МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 октября 2017 г. N 28837-АТ/Д22и

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минэкономразвития России рассмотрело обращение руководителей саморегулируемых организаций оценщиков по вопросам, связанным с организацией и проведением квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, направленное письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 73/1-1257-17, и направляет соответствующую информацию.

А.М.ТАЛЫБОВ

Приложение

О ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИОННОГО
ЭКЗАМЕНА В ОБЛАСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приказ Минэкономразвития России от 29 мая 2017 г. N 257 "Об утверждении Порядка формирования перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, Порядка проведения и сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, в том числе порядка участия претендента в квалификационном экзамене в области оценочной деятельности, порядка определения результатов квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, порядка подачи и рассмотрения апелляций, предельного размера платы, взимаемой с претендента за прием квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, типов, форм квалификационных аттестатов в области оценочной деятельности, Порядка выдачи и аннулирования квалификационного аттестата в области оценочной деятельности" (далее - приказ N 257) утвержден в целях реализации норм статей 21.1, 21.2 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Проект указанного приказа прошел процедуру публичного обсуждения, предусмотренную Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318. Также на указанный проект приказа имеется положительное заключение об оценке регулирующего воздействия (от 15 мая 2017 г. N 673-СШ/Д26вн). Приказ N 257 зарегистрирован в Минюсте России 11 июля 2017 г., регистрационный N 47374.

В отношении вопросов, указанных в обращении, направляется следующая информация.

При этом отмечаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному толкованию нормативных правовых актов и даче соответствующих разъяснений. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное разъяснение или толкование положений нормативного правового акта должно приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для таких актов.

Таким образом, в рамках ответа на Ваше обращение представляется возможным только высказать мнение, которое не является обязательным для правоприменителя.

По первому вопросу обращения.

Положения статьи 21.1 Закона об оценочной деятельности предусматривают, что уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, утверждается порядок формирования перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности (далее соответственно - Перечень, квалификационный экзамен). Порядок формирования Перечня утвержден приказом N 257.

При этом Законом об оценочной деятельности не предусмотрено утверждение и согласование непосредственно самого Перечня. В связи с этим у Минэкономразвития России отсутствуют полномочия по утверждению порядка, устанавливающего процедуру утверждения и согласования Перечня.

По второму вопросу обращения.

Положениями приложения N 1 к приказу N 257 установлено, что вопросы Перечня подлежат раскрытию только в ходе квалификационного экзамена путем их включения в индивидуальное задание. При этом уполномоченный орган (организация) обеспечивает осуществление необходимых организационных и технических мер для защиты Перечня от неправомерного или случайного доступа к нему, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

В целях подготовки претендентов к сдаче квалификационного экзамена приказом N 257 предусмотрено, что уполномоченный орган (организация) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию, содержащую темы вопросов, включенных в Перечень, а также перечень нормативных правовых актов и иных источников информации (например, учебные пособия), рекомендуемых для подготовки к сдаче квалификационного экзамена, примеры индивидуальных заданий.

Законодательством Российской Федерации квалификационные экзамены предусмотрены и в иных сферах деятельности. Такие экзамены, в частности, обязаны сдавать аудиторы, нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие. При этом публикация полного перечня тестовых экзаменационных вопросов не предусмотрена ни в одной из перечисленных сфер деятельности.

По третьему вопросу обращения.

В настоящее время осуществляется сбор предварительных заявок на сдачу квалификационного экзамена в субъектах Российской Федерации. По итогам анализа полученной информации будет составлен график сдачи квалификационных экзаменов в субъектах Российской Федерации и размещен на официальном сайте Федерального бюджетного учреждения "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" (ФБУ "ФРЦ") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

По четвертому вопросу обращения.

Приказом Минэкономразвития России от 19 мая 2017 г. N 240 "О передаче Федеральному бюджетному учреждению "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" полномочий органа, уполномоченного на проведение квалификационного экзамена в области оценочной деятельности" подведомственной Минэкономразвития России организации - ФБУ "ФРЦ" переданы полномочия по проведению квалификационного экзамена. В связи с этим приказом Минэкономразвития России от 2 августа 2017 г. N 397 "О внесении изменений в Устав федерального бюджетного учреждения "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 31 мая 2011 г. N 258" в Устав ФБУ "ФРЦ" были внесены соответствующие изменения (запись о государственной регистрации изменений в Устав ФБУ "ФРЦ" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 16 августа 2017 г.).

Положения статьи 21.1 Закона об оценочной деятельности предусматривают взимание платы с претендента за прием квалификационного экзамена. Таким образом, взимание указанной платы осуществляется ФБУ "ФРЦ" в рамках реализации переданных ему полномочий по проведению квалификационного экзамена.

По пятому вопросу обращения.

Порядком проведения и сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, в том числе порядком участия претендента в квалификационном экзамене в области оценочной деятельности, порядком определения результатов квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, порядком подачи и рассмотрения апелляций, утвержденным приказом N 257 (далее - Порядок), установлены сроки, в течение которых уполномоченный орган (организация) рассматривает регистрационные анкеты претендентов на сдачу квалификационного экзамена, заполненные в электронной форме на официальном сайте (далее - регистрационная анкета) и осуществляет регистрацию (или отказ в регистрации) претендента, направляет претенденту уведомление о регистрации (или отказе в регистрации) и приглашение с информацией о дате, времени и месте проведения квалификационного экзамена.

Таким образом, приказом N 257 установлен порядок, в соответствии с которым осуществляется формирование графика проведения экзамена квалификационного экзамена, внесение претендентов в базу данных, обеспечение участия претендента в квалификационном экзамене, путем установления сроков регистрации претендента на участие в квалификационном экзамене и определения для него даты проведения квалификационного экзамена, а также направления претенденту соответственно уведомления о его регистрации и приглашения на квалификационный экзамен.

В целях соблюдения требования статьи 21.1 Закона об оценочной деятельности, устанавливающего, что к квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование и (или) профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности, уполномоченный орган (организация) осуществляет проверку данных предоставляемых претендентом в регистрационной анкете, и выносит решение о регистрации или отказе в регистрации претендента. По итогам принятого решения уполномоченный орган (организация) в установленный Порядком срок направляет уведомление о регистрации или отказе в регистрации претендента на адрес электронной почты, который указан претендентом при заполнении регистрационной анкеты.

В связи с этим претенденту обеспечивается участие в квалификационном экзамене только после его проверки на соответствие требованиям указанной статьи Закона об оценочной деятельности и принятия уполномоченным органом (организацией) решения в отношении этого претендента о регистрации на сдачу квалификационного экзамена, а не после заполнения им регистрационной анкеты.

Порядком не предусмотрено размещение на официальном сайте информации о количестве заполненных регистрационных анкет и о зарегистрированных претендентах на сдачу квалификационного экзамена.

По шестому и восьмому вопросам обращения.

Порядком установлен закрытый перечень сведений, которые указываются претендентом при заполнении регистрационной анкеты.

В их число входят следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

число, месяц, год и место рождения;

адрес места жительства;

направление оценочной деятельности, по которому претендент будет сдавать квалификационный экзамен;

сведения о наличии высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности (наименование учебного заведения, номер диплома, дата выдачи, специальность и (или) специализация, и (или) направление по диплому);

адрес электронной почты, по которому направляется уведомление о регистрации или отказе в регистрации претендента, контактный телефон;

номер ранее выданного квалификационного аттестата, дата и номер протокола проведения квалификационного экзамена, на основании которого выдав квалификационный аттестат (в случае, если ранее претенденту выдавался квалификационный аттестат).

Иные сведения, указанные в регистрационной анкете, являются необязательными для заполнения.

По седьмому вопросу обращения.

Порядком установлено, что если претендент принимает решение о сдаче квалификационного экзамена по нескольким направлениям оценочной деятельности, то регистрационная анкета заполняется претендентом по каждому направлению оценочной деятельности.

По девятому вопросу обращения.

Порядком установлено, что в случае отсутствия возможности у уполномоченного органа (организации) использования программного обеспечения для проведения квалификационного экзамена квалификационный экзамен может проводиться на бумажном носителе.

При этом отмечаем, что сведения о членстве в саморегулируемой организации оценщиков являются необязательными для заполнения, предоставляемые претендентам индивидуальные задания являются обезличенными, при входе в пункт приема квалификационного экзамена претенденты занимают места в произвольном порядке, а в период проведения квалификационного экзамена осуществляется видеонаблюдение, запись которого прилагается к протоколу проведения квалификационного экзамена.

По десятому вопросу обращения.

Порядком установлено, что для целей проведения квалификационного экзамена претенденту предоставляется в том числе доступ к техническим средствам, позволяющим осуществлять расчеты на месте сдачи квалификационного экзамена.

Финансовый калькулятор, предоставляемый претенденту во время проведения квалификационного экзамена, относится к техническим средствам, позволяющим, осуществлять расчеты на месте сдачи квалификационного экзамена.

При этом профессиональным стандартом "Специалист в оценочной деятельности", утвержденным приказом Минтруда России от 4 августа 2015 г. N 539н (далее - профессиональный стандарт), установлены необходимые умения, которыми должен обладать специалист в области оценочной деятельности. К числу таких умений отнесено умение использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, а также средства связи.

Таким образом, предоставление претендентам на квалификационном экзамене для осуществления необходимых расчетов финансового калькулятора, который относится к вычислительной и иной вспомогательной технике, не противоречит положениям профессионального стандарта и не может в связи с этим привести к нарушению прав претендента.

По одиннадцатому вопросу обращения.

В целях реализации норм статьи 21.1 Закона об оценочной деятельности приказом N 257 установлен порядок подачи и рассмотрения апелляций, являющийся структурной составляющей Порядка (далее - Порядок подачи и рассмотрения апелляций).

Порядком подачи и рассмотрения апелляций установлено, что для рассмотрения апелляций уполномоченный орган (организация) формирует апелляционную комиссию, в состав которой включаются представители уполномоченного органа (организации) в количестве не менее 5 членов. Персональный состав комиссии и ее председатель утверждаются уполномоченным органом (организацией). Информация о составе апелляционной комиссии размещается на официальном сайте.

Отмечаем, что приказом ФБУ "ФРЦ" от 21 августа 2017 г. N 10/1 "О создании апелляционной комиссии" создана апелляционная комиссия. Информация об апелляционной комиссии размещена на официальном сайте.

Порядком подачи и рассмотрения апелляций установлены сроки рассмотрения апелляции - не позднее 20 рабочих дней с даты ее поступления в уполномоченный орган (организацию), а также правила проведения заседаний апелляционной комиссии, согласно которым:

- заседание апелляционной комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины ее состава;

- решение апелляционной комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов апелляционной комиссии;

- голосование проводится открыто. При равенстве голосов членов апелляционной комиссии голос председателя является решающим;

- решение апелляционной комиссии оформляется протоколом в соответствии с установленными к его оформлению требованиями;

- результаты рассмотрения апелляции в виде выписки из протокола в течение 3 рабочих дней с даты после заседания направляются уполномоченным органом (организацией) на адрес электронной почты претендента, который указан в апелляции.