Утверждены
решением Межведомственной комиссии
по технологическому развитию
при Правительственной комиссии
по модернизации экономики
и инновационному развитию России,
протокол от 25.10.2019 N 34-Д01,
с учетом изменений, внесенных решением
Межведомственной рабочей группы
по технологическому развитию (МРГ)
при Правительственной комиссии
по модернизации экономики
и инновационному развитию России,
протокол от 21.12.2020 N 23-Д01

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ ИЛИ АКТУАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

I. Общие положения

1. Оценка качества разработки или актуализации программы инновационного развития (далее - ПИР) акционерного общества с государственным участием, государственной корпорации, государственной компании или федерального государственного унитарного предприятия (далее - компания с государственным участием) в соответствии с настоящими Методическими указаниями проводится с целью формирования численно выраженной оценки качества разработки или актуализации ПИР, входящей в расчет интегрального ключевого показателя эффективности инновационной деятельности, включаемого в долгосрочную программу развития (при наличии) и в систему мотивации высшего руководства компании с государственным участием.

2. Оценка осуществляется в порядке, предусмотренном разделом II Положения о порядке мониторинга и оценки качества разработки, актуализации и реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий.

II. Методика оценки качества разработки или актуализации
программы инновационного развития

3. Оценка осуществляется на основании новой или актуализированной ПИР, включая среднесрочный план на первые 3 года реализации ПИР (или до 4 - 5 лет, по решению компании).

4. Оценка качества разработки или актуализации ПИР проводится по 12 блокам по шкале 0 - 5 баллов. Перечень блоков и критерии оценки по каждому блоку приведены в Таблице 1. Оценка проводится с учетом Методических указаний по разработке и актуализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий и с учетом специфики компании (далее - Методические указания по разработке и актуализации ПИР).

Критерии оценки:

5 баллов - высокое качество проработки и учет всех требований (принимая во внимание специфику компании), несущественные замечания;

4 балла - хорошее качество проработки, учет ключевых требований (принимая во внимание специфику компании), некоторые значимые замечания;

3 балла - среднее качество проработки, необоснованный неучет некоторых ключевых требований, ряд значимых (принципиальных) замечаний;

2 балла - низкое качество проработки, необоснованный неучет многих ключевых требований, значимые (принципиальные) замечания, только формальный подход к проработке раздела;

1 балл - формально выполнена небольшая часть (наиболее простых) требований к разделу, не учтены основные ключевые требования, только формальное наличие раздела;

0 балл - информация по блоку оценки в ПИР отсутствует.

Таблица 1. Структура и критерии оценки качества разработки
или актуализации ПИР

Наименование блока оценки
Критерии оценки по блоку
1. Анализ и прогноз конкурентоспособности компании в инновационной сфере и ее технологического уровня, результаты бенчмаркинга
-
Сопоставление уровня технологического развития и значений КПЭ компании с государственным участием с уровнем развития и значениями КПЭ компаний-аналогов проведено объективно и корректно, выявлены и показаны области отставания компании от ведущих компаний-аналогов
-
В анализе и прогнозе рынков и технологий учтены актуальные мировые тенденции в сфере деятельности компании, включая потенциально "подрывные" технологии и бизнес-модели (с учетом представленных в ПИР сведений, а также дополнительной информации, которой располагает эксперт).
-
На основе результатов сопоставления и прогноза рынков и технологий представлены предложения по приоритетам ПИР, в т.ч. по внедрению "сквозных" технологий с учетом оценки экономической целесообразности.
2. Цели и ключевые показатели эффективности реализации ПИР
-
Представленные КПЭ отражают необходимые направления повышения эффективности деятельности компании (с учетом перечня направлений, представленного в пункте 11 Методических указаний по разработке и актуализации ПИР, и специфики компании).
-
Плановые значения КПЭ достаточно амбициозны и учитывают результаты бенчмаркинга с лучшими зарубежными компаниями-аналогами (предполагая сокращения отставания), а также не хуже плановых значений показателей профильных для компании с государственным участием документов стратегического планирования.
3. Приоритеты инновационного развития, инновационные проекты и мероприятия
-
Долгосрочные приоритеты инновационного развития сформированы с учетом актуальных мировых тенденций развития рынков, технологий и бизнес-моделей в сфере деятельности компании с государственным участием.
-
Представлена прогнозная динамика и основные этапы реализации долгосрочных приоритетов инновационного развития в привязке к различным временным отрезкам (например, 5, 10, 15 лет) (возможно, в формате продуктовых или технологических дорожных карт).
-
Инновационная деятельность на среднесрочный период спланирована в виде комплексных инновационных проектов, ориентированных на создание и внедрение конечного полезного результата.
-
Инновационные проекты обладают новизной (в т.ч. на фоне ведущих компаний-аналогов) и значимостью для повышения эффективности деятельности компании с государственным.
-
Инновационные проекты достаточно конкретизированы в тексте ПИР и среднесрочном плане реализации ПИР (указаны сроки, работы, результаты, экономические и другие эффекты, влияние на КПЭ).
-
Совокупность инновационных проектов достаточна для достижения заявленных целей и КПЭ ПИР.
-
Инновационные проекты обеспечены необходимы ресурсами.
-
Обеспечена взаимосвязь инновационного развития компании с государственным участием, ее дочерних и зависимых обществ через проекты с синергетическим эффектом (включая проекты по "сквозным" межотраслевым технологиям, инфраструктуре коллективного пользования и т.п.).
4. Цифровая трансформация компании и развитие искусственного интеллекта
-
Учтен приоритет по цифровой трансформации компании и развитию искусственного интеллекта с учетом рекомендаций раздела IV Методических указаний по разработке и актуализации ПИР.
5. Развитие организационной структуры и механизмов управления ПИР
6. Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий
7. Развитие взаимодействия с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции
-
В ПИР включены рекомендуемые проекты и мероприятия по развитию системы управления инновациями и инновационной инфраструктуры, взаимодействию со сторонними организациями с учетом:
- рекомендаций, представленных соответственно в пунктах 25 - 33 раздела V Методических указаний по разработке и актуализации ПИР;
- текущего уровня развития системы управления инновациями компании и инновационной инфраструктуры, взаимодействия компании со сторонними организациями;
- специфики компании и ее роли в развитии инноваций;
(Если рекомендации по какому-либо разделу обоснованно не применимы к деятельности компании с государственным участием ввиду ее особенностей, то баллы не снижаются).
- мероприятий национальных проектов и программ (с учетом рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями по соответствующим национальным проектам и программам), а также мероприятий Национальной технологической инициативы, предусмотренных планами мероприятий ("дорожными картами").
8. Развитие партнерства в сферах образования и науки
9. Развитие взаимодействия с субъектами инновационной инфраструктуры (институтами развития, центрами трансфера технологий, инновационными кластерами, инновационными научно-технологическими центрами, технологическими долинами, технологическими платформами и т.п.)
-
Проекты и мероприятия достаточно конкретизированы в тексте ПИР и среднесрочном плане реализации ПИР (указаны сроки, работы и контрольные точки).
-
Приведены количественные показатели эффективности (ПЭ) по направлениям.
10. Блок исключен
11. Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере
12. Развитие механизмов финансирования и инвестирования в инновационной сфере

(блоки 4, 9 и 10 - в редакции протокола МРГ N 23-Д01)

Таблица 2. Распределение весов между блоками оценки

Наименование блока оценки
Вес блока
1. Анализ и прогноз конкурентоспособности компании в инновационной сфере и ее технологического уровня, результаты бенчмаркинга
10%
2. Цели и ключевые показатели эффективности реализации ПИР
17%
3. Приоритеты инновационного развития, инновационные проекты и мероприятия
20%
4. Цифровая трансформация компании и развитие искусственного интеллекта (блок в редакции протокола МРГ N 23-Д01)
8%
5. Развитие организационной структуры и механизмов управления ПИР
5%
6. Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий
15%
(веса по разделам распределяются в пропорции, определенной компанией)
7. Развитие взаимодействия с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции
8. Развитие партнерства в сферах образования и науки
20%
(веса по разделам распределяются в пропорции, определенной компанией)
9. Развитие взаимодействия с субъектами инновационной инфраструктуры (институтами развития, центрами трансфера технологий, инновационными кластерами, инновационными научно-технологическими центрами, технологическими долинами, технологическими платформами и т.п.)
(блок в редакции протокола МРГ N 23-Д01)
10. (Блок исключен протоколом МРГ N 23-Д01)
11. Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере
12. Развитие механизмов финансирования и инвестирования в инновационной сфере
5%

Веса между группами 6 и 7, а также 8, 9 и 11 распределяются в пропорции, определенной компанией с государственным участием при разработке (актуализации) ПИР (с учетом ограничений, изложенных в Приложении). При отсутствии предложений веса групп 6 и 7 считаются равными 7,5%, вес группы 8 - 8%, веса групп 9 и 11 - по 6%.

5.1. Оценка качества разработки или актуализации ПИР рассчитывается по формуле:

(4)

где

Q - значение оценки качества разработки или актуализации ПИР по шкале 0 - 100%;

Qg - оценка по блоку g по шкале 0 - 5 баллов;

Vg - вес блока g в соответствии с Таблицей 2 (в %).

Приложение

ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕСОВ
МЕЖДУ КПЭ ПИР И МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
ПРОЕКТОВ И МЕРОПРИЯТИЙ

Таблица 1. Установленное компанией с государственным участием распределение весов между КПЭ ПИР

N
Наименование КПЭ, ед. изм.
Вес, %
Итого
100%

Примечание: вес каждого КПЭ не может быть менее 10% из 100%.

Таблица 2. Установленное компанией с государственным участием распределение весов между отдельными группами проектов и мероприятий

Наименование группы
Вес группы
Предложение компании с государственным участием
6.
Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий
15%
7.
Развитие взаимодействия с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции
8.
Развитие партнерства в сферах образования и науки
20%
8%
9.
Развитие взаимодействия с субъектами инновационной инфраструктуры (институтами развития, центрами трансфера технологий, инновационными кластерами, инновационными научно-технологическими центрами, технологическими долинами, технологическими платформами и т.п.)
11.
Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере

Примечание:

- группа 10 исключена протоколом МРГ N 23-Д01;

- веса каждой из групп 6 и 7 должны находиться в диапазоне от 5 до 10%;

- веса каждой из групп 9 и 11 должны находиться в диапазоне от 4 до 8% (по группе 8 "Развитие партнерства в сферах образования и науки" - 8%).