5.3. Оценка коммерческой эффективности проекта в целом

5.3. Оценка коммерческой эффективности проекта в целом

Оценка коммерческой эффективности проекта в целом производится на основании показателей эффективности, вычисленных в соответствии с п. 2.8.

Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей коммерческой эффективности проекта дается в табл. П3.9.

Пример 5.1. Определение денежного потока ИП. Исходные положения:

- продолжительность шага расчета равна одному году;

- норма амортизации 15%;

- из налогов учитываются НДС (20%), налог на имущество (2% от среднегодовой остаточной стоимости фондов), выплаты в дорожные фонды, налог на жилфонд (ЖФ) и объекты социально - культурной сферы (СКС) - в сумме 4% выручки без НДС, налог на прибыль (35%);

- как и в примере 4.1, не учитываются прирост оборотного капитала и некапитализируемые инвестиционные затраты, а НДС на капвложения считается входящим в них и переносящим свою величину на стоимость продукции через амортизацию;

- ликвидационные затраты учитываются с НДС. Ликвидационные поступления учитываются в размере, остающемся у предприятия, т.е. без НДС.

Расчеты представлены в табл. 5.1.

Ввод основных средств в эксплуатацию (появление фондов) предполагается на следующий год после года совершения капитальных затрат. На шаге с m = 4 происходят дополнительные строительные работы, из-за чего на это время уменьшается объем производства. На шаге с m = 7 объем производства вновь уменьшается из-за окончания проекта, на шаге с m = 8 производятся работы, связанные с прекращением проекта.

Таблица 5.1

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ (В УСЛОВНЫХ ЕДИНИЦАХ)

Номер строки
Показатель
Номера шагов расчета (m)
0
1
2
3
4
5
6
7
8
Операционная деятельность
1
Выручка с НДС
0
90,00
150,00
150,00
120,00
210,00
210,00
175,00
0
2
Выручка без НДС
0
75,00
125,00
125,00
100,00
175,00
175,00
150,00
0
3
НДС в выручке
0
15,00
25,00
25,00
20,00
35,00
35,00
25,00
0
4
Производственные затраты без НДС В том числе:
0
-45,00
-55,00
-55,00
-55,00
-60,00
-60,00
-60,00
0
5
материальные затраты без НДС
0
-35,00
-40,00
-40,00
-40,00
-45,00
-45,00
-45,00
0
6
заработная плата
0
-7,22
-10,83
-10,83
-10,83
-10,83
-10,83
-10,83
0
7
отчисления на социальные нужды
0
-2,78
-4,17
-4,17
-4,17
-4,17
-4,17
-4,17
0
8
НДС по материальным активам
0
-7,00
-8,00
-8,00
-8,00
-9,00
-9,00
-9,00
0
Расчетные величины
9
Балансовая стоимость основных производственных фондов
0
100
170
170
170
230
230
230
0
10
Амортизационные отчисления Остаточная стоимость основных производственных фондов:
0
15,0
25,5
25,5
25,5
34,5
34,5
34,5
0
11
на начало года
0
100
155
129,5
104
138,5
104
69,5
0
12
на конец года
0
85
129,5
104
78,5
104
69,5
35,0
0
13
Валовая прибыль (стр. 2 + стр. 4 - стр. 10)
0
15,00
44,50
44,50
19,50
80,50
80,50
55,50
0
14
Налоги на имущество
0
-1,85
-2,85
-2,34
-1,83
-2,43
-1,74
-1,05
0
15
в дорожный фонд, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
0
-3,00
-5,00
-5,00
-4,00
-7,00
-7,00
-6,00
0
16
Налогооблагаемая прибыль (стр. 13 + стр. 14 + стр. 15)
0
10,15
36,66
37,17
13,68
71,08
71,77
48,46
0
17
Налог на прибыль (-0,35 х стр. 16)
0
-3,55
-12,83
-13,01
-4,79
-24,88
-25,12
-16,96
0
18
Чистая прибыль (стр. 13 + стр. 14 + стр. 15 + стр. 17)
0
6,60
23,83
24,16
8,89
46,20
46,65
31,50
0
19
Сальдо потока от операционной деятельности Фо(m) (стр. 18 + стр. 10)
0
21,60
49,33
49,66
34,39
80,70
81,15
66,00
0
Инвестиционная деятельность
20
Притоки
0
0
0
0
0
0
0
0
+10
21
Капиталовложения
-100
-70
0
0
-60
0
0
0
-90
22
Сальдо Фи(m)
-100
-70
0
0
-60
0
0
0
-80
23
Сальдо суммарного потока Ф(m) (стр. 19 + стр. 22)
-100
-48,40
49,33
49,66
-25,61
80,70
81,15
66,00
-80
24
Сальдо накопленного потока
-100
-148,40
-99,08
-49,42
-75,03
5,67
86,82
152,81
72,81

Отсюда получаются данные примера 2.1 из п. 2.8 и примера 4.1. Теперь можно вернуться к примеру 2.1 и определить индекс доходности дисконтированных затрат. Расчеты приведены в таблице 5.2.

Таблица 5.2

Номер строки
Показатель
Номера шагов расчета (m)
0
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Притоки (Табл. 5.1; стр. 2 + стр. 20)
0
75,00
125,00
125,00
100,00
175,00
175,00
150,00
10,00
2
Дисконтированные притоки (стр. 1 х Табл. 2.1, стр. 7)
0
68,18
103,31
93,91
68,30
108,66
98,78
76,97
4,67
3
Сумма дисконтированных притоков
622,79
4
Оттоки (Табл. 5.1; сумма стр. 4, 14, 15, 17, 21)
-100
-123,40
-75,67
-75,34
-125,6 1
-94,30
-93,85
-84,00
-90,00
5
Дисконтированные оттоки (стр. 4 х Табл. 2.1, стр. 7)
-100
-112,18
-62,54
-56,61
-85,79
-58,55
-52,98
-43,11
-41,99
6
Абсолютная величина суммы дисконтированных оттоков
613,75

    Из них вытекает, что индекс доходности дисконтированных затрат
      622,79
равен ------ = 1,015 превышает 1, как и должно быть при ЧДД > 0.
      613,75

Замечания. Как указывалось в Предисловии, этот пример (как и все остальные, кроме примера из Приложения 10) носит иллюстративный, а потому схематичный характер. В частности, в примере:
- приводится общая норма амортизации (15%), в то время как на практике нормы амортизации по различным активам различны, а величины амортизации по ним складываются исходя из установленных норм и учетной политики организации;
- не рассматриваются вопросы, связанные с полной амортизацией активов и (или) выработкой их технического ресурса, в частности, не учитывается потребность в повторных капиталовложениях на замену изношенных активов.
Кроме того, валовая (балансовая) прибыль в примере, как отмечено в Предисловии, отличается от бухгалтерской за счет другого отнесения налогов.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ

В этот блок входят три раздела: разд. 6 "Оценка эффективности участия в проекте для предприятий и акционеров", разд. 7 "Оценка эффективности участия в проекте для структур более высокого уровня" и разд. 8 "Оценка бюджетной эффективности ИП".

В каждом из этих разделов в той или иной степени используются схема финансирования проекта, учетная политика предприятия и другие элементы организационно - экономического механизма реализации проекта.

Расчеты рекомендуется проводить в прогнозных ценах (для вычисления показателей эффективности - с обязательным дефлированием).

В случае если организационно - экономический механизм реализации проекта не сформирован или сформирован недостаточно детально, рекомендуется формировать и детализировать его в процессе выполнения расчетов.