1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Модельные акты для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующих отношения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, разработаны на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормативные решения, содержащиеся в модельных законах, учитывают разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренное в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кроме того, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемые в модельных законах, учитывают механизм разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установленный в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Идея разработки модельных документов состоит в обобщении опыта регулирования законами субъектов Российской Федерации соответствующих отношений и определении нормативных предложений по оптимизации правового регулирования.
Разработка и издание модельных документов представляет собой один из способов воздействия на законотворчество субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они актуальны для законов, принимаемых по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральные законы по вопросам совместного ведения по своей сути не могут содержать исчерпывающего регулирования всех вопросов в соответствующей сфере.