VII. Законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания

VII. Законопроектная деятельность и порядок участия
в деятельности Федерального Собрания

Планирование законопроектной деятельности и порядок
ее организации

101. Министерство разрабатывает проекты федеральных законов на основе плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации, а также в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, во исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, и поручений Председателя Правительства Российской Федерации.

Разработка проектов федеральных законов по основаниям, не предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, а также включение в разрабатываемые проекты федеральных законов положений, не относящихся к предмету правового регулирования, определенному в указанных документах, допускаются по решению Председателя Правительства Российской Федерации <20>.

--------------------------------

<20> Пункт 7.1 Типового регламента внутренней организации.

102. Предложения о разработке проектов федеральных законов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации представляются в структурное подразделение Министерства, на которое возложены функции по подготовке сводных предложений по законопроектной деятельности. Указанные предложения должны содержать:

а) рабочее наименование проекта федерального закона, а в случае необходимости - его концепцию и проект технического задания на его разработку;

б) наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя и перечень соисполнителей;

в) информацию о предлагаемых сроках рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве Российской Федерации и внесения его в Государственную Думу.

103. Сводные предложения подготавливаются соответствующим структурным подразделением Министерства, визируются руководителем Юридической службы Министерства, заместителями Министра, генеральным директором и иными должностными лицами, определенными Министром, и докладываются Министру для последующего представления в Министерство юстиции Российской Федерации.

104. Руководители структурных подразделений Министерства готовят и представляют Министру законопроект с необходимыми материалами, определенными Регламентом Правительства, для его внесения в Правительство Российской Федерации.

Законопроект, необходимые материалы к нему и сопроводительное письмо в Правительство Российской Федерации визируются руководителями структурных подразделений Министерства, руководителем Юридической службы Министерства, заместителем Министра, генеральным директором (в соответствии с распределением обязанностей), а при необходимости - иными должностными лицами, определенными Министром, и подписываются Министром.

Участие в работе Федерального Собрания

105. Министр, заместители Министра, генеральный директор, руководители структурных подразделений Министерства (по поручению Министра) могут участвовать в работе Федерального Собрания в соответствии с Регламентом Правительства, Типовым регламентом взаимодействия, регламентами палат Федерального Собрания по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.

Иные должностные лица Министерства могут присутствовать и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих групп, экспертных советов и участвовать в иных мероприятиях Федерального Собрания, руководствуясь официальной позицией Правительства Российской Федерации. Поручение или согласие на участие в указанных мероприятиях может быть дано Министром, заместителем Министра, генеральным директором, уполномоченным руководителем структурного подразделения Министерства.

106. Координация работы в Министерстве по обеспечению участия его представителей в деятельности палат Федерального Собрания и взаимодействию с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации осуществляется соответствующими должностными лицами, определенными Министром.

107. Министр по приглашению палат Федерального Собрания участвует в заседаниях и отвечает на вопросы членов Совета Федерации Федерального Собрания (далее - Совет Федерации) и депутатов Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат.

О приглашении на заседание палаты Федерального Собрания Министр информирует Председателя Правительства Российской Федерации.

В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания Министр уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которому поручено участвовать в заседании и отвечать на поставленные вопросы.

108. Должностные лица Министерства, являющиеся официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации по законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, координируют свою деятельность по представлению в Совете Федерации и Государственной Думе позиции Правительства Российской Федерации с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в соответствующих палатах Федерального Собрания.

Министерство обязано предоставлять полномочным представителям Президента Российской Федерации в Государственной Думе и Совете Федерации, Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальному (специальному) представителю Правительства Российской Федерации необходимую информацию, касающуюся законопроектов и поправок к ним, и согласовывать позицию Министерства на основании позиции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по указанному вопросу.

Порядок подготовки проектов заключений, поправок
и официальных отзывов Правительства Российской Федерации
на законопроекты

109. Подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты осуществляется в Министерстве с соблюдением требований, установленных Регламентом Правительства.

110. Поступившие на заключение в Министерство законопроекты направляются на рассмотрение в соответствующие структурные подразделения Министерства, в том числе в Юридическую службу Министерства, заместителям Министра, генеральному директору (в соответствии с распределением обязанностей), должностным лицам, определенным Министром.

