новых кадров в области управления добровольцами;

- разработка предложений органам власти и местного самоуправления в целях совершенствования политики в области поддержки добровольчества;

- аккумуляция средств и ресурсов для поддержки добровольческой деятельности, содействие расширению финансовой и материально-технической базы для развития системы поддержки добровольческих инициатив.

4. Функции добровольческого центра

Добровольческие центры осуществляют функции:

- координации добровольческих усилий, развития добровольческих услуг;

- обучения методам эффективного управления добровольческими ресурсами;

- реализации добровольческих программ в организациях любых организационно-правовых форм (НКО, образовательных и социальных учреждений, коммерческих организаций и иных организаций);

- содействия организациям, независимо от организационно-правовых форм, в привлечении дополнительных общественных ресурсов для их деятельности, направленной на решение общезначимых социальных задач;

- оказания информационной, консультационной, методической поддержки добровольческим объединениям, создания информационно-методической базы, включающей методики и технологии организации и проведения добровольческих мероприятий и осуществления добровольческой деятельности;

- развития взаимодействия между добровольческими организациями и органами исполнительной власти, местного самоуправления, бизнесом, государственными и муниципальными учреждениями и НКО;

- сбора и анализа информации о добровольческих мероприятиях, актуальных потребностях в добровольческой деятельности;

- формирования предложений для добровольцев: информирования граждан о потребностях общества в добровольческой деятельности и подбора для потенциальных добровольцев организаций, которые нуждаются в помощи добровольцев;

- набора добровольцев для решения социальных проблем;

- проведения исследований и аналитических работ по мониторингу и оценке эффективности и поддержке добровольческой деятельности;

- популяризации добровольческой деятельности, идей и ценностей добровольчества;

- формирования условий для развития добровольческой деятельности;

- участия в реализации межмуниципальных, региональных и межрегиональных добровольческих проектах, программах, мероприятиях;

- формирования этических кодексов и стандартов.

5. Получатели услуг добровольческого центра

Основными получателями услуг добровольческого центра являются добровольческие объединения и организации, привлекающие к своей деятельности добровольцев, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, коммерческие организации, органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, решающие свои задачи в том числе с помощью привлечения труда добровольцев.

Косвенными получателями услуг добровольческого центра являются граждане, проживающие на территории деятельности добровольческого центра, средства массовой информации, а также учебные заведения и коммерческие компании, реализующие добровольческие программы и реализующие политику социально ответственного предпринимательства (программы корпоративной социальной ответственности).

6. Услуги добровольческого центра

Добровольческий центр может оказывать следующие услуги:

- консультационные услуги по вопросам деятельности добровольческих объединений, созданию рабочих мест для добровольцев, реализации добровольческих программ, в том числе в рамках программ корпоративной социальной ответственности;

- предоставление добровольческим объединениям помещений для проведения мероприятий, организационной и технической поддержки;

- оказание информационной и методической помощи организациям, которые привлекают к своей деятельности добровольцев, содействие освещению мероприятий добровольческих организаций в СМИ и социальных сетях;

- ведение электронных баз данных, учет потребности в добровольческой помощи;

- подбор для потенциальных добровольцев организаций, которые нуждаются в помощи;

- проведение оценки эффективности работы с добровольцами в организации;

- обучение и повышение квалификации специалистов государственных (муниципальных) учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, НКО, учебных заведений и коммерческих компаний по вопросам управления добровольческими программами и проектами, работы с добровольцами и организации добровольческой деятельности.

7. Организационно-правовая форма добровольческого центра

Добровольческий центр может быть создан в разных организационно-правовых формах, в том числе:

- на базе некоммерческих негосударственных организаций, в том числе общественных объединений, благотворительных организаций;

- в форме государственного (муниципального) бюджетного (казенного, автономного) учреждения;

- в качестве структурного подразделения государственного (муниципального) бюджетного (казенного) учреждения.

Добровольческий центр на базе государственного (муниципального) учреждения или его структурного подразделения создается на основании распоряжения структурного подразделения органа государственной власти (местного самоуправления) и финансируется из соответствующего бюджета. Данные центры осуществляют деятельность строго в соответствии с планами работ и заданиями вышестоящего органа власти.

Добровольческие центры на базе некоммерческих организаций создаются по договоренности с органами управления некоммерческой организации и финансируются посредством выделения субсидий на осуществление функций добровольческого центра. Добровольческие центры на основе некоммерческих организаций могут привлекать различные бюджетные и внебюджетные источники финансирования (гранты, добровольные пожертвования), выполнять услуги для государственных и муниципальных нужд в рамках законодательства о контрактной системе, оказывать иные платные услуги, если это разрешено уставом. Организация осуществляет деятельность в качестве добровольческого центра на основании соглашения о выделении субсидии на выполнение функций добровольческого центра. Помимо этого организации вправе осуществлять иную деятельность, проекты и программы в рамках направлений деятельности, которые определены уставом организации.

