Приложение 14. "Временный регламент организации функционирования и развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей" (утв. МЧС России 24.07.2013 N 14-5-3458) (вместе с "Требованиями к контенту и другим информационным материалам, подготавливаемым для трансляции на терминальных комплексах систем информирования и оповещения населения", утв. МЧС России, протокол от 19.06.2012 N 2)
Приложение 14.
Утверждены
организационным комитетом
по совершенствованию подготовки
населения в области гражданской
обороны, защиты от чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности и охраны общественного
порядка с использованием современных
технических средств массовой
информации в местах массового
пребывания людей
(Протокол от 19 июня 2012 г. N 2)
ТРЕБОВАНИЯ
К КОНТЕНТУ И ДРУГИМ ИНФОРМАЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ,
ПОДГОТАВЛИВАЕМЫМ ДЛЯ ТРАНСЛЯЦИИ НА ТЕРМИНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ
СИСТЕМ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТЕНТУ И ДРУГИМ ИНФОРМАЦИОННЫМ
МАТЕРИАЛАМ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫМ ДЛЯ ТРАНСЛЯЦИИ НА ТЕРМИНАЛЬНЫХ
КОМПЛЕКСАХ СИСТЕМ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Материалы, подготавливаемые для трансляции на терминальных комплексах систем информирования и оповещения населения (общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) и системы защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (далее - СЗИОНТ)) должны:
- привлекать и удерживать внимание аудитории;
- быть непротиворечивыми и однозначными;
- соответствовать моделям безопасного поведения и позитивного развития ситуации;
- быть актуальными и легкими к восприятию и запоминанию информации;
- вызывать спокойную реакцию (не повышать тревожность у аудитории), и не провоцировать возникновение межрелигиозной и межнациональной напряженности;
- быть обращенными к различным группам населения и способствовать решению нескольких задач одновременно: информировать о возможности возникновения чрезвычайной ситуации и способах защиты при ее возникновении, формировать адекватное восприятие своих возможностей и риска, повышать мотивацию к преодолению возникающих трудностей;
- создаваться с учетом ценностей, культурных традиций, особенностей языка, мышления и образа жизни целевой группы (аудитории).
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОКСИОН И СЗИОНТ
2.1 Особенности компоновки визуального ряда на экране
1. Объекты визуального ряда должны создавать на экране целостные образы и положительно восприниматься населением.
2. Объекты должны быть понятны населению и их действия должны доступно и однозначно объяснять зрителям правила безопасного поведения в той или иной чрезвычайной ситуации и правила предотвращения чрезвычайных ситуаций.
3. Текст и объяснения происходящего должны даваться простым и доступным языком, для того чтобы он был понятен широкой зрительской аудитории.
4. Визуальный ряд должен быть необходимым и достаточным для легкого восприятия информации, но не избыточным.
5. Материал, предназначенный для запоминания должен выделяться цветом, подчеркиванием, размером шрифта и т.п.
6. Содержание видео-, звуковых и текстовых сообщений, а также бегущей строки должно быть дозировано по количеству передаваемой информации, и строго соответствовать аудитории, на которую они транслируются.
7. Скорость предъявления видео-, звуковой и текстовой информации не должна превышать скорость чтения и восприятия информации, той аудиторией, на которую она рассчитана.
2.2 Основные требования при создании речевого и звукового сопровождения информационных материалов
Информационные материалы, подготавливаемые для трансляции на терминальных комплексах ОКСИОН и СЗИОНТ должны восприниматься как со звуковым сопровождением, так и без него.
При создании речевого и звукового сопровождения информационных материалов необходимо учитывать синтаксические требования, которые предписывают:
- использование кратких высказываний с простой грамматической структурой;
- исключение многословных обстоятельственных оборотов;
- при воспроизведении высказывания сложной структуры, необходимо подчеркнуть смысловое членение с помощью пауз и интонации;
- соблюдение темпа и ритма речи, чередование речевых тактов в высказываниях, количестве и длительности пауз.
2.3 Основные требования, предъявляемые к числам и таблицам, используемым в информационных материалах
1. Числа и таблицы должны содержать только наиболее значимые данные.
2. Верхние, нижние и боковые поля таблицы должны иметь отступы.
3. Цветовой фон чисел и таблиц должен быть сдержанным по яркости и непестрым.
2.4 Основные требования, предъявляемые к схемам и блок-схемам, используемым в информационных материалах
1. Схема или блок-схема должна быть понятной без дополнительных комментариев, содержать только основные данные.
2. При оформлении схем или блок-схем следует использовать разные цвета, но их сочетание не должно вызывать раздражение.
3. Верхние, нижние и боковые поля схемы или блок-схемы должны иметь отступы.
4. При разработке схем следует использовать разнообразные элементы и различные шрифты.
5. При необходимости использовать флэш-анимацию.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ВИДЕОРОЛИКАМ
3.1 Общие требования к видеороликам
1. Рекомендуемый хронометраж видеороликов 15 - 30 сек. При хронометраже ролика 15 сек. применять не более 6-и кадров.
2. Размещать на протяжении всего ролика в поле зрения (напр., в правом верхнем углу) логотип МЧС России или другого органа исполнительной власти, которым подготовлен видеоролик.
3. Мимика и жесты героев роликов должны максимально соответствовать поведению и голосу героев. Несоответствие отвлекает от просмотра и усвоения информации транслируемой в ролике.
4. Нежелательно использование шрифтов с засечками и курсивных шрифтов.
5. Значимые титры и картинки должны быть максимально большими по линейным размерам.
6. Цветовая гамма видеоролика должна отражать его направленность. Так, если целью ролика является информирование населения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях, то цвета должны быть яркими, контрастными, привлекающими внимание. Если целью ролика является пропаганда безопасного поведения, то желательно использовать нейтральную, приглушенную гамму цветов с яркими акцентами на значимых вещах. Нежелательно использование больших площадей чистого белого цвета.
7. В ролике должны присутствовать привлекающие внимание слоганы, направленные на достижение поставленной цели или призывающие к рекомендуемому поведению.
3.2 Требования к сюжету
1. Содержание видеороликов должно соответствовать названию и заявленной теме.
2. Визуальный ряд должен быть выполнен в виде и стиле, ориентированном на конкретную аудиторию.
3. Ролики должны быть понятны и не требовать дополнительных разъяснений и интерпретаций.
4. В роликах не должны повторяться однотипные действия героев, так как частое повторение однотипных действий делает сюжет однообразным и менее интересным.
5. Советы и рекомендации в роликах должны быть адекватны и выполнимы той аудиторией, на которую они рассчитаны.
6. Просмотр роликов должен формировать представление о возможности возникновения чрезвычайной ситуации, а не представление о ее неизбежности.
7. В комментариях и визуальном сопровождении к роликам рекомендуется использовать предупреждающие фразы, а не отрицающие действия с использованием частицы "не".
8. Рекомендуется использовать примерное, а не подробное описание эмоций и ощущений, которые испытывают герои ролика при возникновении различных негативных ситуаций или при попадании в зону бедствия.
3.3 Особенности видеороликов для детей
1. В роликах для детей должно быть четкое разделение на действия, которые выполняют сами дети, действия которые дети выполняют вместе со взрослыми и те действия, которые выполняют только взрослые.
2. В роликах должно демонстрироваться только желаемое поведение героев, при демонстрации нежелательного поведения в роликах, возрастает вероятность их намеренного выполнения из-за "подогретого" интереса.
3. При подходе сюжета ролика к моменту нежелательного поведения рекомендуется остановить кадр и прокомментировать что это опасно, и к каким результатам может привести данное поведение.
4. В демонстрируемых роликах, предназначенных для просмотра детьми должны отсутствовать элементы насилия.
5. Использование в роликах сложной терминологии делает их непонятными для аудитории не осведомленной в этих терминах.
4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВИДЕОМАТЕРИАЛАМ
Контейнер Microsoft AVI
|
|
720 x 576, 25 fps
|
|
На основе кадров
|
|
XvidMPEG-4 Codec
|
|
Без звука
|
|
Format
|
AVI
|
Format/Info
|
Audio Video Interleave
|
Format
|
MPEG-4 Visual
|
Format settings, BVOP
|
N o
|
Format settings, QPel
|
N o
|
Format settings, GMC
|
N o
|
Format settings, Matrix
|
MPEG
|
Motion search precision
|
Ultra High
|
Codec I D
|
XVID
|
Codec ID/Hint
|
XviD
|
Width
|
720 pixels
|
Height
|
576 pixels
|
Bits/(Pixel*Frame)
|
0.2
|
Контейнер Microsoft WMV
|
|
720 x 576, 25 fps
|
|
Width: 720 pixels
|
|
Height: 576 pixels
|
|
Bitrate Mode: CBR
|
|
Bits/(Pixel*Frame): 0.2
|
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛОКОВ ТРАНСЛЯЦИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕОРОЛИКОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАКАТОВ
(ИНФОРМАЦИОННЫХ СООБЩЕНИЙ) ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ТЕРМИНАЛЬНЫХ
КОМПЛЕКСАХ ОКСИОН И СЗИОНТ
1. Для эффективного и качественного информирования и обучения населения с использованием терминальных комплексов ОКСИОН и СЗИОНТ должен быть сформирован системный подход к формированию календарного плана трансляций информации. Расписание трансляций формируется с учетом оперативной обстановки и особенностей региона.
2. Видеоролики и электронные плакаты объединяются в блок, который утверждается и транслируется на терминальных комплексах ОКСИОН и СЗИОНТ в течение определенного промежутка времени (например, на месяц).
3. При составлении блока следует учитывать сезонные риски, социальную значимость и стилистическую актуальность информационных сообщений. Особое внимание необходимо уделять сообщениям по вопросам обеспечения детской безопасности.
4. Рекомендуется, чтобы продолжительность общего блока трансляций составляла не менее 2 часов.
5. Целесообразно включать в информационный блок материалы следующего характера:
- по правилам безопасного поведения в быту, на улицах и дорогах, на природе, на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте;
- по правилам профилактики пожаров;
- по правилам поведения при различных чрезвычайных ситуациях;
- сообщениями, посвященными государственным праздничным датам (День победы, День защитника Отечества и другие);
- материалами, повышающими имидж государственных служб, обеспечивающих безопасность населения.