Приложение 4. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДСИСТЕМАМ КСА ЕЦОР

Приложение 4

ТРЕБОВАНИЯ
К ПОДСИСТЕМАМ КСА ЕЦОР

КСА ЕЦОР включает в себя следующие функциональные подсистемы:

1. Подсистема приема и обработки обращений.

2. Подсистема поддержки принятия решений.

3. Подсистема комплексного мониторинга.

4. Интернет-портал.

5. Подсистема обеспечения координации и взаимодействия.

6. Подсистема комплексного информирования и оповещения.

7. Подсистема интеграции данных.

1. Подсистема приема и обработки обращений

Подсистема приема и обработки обращений предназначена для хранения и актуализации баз данных, обработки информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествиях), получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, информационно-аналитической поддержки принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о происшествиях), планированию мер реагирования. Подсистема должна иметь возможность привязки происшествия к электронной карте местности.

Подсистема должна обеспечивать следующие функции:

1) прием и обработка (регистрация и документирование) вызовов на единый телефонный номер, поступающих через операторов фиксированной и мобильной связи, в том числе:

а) автоматическое заполнение электронной карточки вызова данными, получаемыми от оператора связи (АОН, др. данные);

б) ручное (диспетчером, оператором) заполнение соответствующих полей электронной карточки;

2) дополнительный прием, регистрация, документирование вызовов поступающих посредством электронной почты, SMS, факс-сообщений, обращений через Интернет-портал, мобильных приложений, средств экстренной связи.

2. Подсистема поддержки принятия решений

Подсистема поддержки принятия решений предназначена для аналитической и информационно-справочной поддержки принятия управленческих решений, формирования аналитической и статистической отчетности.

Подсистема поддержки принятия решений должна обеспечивать выполнение следующих функций:

- моделирование распространения поражающих факторов аварий, природных катастроф и прогнозирование их воздействия на население и городскую инфраструктуру с динамической актуализацией результатов моделирования в зависимости от поступающих данных от КСА сегментов АПК БГ;

- автоматизация процесса принятия решений, в том числе использование типовых сценариев реагирования на основе утвержденных ведомственных регламентов при ликвидации кризисных ситуаций и происшествий;

- построение произвольных аналитических и статистических отчетов, в том числе:

а) сбор, обработку и представление информации о кризисных ситуациях и происшествиях, зарегистрированных в КСА ЕЦОР, в различной форме, в том числе и с применением средств деловой графики, и в различных разрезах (временном, территориальном);

б) формирование отчетов, как за указанный период, так и отчетов реального времени;

в) возможность построения отчетов с агрегацией показателей и с их детальной расшифровкой;

г) отчеты по кризисным ситуациям и происшествиям (превышение пороговых значений, устанавливаемых в настройках подсистемы и т.п.);

д) сбор и хранение статистической информации.

3. Подсистема комплексного мониторинга

Подсистема комплексного мониторинга предназначена для сбора и обработки данных, поступающих от всех КСА входящих в состав АПК "Безопасный город" с целью предупреждения возникновения угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.

Подсистема комплексного мониторинга должна предоставлять должностным лицам совокупную и полную информацию на основе данных, связанных с природными, техногенными угрозами и экологическими угрозами, полученных от существующих и перспективных КСА, входящих в состав, а также от взаимодействующих с АПК "Безопасный город".

Подсистема комплексного мониторинга должна иметь возможность представления информации, а также возможность автоматического информирования должностных лиц при получении данных о следующих КСП или ЧС:

- подтопления территории города;

- сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;

- появление оползней;

- вероятность возникновения ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;

- задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров;

- транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;

- пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;

- обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;

- аварии на магистральных трубопроводах;

- аварии на подземных сооружениях;

- прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

- аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;

- аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;

- аварии с разливом нефтепродуктов;

- аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;

- аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;

- прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;

- просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека.

Подсистема комплексного мониторинга должна иметь возможность отображения информации о КСП или ЧС на электронной карте со следующими возможностями:

- место возникновения КСП или ЧС;

- отображение зон ответственности ДДС;

- для каждого ДДС отображение объектов учета и мониторинга, входящих в зону ответственности данного ДДС;

- атрибутивный поиск на карте объектов классифицированных типов;

- указание и уточнение местоположения объектов, связанных с происшествием, как с помощью визуальных графических средств, так и с помощью прямого ввода координат;

- прокладка маршрутов движения между заданными объектами;

- отображение мест расположения источников первичной информации (оконечных устройств);

- расположение потенциально опасных и критически важных объектов, относящихся к зоне возможного влияния КСП или ЧС, с возможностью получения детализированной информации;

- информация о текущем местонахождении и перемещении сил и средств реагирования;

- характеристики территории;

- отображение картографических слоев многослойного цифрового плана города (здания, границы кварталов, зеленые массивы, водные объекты, железные дороги, мосты, улицы и т.д.) в произвольном масштабе с возможностью настройки параметров отображения (порядок отображения слоев, цвета и стили линий и заливок, шрифты надписей, использование условных знаков и т.д.);

- выполнение пространственных измерений;

- вычисление прямоугольных или географических координат объекта по его почтовому адресу и наоборот (поддержка геокодирования);

- поиск объекта по его почтовому адресу, телефону, наименованию.

4. Интернет-портал

Интернет-портал предназначен для обеспечения информационного обмена с населением города и должен являться эффективным средством коммуникации в задачах предупреждения, устранения инцидентов и чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий.

Интернет-портал должен предоставлять пользователям глобальной вычислительной сети Интернет следующие возможности:

- предоставлять актуальную информацию о событиях, напрямую или косвенно связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и среды обитания, а также о допустимых к общему доступу событиях и заявках с обозначением их статуса и с привязкой к местности (обозначением на электронной карте города);

- предоставлять пользователям глобальной вычислительной сети Интернет возможность информировать должностных лиц о событиях, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и среды обитания, с возможностью присоединения мультимедийной информации;

- предоставлять пользователям глобальной вычислительной сети Интернет актуальную информацию о статусах исполнения обращений граждан с отображением на электронной карте города.

5. Подсистема обеспечения координации и взаимодействия

Подсистема обеспечения координации и взаимодействия должна обеспечивать оперативное доведение информации и задач, в соответствии с регламентами взаимодействия, до органов повседневного управления. Подсистема обеспечения координации и взаимодействия должна, также обеспечивать контроль исполнения задач.

Взаимодействие между всеми КСА, участвующих в информационном обмене должно выполняться по правилам Единого стека открытых протоколов, требования к которому представлены в Приложении 1.

Подсистема обеспечения координации и взаимодействия должна обеспечивать следующее:

- организация межведомственного взаимодействия в работе служб оперативного/экстренного реагирования при реагировании на чрезвычайные ситуации;

- обеспечение возможности управления статусами событий в многопользовательском режиме;

- автоматизированное формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;

- контроль хода исполнения поручения и автоматический запуск сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения.

6. Подсистема комплексного информирования и оповещения

Подсистема комплексного информирования и оповещения предназначена для информирования населения о событиях связанных с угрозами безопасности жизнедеятельности и среды обитания.

Подсистема комплексного информирования и оповещения должна обеспечивать оповещение и информирование граждан, по заранее подготовленным шаблонам и сценариям, посредством направления информационных сообщений, через Подсистему интеграции данных (по правилам Единого стека открытых протоколов), существующим и перспективным КСА, предназначенным для оповещения и информирования населения об угрозах общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

7. Подсистема интеграции данных

Подсистема интеграции данных КСА ЕЦОР должна обеспечивать надежный защищенный информационный обмен между КСА АПК "Безопасный город" по правилам Единого стека открытых протоколов взаимодействия (требования к Единому стеку протоколов представлены в Приложении 1).

Основными задачами подсистемы интеграции данных являются:

- интеграция разнородных КСА АПК "Безопасный город" с целью организации комплексного информационного взаимодействия, а также с целью обеспечения целостного процесса обработки информации;

- обеспечение информационного взаимодействия КСА ЕЦОР с КСА "Региональная интеграционная платформа";

- обеспечение доступа для КСА АПК "Безопасный город" к необходимым ресурсам в соответствии с регламентами взаимодействия и предоставления информации.

С целью решения задачи интеграции разнородных КСА, в подсистему интеграции данных должны входить следующие модули:

- модуль ведения реестра КСА АПК "Безопасный город";

- модуль маршрутизации.

Модуль ведения реестра КСА АПК "Безопасный город" должен обеспечивать следующие функции:

- ведение, хранение и резервное копирование информации о всех КСА, входящих в состав АПК "Безопасный город";

- обеспечение целостности данных;

- обеспечение авторизованного доступа к данным;

- ведение журнала операций информационного обмена.

Модуль маршрутизации должен обеспечивать организацию маршрутизации, ведение очередей и гарантированную доставку информации, передаваемой между всеми КСА АПК "Безопасный город", а также между КСА ЕЦОР и КСА "Региональная интеграционная платформа".

В состав вышеперечисленных функциональных подсистем КСА ЕЦОР должны входить следующие обеспечивающие подсистемы:

1. Подсистема обеспечения информационной безопасности.

2. Подсистема архивирования.

3. Подсистема резервирования.

4. Подсистема административного управления.

5. Подсистема хранения данных.

6. Подсистема электронного документооборота.