8.2. Расчет денежных потоков и определение бюджетной эффективности
Основой для расчета показателей бюджетной эффективности являются суммы налоговых поступлений в бюджет и выплат для бюджетов различных уровней, определяемые с использованием табл. П3.11 с добавлением подоходного налога на заработную плату.
На основе данных таблицы составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта (табл. П3.14). Для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно.
Пример 8.1. Вернемся к примерам 5.1 и 6.1 и определим бюджетную эффективность описанного там ИП (для упрощения - в текущих ценах). Также с целью упрощения проведем расчет только для консолидированного бюджета (без разделения на бюджеты различных уровней) и внебюджетных фондов. Расчет сведем в табл. 8.1, приняв норму дисконта для бюджетной эффективности равной 20%.
Данные из табл. 5.1, 6.1 и 6.2 берутся по абсолютной величине (с положительным знаком), так как они теперь входят в денежные притоки.
НДС на шаге 8 - это НДС за реализованное оборудование (ценой 10 единиц без НДС) и за проводимые ликвидационные работы (ценой 90 единиц с НДС).
Множитель 0,12 в стр. 8 табл. 8.1 учитывает процентную ставку подоходного налога. Он должен зависеть от налогового законодательства и от предусмотренного в проекте уровня зарплаты.
Таблица 8.1
Но мер строки
|
Показатели
|
Номер шага расчета (m)
|
||||||||
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
||
1
|
Притоки (стр. 2 + стр. 9)
|
0
|
17,03
|
40,12
|
41,84
|
27,92
|
71,60
|
71,41
|
54,58
|
20,92
|
2
|
Налоговые поступления, всего (сумма строк 3 - 8)
|
0
|
17,27
|
36,20
|
38,38
|
23,91
|
67,63
|
67,24
|
50,41
|
17,00
|
В том числе от налогов:
|
||||||||||
3
|
- НДС (табл. 5.1; стр. 3 - стр. 8)
|
0
|
8,00
|
17,00
|
17,00
|
12,00
|
26,00
|
26,00
|
21,00
|
17,00
|
4
|
- на имущество (табл. 5.1; стр. 14)
|
0
|
1,85
|
2,85
|
2,34
|
1,83
|
2,43
|
1,74
|
1,05
|
0
|
5
|
- в дорожный фонд, на ЖФ и объекты СКС (табл. 5.1; стр. 15)
|
0
|
3,00
|
5,00
|
5,00
|
4,00
|
7,00
|
7,00
|
6,00
|
0
|
6
|
- на прибыль (табл. 6.1; стр. 13)
|
0
|
0,53
|
9,81
|
11,90
|
4,63
|
24,72
|
25,12
|
16,96
|
0
|
7
|
- на дивиденды и распределяемую часть амортизации (табл. 6.2; стр. 11)
|
0
|
0
|
0
|
0,14
|
0
|
5,99
|
6,08
|
4,11
|
3,92
|
8
|
Подоходный налог с работников (0,12 х табл. 5.1, стр. 6)
|
0
|
0,87
|
1,30
|
1,30
|
1,30
|
1,30
|
1,30
|
1,30
|
0
|
9
|
Отчисления на социальные нужды (табл. 5.1, стр. 7)
|
0
|
2,78
|
4,17
|
4,17
|
4,17
|
4,17
|
4,17
|
4,17
|
0
|
10
|
Денежный поток (стр. 1)
|
0
|
17,03
|
40,12
|
41,84
|
27,92
|
71,60
|
71,41
|
54,58
|
20,92
|
11
|
Коэффициент дисконтирования
|
1
|
0,83
|
0,69
|
0,58
|
0,48
|
0,40
|
0,33
|
0,28
|
0,23
|
12
|
Дисконтированный поток (стр. 10 х стр. 11)
|
0
|
14,19
|
27,86
|
24,22
|
13,47
|
28,77
|
23,91
|
15,23
|
4,87
|
13
|
ЧДД бюджета
|
152,52
|
В рассматриваемом примере бюджетные оттоки равны нулю. Если государственные гарантии также отсутствуют, то единственным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета. Если же дополнительно предположить, что в примере 6.1 на 60% заемных средств (т.е. на 40,56 единицы, как вытекает из стр. 21 табл. 6.1) даются государственные гарантии, то полезно учитывать и 152,52 показатель ИДГ = ------ ~= 3,76. 40,56
Полученные значения показателей бюджетной эффективности предполагают максимально возможную выплату дивидендов и распределение амортизации в конце проекта. Другое крайнее значение бюджетной эффективности получается без учета налога на дивиденды и распределяемую амортизацию (без стр. 7 табл. 8.1). В этом случае ЧДД бюджета = 145,94; ИДГ = 3,60.
УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
Этот блок включает два раздела: разд. 9 "Учет инфляции при оценке эффективности ИП" и разд. 10 "Учет неопределенности и риска при оценке эффективности". В первом из них излагаются вопросы, связанные с методами учета инфляции для проектов, реализуемых с использованием одной или нескольких валют, во втором особое внимание уделено методам учета факторов риска и неопределенности при формировании проекта, оценке его устойчивости и расчете обобщающих показателей эффективности.