При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы добровольческого центра следует учитывать, что на одной территории одновременно могут функционировать разные добровольческие центры, в том числе негосударственные, государственные и муниципальные.

Также совокупность функций добровольческого центра может выполнять ресурсный центр поддержки СО НКО, как часть своей деятельности, либо через создание соответствующего структурного подразделения.

8. Формы поддержки добровольческого центра органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
и местного самоуправления

Финансирование добровольческих центров может осуществляться в различных формах, предусмотренных законодательством. Добровольческие центры, зарегистрированные в форме некоммерческой организации, могут получать субсидии в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ, в том числе на конкурсной основе. Финансирование на осуществление функций добровольческого центра может предоставляться нескольким организациям. Выделение субсидий на осуществление функций добровольческого центра может осуществляться с использованием механизма квалификационного отбора организаций, которые обладают необходимыми характеристиками для выполнения данных функций. Финансовая поддержка добровольческих центров осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ поддержки СОНКО и иных профильных программ структурных подразделений органов государственной власти и местного самоуправления, в чьи полномочия входит поддержка добровольчества и благотворительности, работы с молодежью, развитие социальной сферы и решение социальных проблем.

Рекомендуется осуществлять поддержку текущей деятельности добровольческих центров, которая включает расходы на администрирование, содержание помещений, материально-техническое обеспечение, повышение квалификации персонала и т.п., а также финансирование собственно программ поддержки добровольческих объединений и добровольческой деятельности.

Финансирование с использованием механизма субсидий на конкурсной основе является предпочтительной формой, поскольку позволяет обеспечить весь объем потребностей по обеспечению деятельности добровольческого центра и организовать отбор организаций с учетом квалификации и иных качественных характеристик заявителей.

Добровольческие центры могут получать финансирование на оказание услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в рамках законодательства о контрактной системе.

Финансирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений и их структурных подразделений может осуществляться в рамках выполнения государственного (муниципального) задания.

Для обеспечения устойчивости деятельности добровольческого центра рекомендуется использовать возможности привлечения дополнительного внебюджетного финансирования. Так, крупные компании и корпорации могут включать мероприятия по поддержке добровольческих центров в программы корпоративной социальной ответственности. Для осуществления деятельности добровольческих центров могут привлекаться пожертвования граждан, организаций и других источников, не противоречащих российскому законодательству.

При наличии на соответствующей территории организаций, имеющих устойчивый опыт поддержки добровольческих инициатив и штат сотрудников, обладающих необходимой квалификацией - совокупность функций и услуг по сопровождению деятельности добровольческих организаций может быть распределена среди разных НКО.

Например, к числу таких функций и услуг по инфраструктурной поддержке добровольческой деятельности могут относиться:

- создание и ведение электронной базы потребностей в добровольческих услугах в СОНКО, учреждениях и организациях социальной сферы;

- создание и поддержка региональных (муниципальных) информационных ресурсов, посвященных развитию добровольчества;

- организация семинаров и практикумов для руководителей и специалистов добровольческих служб, руководителей проектов НКО по добровольческой деятельности, представителей социальных и образовательных учреждений, проведение иных мероприятий, направленных на обмен опытом и знаниями в сфере развития добровольчества и др.

9. Меры содействия развитию добровольческой деятельности на региональном и муниципальном уровне

1. Для стимулирования и развития добровольческой деятельности в субъектах Российской Федерации необходимо предусмотреть соответствующие меры поддержки в региональном законодательстве, в том числе:

- создание постоянно действующих общественных совещательных и консультативных органов при органах исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации в целях поддержки всех видов благотворительной и добровольческой деятельности и осуществления взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников благотворительной деятельности;

- возможность предоставления на безвозмездной основе помещений для осуществления деятельности добровольческого центра и добровольческих объединений;

- предоставление преференций гражданам, осуществляющим добровольческую деятельность на территории субъекта, в том числе предоставление на безвозмездной основе услуг, связанных с поддержанием и укреплением здоровья, удовлетворением культурных потребностей, и закрепление их в нормативно-правовом акте, регулирующем развитие благотворительной и добровольческой деятельности в субъекте Российской Федерации и нормы предоставления гражданам данных услуг (внесение соответствующих изменений и дополнений в региональные отраслевые Положения о физкультурно-оздоровительном комплексе, Положения об организации театральной и гастрольно-концертной деятельности и т.д. или иные НПА аналогичного регулирования).

Наличие таких специализированных нормативно-правовых актов необходимо включить в список показателей развития добровольчества.

