Приложение 1. МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | "О защите населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" | Преамбула
"О защите
населения и территорий субъекта Российской Федерации
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера"
Настоящий закон регулирует отношения в области защиты населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе обеспечения органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайных ситуаций), а также при ликвидации их последствий.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Основные понятия, применяемые в данном законе, используются в значениях, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иными федеральными законами.
Статья 2. Правовая основа защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации
Правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, конституция/устав субъекта Российской Федерации, настоящий закон, иные законы и нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты.
Статья 3. Территориальная подсистема субъекта Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Территориальная подсистема субъекта Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема РСЧС) объединяет органы управления, а также силы и средства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
2. Порядок организации и функционирования, структура, состав сил и средств территориальной подсистемы РСЧС определяются Положением о территориальной подсистеме, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 4. Принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и основные направления осуществления мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Основными принципами организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
а) заблаговременное, плановое проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;
б) обязательная и всеобщая подготовка населения к действиям при угрозе, возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) устойчивое функционирование территориальной подсистемы РСЧС;
г) необходимая достаточность и максимально возможное использование сил, средств, резервов материальных ресурсов территориальной подсистемы РСЧС и ее звеньев для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. При недостаточности указанных сил и средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обращаются в федеральные органы исполнительной власти за привлечением сил и средств органов исполнительной власти Российской Федерации.
2. Основными направлениями осуществления мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
а) анализ обстановки и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций;
б) разработка и реализация нормативных правовых актов по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) декларирование безопасности промышленной деятельности;
г) страхование гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности;
д) организация государственной экспертизы и установление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
е) поддержание в готовности сил и средств территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации.
Статья 5. Гласность и открытость информации в области защиты населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
1. Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
2. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководители организаций оперативно и достоверно информируют население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения от них.
4. Порядок обеспечения такой информацией населения, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативными актами Российской Федерации.
Глава 2. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) в рамках единой государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации осуществляет общее руководство функционированием территориальной подсистемы РСЧС;
2) вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС;
3) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
4) принимает решение о создании исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, гражданской обороны, определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности данного органа;
5) устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
6) при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС, а также при установлении регионального (межмуниципального) уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС определяет руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, и принимает в пределах своей компетенции дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с п. 4 статьи 4 настоящего закона;
7) определяет в пределах своей компетенции уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающие создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", ее эксплуатацию и развитие;
8) образует, формирует и упраздняет совещательные и иные вспомогательные органы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, определяет порядок их деятельности;
9) осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
1) разрабатывает, утверждает и реализует государственные программы субъекта Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
2) создает комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации;
3) организует и обеспечивает проведение научных исследований, разработку и выполнение специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации соблюдение мер безопасности в процессе производства, хранения, перевозки и использования радиоактивных и других опасных веществ;
5) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности людей на водных объектах;
6) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, определяет порядок их использования;
7) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей на водных объектах, организует проведение мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
8) определяет порядок информирования населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществляет сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
9) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий, организует их подготовку и обеспечивает выполнение мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера;
10) организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обеспечивает поддержание необходимого общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается в Правительство Российской Федерации за оказанием помощи;
11) оказывает финансовую и материально-техническую помощь и поддержку аварийно-спасательным службам и аварийно-спасательным формированиям, а также устанавливает дополнительные социальные гарантии их сотрудникам, исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
12) осуществляет координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и подведомственных организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
13) организует подготовку руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
14) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
15) обеспечивает поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности и осуществляет информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
16) содействует территориальному органу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
17) принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев предоставления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут предоставлены;
18) реализует иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
3. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера <2>:
--------------------------------
<2> Примечание. В случае заключения соглашения между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче осуществления полномочий субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера территориальному органу федерального органа исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера может не создаваться; его полномочия в этом случае будет реализовывать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1) участвует в разработке и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
2) разрабатывает, утверждает и реализует ведомственные целевые программы субъекта Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
3) организует проведение мероприятий по подготовке и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обучение населения способам и действиям в указанных ситуациях;
4) обеспечивает в пределах своей компетенции проведение эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
5) осуществляет информирование населения о чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
6) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также обеспечивает в пределах своей компетенции общественный порядок в ходе их проведения;
7) осуществляет в пределах своей компетенции финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
8) координирует деятельность исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации и организаций по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также организует в пределах своей компетенции проведение мероприятий по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
9) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
10) содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических средств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
11) проводит мероприятия по созданию и поддержанию в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения субъекта Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях;
12) осуществляет сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивает, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
13) осуществляет в пределах своей компетенции контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
14) обеспечивает своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
15) осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <3>
--------------------------------
<3> Примечание. Законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа вопросов местного значения городских поселений по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. При отсутствии указанного закона в субъекте Российской Федерации, в сельских поселениях полномочия, названные в п. 1 статьи 5, реализуют органы местного самоуправления муниципальных районов. Что касается городских округов с внутригородским делением, то на территориях внутригородских районов, обладающих статусом самостоятельного муниципального образования, соответствующие полномочия на всей территории городского округа осуществляют органы местного самоуправления городского округа.
Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий, указанных в п. 1 статьи 5, между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
(См.: Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//СЗ РФ. 2014. N 22. Ст. 2770).
С учетом требований ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами этих субъектов Российской Федерации.
1. Органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов самостоятельно:
1) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
2) принимают решения об организации и проведении эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях;
3) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
4) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
7) содействуют устойчивому функционированию организаций при чрезвычайных ситуациях;
8) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
9) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС;
10) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
11) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
12) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
14) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Органы местного самоуправления содействуют территориальному органу по субъекту Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Глава 3. Управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 8. Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <4>
--------------------------------
<4> Примечание. 1. При заключении соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать на себя оперативное управление территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации в части выполнения им полномочий по организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. В структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть создан специальный орган, уполномоченный на решение задач по обеспечению единого оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях. Положение об этом уполномоченном органе исполнительной власти утверждается высшим государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В муниципальных районах и городских округах, входящих в состав территории субъекта Российской Федерации, может быть создано территориальное подразделение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации при участии территориального органа по субъекту Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 9. Комиссия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
1. Обеспечение координации действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и организаций в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет комиссия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - комиссия по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации).
2. Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и ее персональный состав утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. <5>
--------------------------------
<5> Вариант п. 2: "Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и ее персональный состав утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).".
Статья 10. Функционирование органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС
1. Органы управления и силы территориальной подсистемы РСЧС функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
2. Порядок организации деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС по защите от чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим законом.
3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования:
- решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения;
- решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию либо территорию сельского поселения, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
- решением главы городского округа (городского округа с внутригородским делением) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа; <6>
--------------------------------
<6> Вариант абзаца 3 п. п. "б" п. 3: "решением главы городского округа (городского округа с внутригородским делением) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа (включая территорию внутригородского района, имеющего статус самостоятельного муниципального образования - в городских округах с внутригородским делением).".
Для городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя:
решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
4. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, указанные в пункте 3 настоящей статьи, может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
2) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
3) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
4) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
5) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Статья 11. Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с задачами, возложенными на территориальную подсистему РСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и степени готовности должностных лиц, сил и средств к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций при их возникновении, и осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения гражданской обороны и пожарной безопасности по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Субъект Российской Федерации участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заключает в этих целях договоры и соглашения о сотрудничестве с зарубежными городами, регионами, административно-территориальными и государственно-территориальными образованиями, иностранными юридическими лицами.
Глава 4. Меры по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 13. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зон экстренного оповещения населения
1. Границы зоны чрезвычайной ситуации определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций и по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и руководителями организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
2. Границы зоны экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения гражданской обороны и пожарной безопасности по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации.
Статья 14. Мониторинг опасных природных процессов и явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
1. Мониторинг опасных природных процессов и явлений осуществляется с целью своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными природными процессами и явлениями, и снижению до минимального уровня наносимого их воздействием ущерба населению субъекта Российской Федерации, его экономике и окружающей среде.
2. В отношении потенциально опасных объектов, территории субъекта Российской Федерации органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, производится систематический прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий.
3. Мониторинг опасных природных процессов и явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций осуществляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством.
4. Результаты мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются основанием для принятия решений о проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и планированию действий при чрезвычайных ситуациях. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции учитывают результаты прогноза и составленные на его основе рекомендации при разработке, утверждении и реализации государственных и муниципальных программ, а также своевременно обеспечивать население и организации информацией о результатах прогнозирования.
Статья 15. Участие общественных объединений в обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Общественные объединения, участвующие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления территориальной подсистемы РСЧС. На органы управления территориальной подсистемы РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе в порядке оказания поддержки передавать во временное владение и (или) в пользование общественным объединениям, участвующим в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для участия в таких мероприятиях. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности участников таких общественных объединений.
Статья 16. Государственные программы субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации организует разработку, утверждает и обеспечивает выполнение государственных программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие и совершенствование технических средств защиты населения от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, поддержание в этих условиях устойчивого функционирования организаций, прежде всего связанных с обеспечением жизнедеятельности населения.
2. По государственной программе субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Государственной программой субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Статья 17. Подготовка перечня критически важных и (или) потенциально опасных объектов
1. Каждый критически важный и (или) потенциально опасный объект на территории субъекта Российской Федерации подлежит обязательному категорированию (классификации) в зависимости от уровня потенциальной опасности возникновения природных и техногенных аварий и катастроф и включению в единый перечень критически важных и (или) потенциально опасных объектов.
2. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет:
разработку перечня критически важных и (или) потенциально опасных объектов субъекта Российской Федерации;
согласование перечня критически важных и (или) потенциально опасных объектов субъекта Российской Федерации с территориальными органами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организациями.
Статья 18. Государственная экспертиза
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Статья 19. Подготовка населения к действиям по защите при чрезвычайных ситуациях
1. Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
- обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- выработка у руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в территориальную подсистему РСЧС;
- практическое усвоение работниками в составе сил территориальной подсистемы РСЧС своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.
3. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
- население, занятое в сфере производства и обслуживания, обучающиеся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций высшего образования;
- руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- работники органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в составе сил территориальной подсистемы РСЧС;
- население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
4. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил территориальной подсистемы РСЧС к действиям при чрезвычайных ситуациях осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации, на курсах, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и непосредственно по месту работы.
Статья 20. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в состав территориальной подсистемы РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
2. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Глава 5. Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья 21. Оповещение о чрезвычайной ситуации
1. Руководитель, иное должностное лицо эксплуатирующей организации либо комиссии по чрезвычайным ситуациям обязаны немедленно уведомить орган управления территориальной подсистемы РСЧС по защите от чрезвычайных ситуаций при соответствующих органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации о возникшей на объекте или подведомственной территории чрезвычайной ситуации.
2. Органы управления территориальной подсистемы РСЧС, в распоряжение которых поступила информация о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с Положением о территориальной подсистеме РСЧС по защите от чрезвычайных ситуаций обязаны:
- немедленно оповестить население, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъекту Российской Федерации, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, глав муниципальных образований, руководителей объектов, расположенных в опасной зоне, о характере и масштабах бедствия, реальной угрозе для жизни, здоровья и имущества граждан;
- проинформировать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 22. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
В целях обеспечения необходимых условий для успешного осуществления работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций органы управления территориальной подсистемы РСЧС в пределах своей компетенции:
- проводят мобилизацию необходимых материально-технических ресурсов (фондов, сырья, материалов, транспортных средств, производственной продукции) организаций независимо от их принадлежности и форм собственности с последующей компенсацией нанесенного ущерба;
- изменяют режим работы организаций независимо от их принадлежности и форм собственности, производят иные изменения производственной (хозяйственной и иной) деятельности, необходимые для достижения цели по ликвидации чрезвычайной ситуации;
- прекращают либо приостанавливают функционирование организаций любой формы собственности, на которых возникла чрезвычайная ситуация или деятельность которых может усугубить возможные вредные последствия;
- объявляют карантин или особое положение с указанием необходимых ограничений;
- проводят временную эвакуацию населения из зон, подвергшихся опасному воздействию чрезвычайных ситуаций, угрожающему жизни и здоровью населения.
Статья 23. Организация работ в чрезвычайных ситуациях
1. Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организаций, муниципальных образований, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
2. Непосредственное руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, или руководитель организации, к компетенции которого отнесено решение данных вопросов.
3. Решения руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Первоначальные действия по локализации и ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации организуются согласно заранее разработанному плану. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, то руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обращается за помощью к комиссии по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации. Комиссия по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
5. Организация и ведение аварийно-спасательных работ аварийно-спасательными службами и спасателями на объекте или территории субъекта Российской Федерации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Статья 24. Служебное расследование чрезвычайных ситуаций
1. Любая чрезвычайная ситуация расследуется специальной комиссией с целью оценки нанесенного ущерба, выяснения причин возникновения и развития аварий, катастроф и выработки мер по их предотвращению в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Материалы по результатам служебного расследования чрезвычайных ситуаций должны передаваться в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечения виновных к ответственности.
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Глава 6. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 26. Финансирование государственных программ и других мероприятий
1. Финансирование государственных программ субъекта Российской Федерации и других мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
2. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности на критически важных и/или потенциально опасных объектах, предупреждению возникновения на них аварий, катастроф осуществляется за счет средств указанных объектов.
Статья 27. Финансирование органов управления территориальной подсистемы РСЧС
1. Финансирование постоянно действующих органов управления территориальной подсистемы РСЧС, строительство ее объектов, развитие и совершенствование поисково-спасательной службы и других подразделений осуществляются за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
2. Финансирование территориальной подсистемы РСЧС из бюджета субъекта Российской Федерации планируется отдельной строкой.
3. В дополнение к перечисленным источникам финансирования для выполнения задач, возложенных на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, используются средства, полученные им от выполнения платных услуг.
Статья 28. Платные услуги в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Перечень платных услуг в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, тарифы и порядок взимания платы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Средства от оказания платных услуг в области предупреждения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций перечисляются на счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 29. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального характера является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
2. Организации, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации, участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Статья 30. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно создаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в субъекте Российской Федерации в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
2. Размеры резервов финансовых и материальных ресурсов субъекта Российской Федерации устанавливаются законом о бюджете субъекта Российской Федерации.
3. Порядок расходования резервов финансовых и материальных ресурсов субъекта Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. <7>
--------------------------------
<7> Вариант п. 3: "Порядок расходования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).".
Статья 31. Фонды обязательного страхования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
1. Организации, осуществляющие деятельность, связанную с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций (с потенциально опасной деятельностью), застраховывают свою ответственность за причинение ущерба гражданам и окружающей среде.
2. Фонды страхования используются на прогнозирование, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Использование их на иные цели запрещается. Конкретные условия и порядок страхования ответственности за причинение ущерба, а также порядок образования и расходования страховых фондов определяются законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Статья 33. Приведение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом
1. Нормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в двухмесячный срок в установленном порядке вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о приведении законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом.