Утверждены
решением Межведомственной комиссии
по технологическому развитию
при Правительственной комиссии
по модернизации экономики
и инновационному развитию России,
протокол от 25.10.2019 N 34-Д01,
с учетом изменений, внесенных решением
Межведомственной рабочей группы
по технологическому развитию (МРГ)
при Правительственной комиссии
по модернизации экономики
и инновационному развитию России,
протокол от 21.12.2020 N 23-Д01

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

I. Общие положения

1. Оценка качества реализации программы инновационного развития (далее - ПИР) акционерного общества с государственным участием, государственной корпорации, государственной компании или федерального государственного унитарного предприятия (далее - компания с государственным участием) в соответствии с настоящими Методическими указаниями проводится с целью формирования численно выраженной оценки качества реализации ПИР, входящей в расчет интегрального ключевого показателя эффективности инновационной деятельности (далее - ИКПЭ), включаемого в долгосрочную программу развития (при наличии) и в систему мотивации высшего руководства компании с государственным участием.

2. Оценка осуществляется в порядке, предусмотренном разделом IV Положения о порядке мониторинга и оценки качества разработки, актуализации и реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий.

II. Методика ежегодной оценки реализации программы
инновационного развития

3. Источником информации для проведения ежегодной оценки реализации ПИР являются следующие документы:

а) последняя версия ПИР, утвержденная до начала отчетного периода соответственно советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, государственной корпорации или государственной компании или руководителем федерального государственного унитарного предприятия и направленная в Минэкономразвития России и отраслевое ведомство <1>;

--------------------------------

<1> Например, оценка реализации ПИР за 2018 год производится в соответствии с планами, указанными в последней версии ПИР, утвержденной и направленной в Минэкономразвития России и отраслевое ведомство до 1 января 2018 года.

б) утвержденный среднесрочный план реализации ПИР, в котором первый год планирования является годом, для которого проводится оценка, в последней редакции, направленной в Минэкономразвития России и отраслевое ведомство. В случае корректировки плана в течение отчетного года, утвержденный среднесрочный план, направленный после такой корректировки, может быть использован как база для оценки выполнения проектов и мероприятий ПИР в отчетном году по решению отраслевого ведомства <2>. Это возможно в том случае, если корректировка среднесрочного плана включала внесение дополнительных проектов и мероприятий, целесообразность реализации которых возникла в течение года, и (или) исключения проектов и мероприятий по причинам, находящимся вне сферы влияния компании с государственным участием (определяется отраслевым ведомством);

--------------------------------

<2> Например, если проводится оценка реализации ПИР за 2018 год, учитывается среднесрочный план на 2018 - 2020 гг., направленный вместе с отчетом о реализации ПИР за 2017 год. В случае корректировки плана в течение 2018 года, утвержденный среднесрочный план, направленный после такой корректировки, может быть использован как база для оценки выполнения проектов и мероприятий ПИР в 2018 году по решению отраслевого ведомства.

в) утвержденные отчетные материалы о реализации ПИР, включая непосредственно отчет (текстовую часть), отчет о выполнении среднесрочного плана реализации ПИР и др.;

г) утвержденный среднесрочный план реализации ПИР на 3 года, следующие за отчетным <3>.

--------------------------------

<3> Например, если проводится оценка реализации ПИР за 2018 год, подразумевается среднесрочный план на 2019 - 2021 гг.

4. Значение ежегодной оценки реализации ПИР формируется из нескольких блоков, описание которых представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Структура ежегодной оценки реализации ПИР

Наименование блока оценки
Вес в общей оценке
Наименование подблока оценки (обозначение)
Вес в рамках блока
1. Выполнение количественных показателей ПИР
40%
1.1. Выполнение КПЭ ПИР (V11)
(КПЭ ПИР отражают конечную эффективность и результативность инновационных проектов и мероприятий по разработке и внедрению новых продуктов, услуг, технологий, процессов и т.д.)
60%
1.2. Выполнение ПЭ ПИР (V12)
(ПЭ ПИР - "процессные" показатели для обеспечивающих проектов и мероприятий преимущественно организационного характера, направленных на развитие системы управления инновациями и инновационной инфраструктуры, взаимодействия со сторонними организациями и т.п.)
40%
2. Выполнение проектов и мероприятий ПИР
40%
2.1. Выполнение инновационных проектов и мероприятий ПИР (V21)
(по разработке и внедрению новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг, технологий, процессов и т.д.)
45%
2.2. Выполнение проектов и мероприятий по цифровой трансформации и развитию искусственного интеллекта (V22)
15%
2.3. Выполнение проектов и мероприятий ПИР преимущественно организационного характера (V23)
(по развитию системы управления инновациями и инновационной инфраструктуры, взаимодействия со сторонними организациями и т.п.)
40%
3. Планирование проектов и мероприятий на среднесрочный период
20%
3.1. Планирование инновационных проектов и мероприятий на среднесрочный период (V31)
(по разработке и внедрению новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг, технологий, процессов и т.д.)
45%
3.2. Планирование проектов и мероприятий по цифровой трансформации и развитию искусственного интеллекта на среднесрочный период (V32)
15%
3.3. Планирование проектов и мероприятий организационного характера на среднесрочный период (V33)
(по развитию системы управления инновациями и инновационной инфраструктуры, взаимодействия со сторонними организациями и т.п.)
40%

(подпункты 2.2 и 3.2 таблицы 1 в редакции протокола МРГ N 23-Д01)

5. При оценке по подблокам "1.2. Выполнение ПЭ ПИР" (V12), "2.2. Выполнение проектов и мероприятий ПИР преимущественно организационного характера" (V22) и "3.2. Планирование проектов и мероприятий организационного характера на среднесрочный период" (V32) ПЭ или проекты и мероприятия внутри этих подблоков делятся на группы с весами, указанными в Таблице 2.

Таблица 2. Распределение весов между группами ПЭ и проектов
и мероприятий внутри блоков оценки 1.2, 2.2 и 3.2

Наименование группы
Вес группы
1.
Развитие организационной структуры и механизмов управления ПИР
10%
2.
Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий
30%
(веса по разделам распределяются в пропорции, определенной компанией)
3.
Развитие взаимодействия с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции
4.
Развитие партнерства в сферах образования и науки
50%
(веса по разделам распределяются в пропорции, определенной компанией)
5.
Развитие взаимодействия с субъектами инновационной инфраструктуры (институтами развития, центрами трансфера технологий, инновационными кластерами, инновационными научно-технологическими центрами, технологическими долинами, технологическими платформами и т.п.)
(группа в редакции протокола МРГ N 23-Д01)
6.
группа исключена протоколом МРГ N 23-Д01
7.
Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере
8.
Развитие механизмов финансирования и инвестирования в инновационной сфере
10%
Итого
100%

Веса между группами 2 и 3, а также 4, 5, 6, 7 распределяются в пропорции, определенной компанией с государственным участием при разработке (актуализации) ПИР. При отсутствии предложений веса групп 2 и 3 считаются равными 15%, вес группы 4 - 20%, веса групп 5 и 7 - по 15%.

6. Перед оценкой выполнения количественных показателей ПИР (блок 1) предварительно проверяется корректность применения указанной в ПИР методологии расчета фактических значений показателей. Кроме того, плановые значения на отчетный период, представленные в отчете, сверяются с плановыми значениями, представленными в утвержденной ПИР.

Затем для каждого показателя рассчитывается процент выполнения за отчетный период по следующей формуле <4>:

--------------------------------

<4> Если значение показателя сформировано по принципу "чем выше, тем хуже", то рассчитывается обратное отношение (плановое к фактическому).

(2)

где

VPi - процент выполнения i-го показателя;

Fi - фактическое значение i-го показателя;

Pi - плановое значение i-го показателя.

В случае если фактическое значение i-го показателя больше (лучше) планового, значение VPi принимается равным 100%.

6.1. Значение оценки по подблоку "1.1. Выполнение КПЭ ПИР" рассчитывается как средневзвешенное из процента выполнения всех КПЭ по следующей формуле:

(3)

где

V11 - значение оценки по подблоку "1.1. Выполнение КПЭ ПИР";

VKPIi - процент выполнения i-го КПЭ;

VKPIi - вес i-го КПЭ;

NKPI - количество КПЭ.

Распределение весов между КПЭ ПИР формируется компанией с государственным участием самостоятельно с учетом приоритетов деятельности и указывается в пояснительной записке к ПИР. При отсутствии указанного компанией распределения весов все КПЭ считаются равнозначными.

6.2. Значение оценки выполнения ПЭ внутри каждой группы подблока "1.2. Выполнение ПЭ ПИР" рассчитывается как среднее из выполнения каждого ПЭ внутри группы по следующей формуле:

(1)

где

V12g - значение оценки по группе g подблока "1.2. Выполнение ПЭ ПИР";

VPIgi - процент выполнения i-го ПЭ группы g;

NPIg - количество ПЭ в группе g.

6.3. Значение оценки по подблоку "1.2. Выполнение ПЭ ПИР" V12 рассчитывается как средневзвешенное из процента выполнения ПЭ по группам по следующей формуле:

(2)

где

V12 - значение оценки по подблоку "1.2. Выполнение ПЭ ПИР";

V12g - значение оценки по группе g подблока "1.2. Выполнение ПЭ ПИР";

Vg - вес g-той группы в соответствии с Таблицей 2.

6.4. Описанные выше расчеты осуществляются централизованно Минэкономразвития России (в отношении компаний группы 1 перечня) или отраслевым ведомством (в отношении компаний группы 2 перечня) и доводятся до экспертов, участвующих в оценке.

При этом эксперты оценивают корректность представленных расчетов и вносят предложения по их уточнению (в том числе в случаях выявленного некорректного применения компанией с государственным участием методологии расчета КПЭ или ПЭ) <5>.

--------------------------------

<5> Применительно к показателю "отношение затрат на НИОКР к выручке, %" (и аналогичным), следует оценивать достижение планового значения затрат в абсолютном выражении в случае незапланированно высокого роста выручки в отчетном году.

Эксперты также рассматривают представленные компанией обоснования недостижения плановых значений КПЭ или ПЭ (при наличии таких обоснований) и предложения компании по корректировке плановых значений <6> или механизма расчета КПЭ или ПЭ на отчетный год для более объективного учета в них факторов, повлиявших на значения данных КПЭ и ПЭ в отчетном году, но находящихся вне сферы влияния компании с государственным участием (включая решения Правительства Российской Федерации, отраслевого ведомства в отношении компании с государственным участием или отрасли, в которой она осуществляет свою деятельность).

--------------------------------

<6> Подразумевается представление компанией альтернативных плановых значений КПЭ на отчетный год, в которых постфактум учтены внешние события (факторы), произошедшие в отчетный год.

7. Оценка выполнения запланированных проектов и мероприятий ПИР (блок 2) проводится путем анализа текстовой части отчета о выполнении ПИР и анализа отчета о выполнении среднесрочного плана за отчетный год. Перечень и содержание запланированных проектов и мероприятий на отчетный год проверяется по утвержденной ПИР и утвержденному среднесрочному плану реализации ПИР, в котором первый год планирования является годом, подлежащим оценке.

По каждому проекту или мероприятию проводится оценка соблюдения сроков и полноты его выполнения (в целом и отдельных запланированных работ), достижения ожидаемых результатов.

Для крупных инновационных проектов и мероприятий (определяется экспертно с учетом стоимости и (или) влияния проектов и мероприятий на КПЭ ПИР) оценка степени выполнения осуществляется по шкале: 0% - 25% - 50% - 75% - 100%.

Для сравнительно небольших инновационных проектов и мероприятий, а также для проектов и мероприятий преимущественно организационного характера применяется упрощенная оценка по шкале 0% - 50% - 100%. В случае несоблюдения сроков, неполного выполнения работ, неполного достижения ожидаемых результатов проектов и мероприятий эксперты рассматривают представленные компанией обоснования (при наличии таких обоснований) и предложения по оценке таких проектов и мероприятий.

В случае значительного числа инновационных проектов или мероприятий в разделах отчетных материалов о реализации ПИР в рамках их оценки по согласованию с Межведомственной комиссией или рабочей группой отраслевого ведомства значение оценки индивидуальных независимых экспертов по подблокам оценки может обобщаться по группам мероприятий или по подблоку в целом без оценки степени выполнения каждого отдельного проекта или мероприятия.

При оценке учитывается степень невыполнения проекта или мероприятия, т.е. какая часть работ не выполнена, насколько эти работы значимы для достижения результата по проекту или мероприятию, в какой мере не был соблюден график выполнения проекта (в том числе, удалось ли компании завершить работы в год, следующий за отчетным), в какой мере высшее руководство компании с государственным участием могло повлиять на ход выполнения проекта или мероприятия и предотвратить его невыполнение (в том числе имели ли место факторы, находящиеся вне сферы влияния компании с государственным участием, включая решения Правительства Российской Федерации, отраслевого ведомства в отношении компании с государственным участием или отрасли, в которой она осуществляет свою деятельность). При оценке следует опираться на содержательное выполнение проекта или мероприятия, при этом его фактическое финансирование в отчетном году может быть ниже планового.

7.1. Значение оценки по подблоку "2.1. Выполнение инновационных проектов и мероприятий ПИР" рассчитывается как средневзвешенное из процента выполнения всех инновационных проектов и мероприятий по следующей формуле:

(3)

где

V21 - значение оценки по подблоку "2.1. Выполнение инновационных проектов и мероприятий ПИР";

VInPri - степень выполнения i-го инновационного проекта или мероприятия по шкале 0 - 100%;

VInPri - вес i-го инновационного проекта или мероприятия (определяется экспертно с учетом стоимости и (или) влияния проектов и мероприятий на КПЭ ПИР);

NInPr - количество инновационных проектов и мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.

7.2. Аналогичным образом оценивается подблок "2.2. Выполнение проектов и мероприятий по цифровой трансформации".

7.3. Значение оценки выполнения проектов и мероприятий внутри каждой группы подблока "2.3. Выполнение проектов и мероприятий ПИР преимущественно организационного характера" рассчитывается как среднее из выполнения каждого проекта или мероприятия внутри группы по следующей формуле:

(6)

где

V22g - значение оценки по в группе g по подблоку "2.3. Выполнение проектов и мероприятий ПИР преимущественно организационного характера";

VOrgPrgi - степень выполнения i-го проекта или мероприятия преимущественно организационного характера в группе g по шкале 0 - 100%;

NOrgPrg - количество проектов или мероприятий преимущественно организационного характера в группе g, запланированных к реализации в отчетном году.

7.4. Значение оценки по подблоку "2.3. Выполнение проектов и мероприятий ПИР преимущественно организационного характера" рассчитывается как средневзвешенное из процента выполнения проектов и мероприятий ПИР преимущественно организационного характера по группам по следующей формуле:

(6)

где

V23 - значение оценки по подблоку "2.3. Выполнение проектов и мероприятий ПИР преимущественно организационного характера";

V23g - значение оценки по группе g подблока "2.3. Выполнение проектов и мероприятий ПИР преимущественно организационного характера";

Vg - вес g-той группы в соответствии с Таблицей 2.

8. Оценка планируемых проектов и мероприятий ПИР на среднесрочный период (блок 3) проводится путем анализа среднесрочного плана на период, следующий за отчетным. Отдельно выставляется оценка по подблокам "3.1. Планирование инновационных проектов и мероприятий на среднесрочный период" (V31), "3.2. Планирование проектов и мероприятий по цифровой трансформации на среднесрочный период (V32)" и "3.3. Планирование проектов и мероприятий организационного характера на среднесрочный период" (V33).

Оценка выставляется по шкале 0 - 100% с учетом двух критериев:

полнота, т.е. отражение в среднесрочном плане всех проектов и мероприятий утвержденной ПИР (в части периода планирования, соответствующего среднесрочному плану);

детальность, т.е. конкретность указанных в среднесрочном плане проектов и мероприятий (работ и контрольных точек внутри них).

9. Оценка реализации ПИР V рассчитывается по следующей формуле:

V = 0,4 * (V11 * 0,6 + V12 * 0,4) + 0,4 * (V21 * 0,45 +
+ V22 * 0,15 + V23 * 0,4) * 0,2 * (V31 * 0,45 + V32 *
* 0,15 + V33 * 0,4) (7)

где V - значение оценки реализации ПИР по шкале 0 - 100%;

V11, V12, V21, V22, V23, V31, V32, V33 _ значения оценок по подблокам по шкале 0 - 100%.

10. Типовая форма оценочного листа приведена в приложении.

Приложение

Типовой оценочный лист

Наименование блока оценки
Вес в общей оценке
Вес в рамках блока
Вес в рамках подблока
Наименование подблока оценки (обозначение)
Оценка, %
1. Выполнение количественных показателей ПИР
40%
60%
1.1. Выполнение КПЭ ПИР (V11)
(КПЭ ПИР отражают конечную эффективность и результативность инновационных проектов и мероприятий по разработке и внедрению новых продуктов, услуг, технологий, процессов и т.д.)
40%
1.2. Выполнение ПЭ ПИР (V12)
(ПЭ ПИР - "процессные" показатели для обеспечивающих проектов и мероприятий преимущественно организационного характера, направленных на развитие системы управления инновациями и инновационной инфраструктуры, взаимодействия со сторонними организациями и т.п.)
2. Выполнение проектов и мероприятий ПИР
40%
45%
2.1. Выполнение инновационных проектов и мероприятий ПИР (V21)
(по разработке и внедрению новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг, технологий, процессов и т.д.)
15%
2.2. Выполнение проектов и мероприятий по цифровой трансформации и развитию искусственного интеллекта (V2)
40%
2.3. Выполнение проектов и мероприятий ПИР преимущественно организационного характера (V23)
(по развитию системы управления инновациями и инновационной инфраструктуры, взаимодействия со сторонними организациями и т.п.), в том числе:
10%
Развитие организационной структуры и механизмов управления ПИР
30%
Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий
Развитие взаимодействия с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции
50%
Развитие партнерства в сферах образования и науки
Развитие взаимодействия с субъектами инновационной инфраструктуры (институтами развития, центрами трансфера технологий, инновационными кластерами, инновационными научно-технологическими центрами, технологическими долинами, технологическими платформами и т.п.)
Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере
10%
Развитие механизмов финансирования и инвестирования в инновационной сфере
3.
Планирование проектов и мероприятий на среднесрочный период
20%
45%
3.1. Планирование инновационных проектов и мероприятий на среднесрочный период (V31)
(по разработке и внедрению новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг, технологий, процессов и т.д.)
15%
3.2. Планирование проектов и мероприятий по цифровой трансформации и развитию искусственного интеллекта на среднесрочный период (V32)
40%
3.3. Планирование проектов и мероприятий организационного характера на среднесрочный период (V33)
(по развитию системы управления инновациями и инновационной инфраструктуры, взаимодействия со сторонними организациями и т.п.), в том числе:
10%
Развитие организационной структуры и механизмов управления ПИР
30%
Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий
Развитие взаимодействия с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции
50%
Развитие партнерства в сферах образования и науки
Развитие взаимодействия с субъектами инновационной инфраструктуры (институтами развития, центрами трансфера технологий, инновационными кластерами, инновационными научно-технологическими центрами, технологическими долинами, технологическими платформами и т.п.)
Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере
10%
Развитие механизмов финансирования и инвестирования в инновационной сфере