2. Содействие развитию благотворительности и добровольчества должно быть включено в список приоритетных направлений деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и закреплено в нормативно-правовом акте (муниципальном правовом акте), регламентирующем порядок предоставления субсидий на оказание государственной (муниципальной) поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям из региональных (муниципальных) бюджетов, а также из средств федерального бюджета, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации на соответствующие цели.

3. Совершенствование системы информирования населения о развитии благотворительной и добровольческой деятельности в субъекте Российской Федерации, предоставление доступа к достоверной информации, в т.ч.:

- об истории и традициях, современных направлениях и технологиях благотворительности и добровольчества;

- об успешном российском и зарубежном опыте участия населения в благотворительных и добровольческих процессах, способствующих решению конкретных социальных проблем, снижению социальной напряженности, формированию здорового общественного климата в регионе;

- обо всех значимых благотворительных и добровольческих инициативах, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации и в отдельных муниципальных образованиях, и возможности участия населения в них.

Упомянутые выше мероприятия могут проводиться общественным советом по благотворительности, экспертными организациями, ресурсными центрами СО НКО, иными СО НКО, в т.ч. с предоставлением финансового обеспечения работ через механизмы предоставления субсидий и размещение заказа на выполнение работ (оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд. Также данные темы могут стать основой отдельной номинации в конкурсном отборе проектов СО НКО на предоставление субсидии в рамках регионального (муниципального) конкурса проектов СО НКО.

10. Приоритеты в деятельности добровольческих центров

При определении приоритетных направлений деятельности добровольческих центров рекомендуется учитывать актуальные задачи социально экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется поддерживать мероприятия, направленные на формирование культуры взаимодействия в субъекте Российской Федерации (муниципалитете), такие как проведение форумов, ярмарок, тематических мероприятий. Рекомендуется поддерживать и развивать уже существующие и эффективно работающие элементы инфраструктуры поддержки добровольческих организаций, в том числе возможно формирование партнерских сетевых объединений существующих добровольческих организаций.

Необходимо предусматривать меры стимулирования и поддержки осуществления сотрудниками и руководителями компаний добровольческой деятельности в виде оказания высококвалифицированной профессиональной помощи "про-боно" нуждающимся и организациям, осуществляющим благотворительную и добровольческую деятельность и деятельность, способствующую развитию добровольчества. Данные меры стимулирования могут быть реализованы через организацию конкурсов общественного признания и учреждение региональных наград и званий за заслуги в сфере развития благотворительности и добровольчества, проведение профессиональных конкурсов для сотрудников и коллективов СМИ в области освещения реализации корпоративных программ "про-боно" и программ поддержки добровольчества.

Рекомендуется принимать специальные меры по формированию благоприятной среды для деятельности добровольцев в учреждениях социальной сферы, в том числе предлагается рассмотреть возможность следующих мер:

- создание института кураторов добровольческой деятельности на базе учреждений социального обслуживания, учреждений здравоохранения и др.;

- содействие разработке методических рекомендаций и практических советов для персонала и руководителей учреждений социальной сферы по обеспечению продуктивного взаимодействия с добровольцами и благотворителями; содействие в разработке практических рекомендаций для добровольцев по правилам взаимодействия с персоналом и клиентами, требованиям к допуску, посещению и нахождению "третьих лиц" на территории учреждений социальной сферы и т.п.;

- поддержка, методическая и информационная, для сотрудников и добровольцев СО НКО, работающих в составах попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной сферы;

- организация совместных отраслевых и межведомственных заседаний попечительских советов при учреждениях, общественных советов при органах управления социальной сферы на региональном и муниципальном уровне, профессиональных ассоциаций специалистов социальной сферы, руководителей учреждений, Общественных палат для рассмотрения актуальных проблем и перспектив добровольческой и благотворительной деятельности в отношении и на территории учреждений здравоохранения;

- распространение среди сотрудников государственных и муниципальных учреждений информации о лучших практиках и конкретных результатах добровольческой и благотворительной деятельности для обеспечения качества деятельности учреждений и защиты интересов их клиентов и посетителей и др.

11. Оценка деятельности добровольческого центра

При оценке результативности деятельности добровольческого центра могут быть использованы следующие показатели:

- динамика объемов услуг, предоставленных добровольческим объединениям и организациям, которые привлекают добровольцев к своей деятельности;

- количество привлеченных добровольцев, увеличение числа граждан, участвующих в добровольческой деятельности;

- объем внебюджетных средств, привлеченных для осуществления деятельности;

- наличие информационных ресурсов, посвященных развитию добровольчества, количество тематических публикаций на Интернет-ресурсах и охват пользователей;

- рост числа коммерческих организаций и крупных корпораций, реализующих программы "про-боно";

- увеличение числа государственных и муниципальных учреждений, которые привлекают и задействуют добровольцев в своей деятельности.