Структурными подразделениями Министерства документы готовятся на бумажном носителе или в форме электронных документов, визируются руководителями этих подразделений, подписываются Министром (заместителем Министра, генеральным директором в соответствии с распределением обязанностей) и направляются головному исполнителю в 15-дневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации (если иной срок не установлен Правительством Российской Федерации). Подписание электронного документа осуществляется Министром (заместителем Министра, генеральным директором) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

111. Руководитель структурного подразделения Министерства - головного исполнителя подготовки проекта заключения, поправок или официального отзыва Правительства Российской Федерации на законопроект не позднее чем за 2 дня до истечения установленного Регламентом Правительства срока обеспечивает подготовку соответствующего проекта, его согласование (визирование) структурными подразделениями Министерства, руководителем Юридической службы Министерства, иными должностными лицами, определенными Министром, заместителем Министра, генеральным директором (в соответствии с распределением обязанностей) и представляет проект Министру либо лицу, исполняющему его обязанности для последующего направления в Правительство Российской Федерации.

112. Поступившие из Аппарата Правительства Российской Федерации в Министерство законопроекты с запросом о представлении проектов отзывов, замечаний и предложений для подготовки проектов официальных отзывов Правительства Российской Федерации направляются руководителям структурных подразделений Министерства и иным должностным лицам, определенным Министром.

113. Принятые Государственной Думой в первом чтении законопроекты, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются руководителям структурных подразделений Министерства и иным должностным лицам, определенным Министром, для подготовки поправок или иных предложений.

Руководитель структурного подразделения Министерства - головного исполнителя обеспечивает подготовку, согласование и представление Министру для последующего направления в Правительство Российской Федерации в установленный срок проекта поправок или официального отзыва.

В случае если направление поправок к принятому в первом чтении законопроекту нецелесообразно, Министерством может быть подготовлен проект официального отзыва.

114. Проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты с приложением поступивших от субъектов права законодательной инициативы или из Государственной Думы и полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти материалов вносятся в Правительство Российской Федерации Министром, либо лицом, исполняющим его обязанности, либо статс-секретарем - заместителем Министра.

Порядок рассмотрения парламентских запросов,
запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов
Государственной Думы

115. Подготовка проекта ответа на парламентский запрос к Председателю Правительства Российской Федерации и заместителям Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется Министерством по их поручению.

В случае если для подготовки проекта ответа требуется участие нескольких федеральных органов исполнительной власти, его подготовка и согласование осуществляются в порядке, установленном Регламентом Правительства в отношении исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства Российской Федерации и протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, а также поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.

Проект ответа на парламентский запрос с соответствующими обосновывающими материалами представляется в Правительство Российской Федерации Министром, заместителем Министра, генеральным директором (в соответствии с распределением обязанностей) в указанный в поручении срок.

116. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство Российской Федерации, к Председателю Правительства Российской Федерации или заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Министерства для рассмотрения и подготовки ответа.

Подготовленный ответ на депутатский запрос направляется в Аппарат Правительства Российской Федерации в установленный срок. Ответ на обращение (предоставление запрашиваемых документов или сведений) дается Министром (заместителем Министра, генеральным директором) в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в Правительство Российской Федерации.

Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы к Министру (заместителю Министра, генеральному директору) рассматриваются в Министерстве в аналогичном порядке и в те же сроки, если иное не предусмотрено поручением Министра (заместителя Министра, генерального директора). Ответ на запрос дается должностным лицом, которому он направлен (либо лицом, временно исполняющим его обязанности).

Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания к Министру, его заместителю или генеральному директору могут быть направлены ими для проработки и ответа в подведомственный Министерству федеральный орган исполнительной власти с одновременным информированием об этом заявителя.

Парламентский запрос к Министру (заместителю Министра, генеральному директору) рассматривается с учетом того, что ответ на данный запрос должен быть дан не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной срок, установленный палатой, в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания) или в письменной форме за подписью должностного лица, которому направлен запрос (лица, временно исполняющего его обязанности).

117. Обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Председателю Правительства Российской Федерации и заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации или непосредственно Министру, направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Министерства. О результатах рассмотрения обращений Министр (заместители Министра, генеральный директор), а также уполномоченные руководители структурных подразделений Министерства сообщают в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки. Копии ответов направляются в Аппарат Правительства Российской Федерации (полномочному представителю Правительства Российской Федерации в соответствующей палате Федерального Собрания).

Обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Министру (заместителям Министра, генеральному директору) направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Министерства. О результатах рассмотрения обращений Министр (заместители Министра, генеральный директор), а также уполномоченные руководители подразделений Министерства сообщают в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки.